Моя родословная. 3-й этап

Леонид Блохин
                Моя родословная. 3-й этап

    За прошедшее время мои исследования родословной Блохиных продвинулись далеко вперед.

1. В сентябре 2019 года мною были изучено несколько документов из Российского архива древних актов (Москва).  В них я нашел ответ на вопрос: почему мой предок Иван Васильевич в 1710 году не был записан в число крестьян князя Гагарина, а по переписи 1716 года уже числится в бегах.
После изучения документов, прояснилась такая картина. В июле 1715 года  жители с. Покровского узнали о предстоящей переписи. Зная также о том, что всех крестьян, в том числе и однодворцев Петр I приказывает записывать за каким-либо помещиком, чтобы легче было собирать налоги, мой предок со своим братом решились на авантюру.

   Поскольку,  граница Арзамасского уезда проходила сразу за околицей  села, мой предок Иван Васильевич с женой и его брат Василий Васильевич с женой и двумя дочерьми,  решили отсидеться во время переписи в соседнем селе Исупово, что расположено в 5 км южнее Покровского и входило уже в Алаторский уезд, где перепись проходила в другие сроки. Они решили пожить какое-то время  у своего знакомого Спиридона - жителя  с. Исупова, пока будет проходить перепись в Покровском.  За то чтобы он приютил их, было отдано три овцы. И вот они с семействами, прихватив свою мать Анну Филипповну, переехали в соседнее село, полагая, что перепись пройдет без них,  и они останутся свободными однодворцами. Но, ни тут то было. Один из жителей Покровского выдал их, и они были все-таки записаны за помещиком князем Гагариным, как беглые. Таков был указ царя. Впоследствии мой предок Иван Васильевич с женой вернулся на свое место жительство в с. Покровское, а его брат Василий Васильевич с женой нет. Дальнейшая его судьба неизвестна.

2. В сентябре 2020 года я посетил Государственный архив Пензенской области.  Целью моего посещения было узнать  о судьбе Никиты Елисеевича Блохина родного брата моего предка Василия Елисеевича,  сын которого, Михаил Никитич,  числился помещиком Пензенского уезда.  Я очень надеялся, что в документах будет схема родословной, по которой можно будет определить истинного предка  Исая.

   Схема родословной действительно нашлась, но она почти полностью повторяла схему Ивана Ивановича Блохина, поданную в 1743 году, на которой Исай был обозначен, как сын Алексея Алексеевича Блохина, что является полнейшим бредом, так как год рождения Алексея Алексеевича известен - 1672 , а год рождения Исая примерно 1566-й.  Видимо дворяне 18 столетия старались искусственно удлинить свои родословные для придания солидности своему роду.

   Конечно,  очень странно, что подавая эту роспись, Михаил Никитич совсем ничего не знал о своем дяде стольнике Иване Елисеевиче, и знал только о самом существовании еще одного своего дяди, моем предке Василии Елисеевиче Блохине. Но, имеем, что имеем. Поиски продолжались.

3. В декабре 2020 года в том же Российском государственном архиве древних актов мною бы обнаружен документ, проливающий свет на истинное происхождение Исая – « Дело Семена да Матвея Исаевых детей Блохиных о справке за ними после отца их Исая Блохина в Арзамасском уезде». В этом документе прямо написано, что земли , на которые претендуют  Матвей и мой предок Семен Исаевич Блохин ранее принадлежали отцу их Исаю ВАСИЛЬЕВИЧУ Блохину и его брату Алексею Васильевичу.

  Так мною было наконец-то установлено правильное отчество Исая. Пазлы сложились. Теперь можно было составить полную родословную моего рода, которая неоднократно попадалась мне в различных архивах.
Как я и предполагал, Исай Васильевич оказался старшим братом Матвея Васильевича Блохина, который служил на Арзамасской засечной черте в 1597-1620 годах и, вероятно, братом  Данилы Васильевича и Якова Васильевича Блохиных, от которых пошли тверские Блохины, что выглядит вполне логичным по годам и по отношениям между тверскими и арзамасскими Блохиными.

