На Пасху

Игорь Булышов
Я придумал несколько картин с христианской тематикой, которые можно сложить из старой «Детской мозаики». Она имеет поле 26х20 и элементы четырёх цветов – синего, красного, жёлтого и белого. Точной комплектации я не помнил, поэтому использовал самое большее 21 прямоугольник и 16 квадратиков каждого цвета, а  треугольников – по 12 белых и синих и по 10 красных и жёлтых. Ну, это так, технические подробности для тех, кто захочет самостоятельно сложить из такой мозаики мои картины.

Первая из них посвящена празднику Пасхи и иллюстрирует тему распятия Иисуса. Для разъяснения её смысла приведу сначала евангельские тексты, которые послужили для неё основой.

«И привели Его на место Голгофу, что значит: «лобное место». Был час третий, и распяли Его. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его» (Мар.15:22,25,27).

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-Еврейски, по-Гречески, по-Римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Иоан.19:19-22).

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:39-43).

В соответствии с данными текстами, на моей картине в правом углу изображена Голгофа – невысокий холм, красный от пролитой на нём крови. На её вершине в центре – высокий крест Иисуса Христа золотого цвета, справа и слева от него – кресты поменьше, на которых были распяты разбойники.

В левом углу буквы «INCI», тоже золотые, обозначающие надпись на кресте «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Вообще-то в греческом оригинале вместо третьего слова «царь» буквально написано «василевс» (а в римском варианте – «рекс»). Но я решил заменить букву «В» по двум причинам. Во-первых, её трудно изобразить при таком ограничении в размерах и материалах – разве что сделать её строчной «b». А во-вторых, я хотел приблизить свою надпись к привычному для российского православия сокращению «ИНЦИ», которое часто встречается в церковной живописи. Поэтому я поставил третьей латинскую букву «цэ», которая может обозначать слово «Caesar» – «цезарь» или по Синодальному переводу «кесарь» (Иоан.19:15), поскольку это был официальный титул римских императоров того времени. В принципе, моя буква слегка похожа и на вытянутую «В», так что европейцы могут трактовать её на свой лад. Если же кому-то не совсем по душе моя некоторая вольность с этими буквами, то я как автор картины могу повторить слова Пилата: «Что я написал, то написал». Только у него это прозвучало пророчески – что Иисус действительно является истинным Царём Израиля (и вообще всего мироздания).

Ну а сверху на сцену распятия смотрит огромный Божий глаз небесно-синего цвета, в огненно-красном зрачке которого сияет солнце. Из этого глаза на землю падает красная дождинка – Божья слеза в виде капли крови из ран Иисуса. Она коснулась разбойничьего креста, и он стал белым – разбойник получил прощение грехов и облёкся в белые одежды святости. Второй крест так и остался тёмным – разбойник отверг Христа и пошёл в мрачный ад.

По-моему, несмотря на скудость изобразительных средств, картина получилась глубокой и вызывающей духовные мысли. Буду рад, если она понравится многим людям и заслужит их одобрительную оценку, а главное – побудит их задуматься о жертве Иисуса Христа и её значении лично для них. Желаю всем в вечности быть в раю с Господом и поздравляю с праздником светлого Христова воскресения!