   Но это «вероятно» требует проверки, так как вполне может быть, что был еще какой-то Василий, о котором я пока не знаю, например Василий Андреевич – племянник Василия Ивановича, которого я записываю в свои предки.

Итак, на сегодняшний день моя ветвь родословной выглядит так:

1-е поколение: Беркей (Аникей) (прим. 1301 г.р.)
2-е поколение: Юрий Аникеевич
3-е поколение: Иван Юрьевич Аничков
4-е поколение: Григорий Иванович Красная Коса (Аничков)
5-е поколение: Иван Григорьевич Аничков
6-е поколение: Иван Иванович (Блоха) Аничков
7-е поколение: Василий Иванович Блохин  (прим. 1516 г.р.)
8-е поколение: Исай Васильевич Блохин (прим. 1566 г.р.)
9-е поколение:  Семен (Семой) Исаев сын  Блохин (прим.1592 г.р.)
10-е поколение: Елисей Семенов сын Блохин (1645 г.р.)
11-е поколение: Василий Елисеев сын  Блохин (прим. 1669 г.р.)
12-е поколение: Иван Васильевич  Блохин  (1693 г.р.)
13-е поколение: Иван Иванов сын Блохин (1716 г.р.)
14-е поколение: Харитон Иванов сын Блохин (1745 - 1801)
15-е поколение: Прокофий Харитонов Блохин (1778 г.р.)
16-е поколение: Петр Прокофьев Блохин (1820 г.р.)
17-е поколение: Иван Петров Блохин (1852 г.р.)
18-е поколение: Иван Иванович Блохин (1894-1976)
19-е поколение: Геннадий Иванович Блохин (1935-2009)
20-е поколение: Леонид Геннадьевич Блохин (1965 г.р.)

4. После всего вышеизложенного  есть смысл порассуждать о судьбе Исая Васильевича Блохина и его детей Алексея, Семена, Матвея.

   Дело, которое я нашел в РГАДА,  показывает, что за ним были имения в Арзамасском уезде. В те времена поместья просто так никто никому не раздавал. Это значит,  что Исай Васильевич служил по Арзамасу, также как и его братья Алексей и Матвей. К сожалению арзамасские десятни периода 1597-1613 гг. не сохранились и мы не можем проследить его службу, но можно сделать некоторые выводы его биографии по известной службе его детей,  в том числе моего прямого предка Семена Исаевича.

   Известно, что  после смуты 1601-1613 гг. возвысились те дети боярские и дворяне, которые должным образом показали себя на поприще защиты Отечества от обоих Лжедмитриев и польских интервентов. Заслуги отцов стали для их детей хорошим трамплином для продвижения по службе.
Ни это ли мы видим в нашем примере? Скорее всего так и есть!

   По десятне 1613 года Семен и Алексей Исаевы дети Блохины, тогда еще довольно молодые люди,  состоят в числе самых привилегированных дворян и детей боярских, им розданы имения по 650 четей, даже их дядя, который служит с 1587 года получил лишь 550 четей. С чего бы такая милость? Дело в том , что в этой десятне нет ни Исая Васильевича, ни Алексея Васильевича Блохиных. Так может Семену и Алексею Исаевичам даны поместья за заслуги их отца? Очень даже вероятно!

   Не будем забывать, что во времена смуты Арзамас «отложился» от Нижнего Новгорода и поддерживал Лжедмитрия. Воевал против правительственных войск Василия Шуйского до 1607 года. Схватки были, но арзамасцы были не на стороне царя. Только в 1608 году арзамасцы стали поддерживать  Москву.

   Едва ли не единственным известным военным походом арзамасцев в эти годы является поход против поляков под руководством Ляпунова. 30 марта 1608 года сводный отряд рязанцев и арзамасцев принял бой против отряда польских интервентов под руководством полковника Лисовского под городом Зарайском. В том бою полегло 300 арзамасцев. Только имена четверых из них сегодня известны.  С большой степенью вероятности можно сказать, что Исай и Алексей Васильевичи Блохины покоятся в братской могиле под Зарайском, под холмом , который приказал насыпать Лисовский ради своей славы. Это был их вклад  в защиту Отечества и благополучия их детей, в том числе моего предка Семена Исаевича Блохина.