Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 42

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Мог бы стать ювелиром

"Человеческие таланты способны дремать в неведении до тех пор, пока судьба не вынудит их обладателя действовать"
(Альфонс де Ламартин)

   31 января во всем мире свой профессиональный праздник -Международный день ювелира -  отмечают мастера, что делают нашу жизнь прекрасней.
Украшать себя люди любили всегда...
Драгоценные камни - вот красота!
Камни  в ушах, на пальце, на шее -
Такие красивые украшенья!
Ювелиров ценили, но не любили,
Они ведь волшебники - магами были.
Хорошего умысла не оценить -
Камнем удачу приворожить.
(стихи автора)
   Профессия ювелира - одна из самых древних, ведь украшать себя люди любили всегда. Первые украшения изготавливали из разнообразных подсобных материалов, поддающихся обработке примитивными инструментами того времени. Это были  бусы из ракушек, ожерелья из клыков, камушки с дыркой на кожаной полоске… Самые богатые и роскошные украшения носил вождь племени. Чем больше звериных клыков на шее у вождя, значит он хороший охотник и пользуется уважением  у соплеменников и своих  воинов.
"Быть вождём лишь тот один достоин, Кому и честь, и жизнь вручает воин"
(Ж. Расин)
   Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения, выполненные из драгоценных металлов с самоцветами. Здесь появились и первые ювелиры, их можно назвать в полном смысле слова  златокузнецами.
   Обилие золота в Риме было сказочным. Согласно легендам император Нерон сжег Рим, чтобы собрать золото в домах и пепелищах погорельцев.
   Главным изобретением римлян и их истинным детищем были камеи. Известны и более древние, греческие камеи, но римляне дали им новую художественную жизнь. Профили императоров, военные сцены, Амуры, Афины, Психеи и горгоны Медузы были излюбленными сюжетами на этих уникальных миниатюрах в драгоценных оправах.
   Чаще всего для камей использовались сардоникс, гиацинт, сердолик и оникс. От размера, рисунка и изящества изделия зависела цена этих резных совершенств. Как правило, в камеях фигуры -  из светлого слоя камня, а фон  для большей выразительности - более темный контрастный тон.
   Качественные римские камеи прозрачнее всех, и они использовались в перстнях, фибулах, брошах и в ожерельях. Итальянцы очень увлекались их коллекционированием и после падения Рима от рук варваров, уже в эпоху Ренессанса.
   В России любовь к камеям, в частности древнеримским, была огромна. Императрица Екатерина Великая скупила  через своих послов крупные европейские коллекции герцога Орлеанского, лорда Беверли и Казановы. Все они были доставлены в Петербург - Северную Пальмиру - и теперь хранятся в Эрмитаже.
  Произведения древних мастеров и сейчас поражают красотой и изяществом. В украшениях использовались драгоценные камни, жемчуг, янтарь, самоцветы. Мелким жемчугом было принято расшивать верхнюю одежду. Золотые серьги  с драгоценными камнями носили члены княжеской семьи.
Ювелир волшебный мастер,
Красота его конёк,
Он холодный слиток может,
Превратить в пару серёг.(1)

Ювелирное искусство Древней Руси

  Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие.
  История ювелирного дела в России уходит корнями в далекое прошлое и начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества (XIX - XII века).
 Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек, браслетов, чем у мужчин.
  Так, распространенные на Руси височные кольца и колты* плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день. (2)
* Колт - древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью.
И вот опять по всей деревне поползли эти слухи,
Что ночью на погосте шныряют злые духи,
Они всех прохожих собою пугают,
Орут, воют, а иногда и кусают.
(строки из песни "Сектор Газа")
  В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищали рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук - браслеты, на шее - ожерелья, на лбу - специальная повязка, а виски, как обнажённое место, - защищались  кольцами.
  Височные кольца или Усерязь* - очень известные у древних славян украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами.
* "Усерязь" - ушная украса, серёжка, заушница.
  Височные кольца - бронзовые, серебряные, золотые  вплетались в волосы у висков. (3) Не редко их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. 
  На колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои.
  По виду височных колец в древности можно было очень легко отличить представителей разных племён, а также положение девушки/женщины в обществе
  Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Найдены как в деревенских курганах, так и в крупных городах.
   Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.
  Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как славяне придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считались типично славянскими украшениями.
"Ювелирные изделия в комплектах любят только славянки. Прошу, собирайте комплекты сами, не носите одинаковое"
(Ольга Гуцал)
   В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову.
  В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек.
  Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки.
   Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.
  В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое, чуть ниже - следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.
"Славяне - народ душевный, конечно, но крайне непредсказуемый"
(Василий  Орехов)
   На Руси широко использовались золотые и серебряные оправы для камней, а сами драгоценные камни считались символом верховной власти. Ими инкрустировались корона, скипетр, царский жезл и держава. Царские кладовые постоянно пополнялись самоцветами, которые везли со всех концов мира.
   При Петре I уральские самоцветы приобрели всемирную известность. На Руси начали строить шлифовальные и гранильные фабрики.
   В середине XVII  века началась добыча русских самоцветов. На Урале были открыты месторождения малахита, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы.
   Блестящий век Екатерины II стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных заводов тех времен характеризуется оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционным русским эстетизмом.
   Для каждого времени в русском ювелирном искусстве существует излюбленное сочетание гамм самоцветов. Если во второй половине XVII  века произведения русских ювелирных заводов отличались сочетанием в одном изделии ярких сапфиров и рубинов, часто в сочетании с эмалями, то в XVIII  веке излюбленным камнем аристократии становится бриллиант - ограненный алмаз.
  В России, начиная с середины XIX века начали добываться драгоценные камни - алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки камня в это время достигло высокого уровня.
Ювелиры - особая каста,
Этим людям дано разглядеть,
Что таится в гранях алмазных:
Счастья свет или грустный сюжет.(1)
   Во второй половине XIX  века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи.
   В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев.
   Из уральских самоцветов изготавливались не только ювелирные украшения, но и разнообразные предметы искусства: вазы, статуэтки, подсвечники, столешницы, которые пользовались огромным спросом среди состоятельной публики.
   Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. Дошедшие до наших дней изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров. 
   Традиции, заложенные великими ювелирами прошлого, продолжают современные мастера, радуя нас прекрасными изделиями, отвечающими всем канонам ювелирного искусства.
"Искусство ювелира радует людей:
Он красоту творит как маг, как чародей.
В руках его металл и камни оживают,
Нам имидж придают и украшают." (1)
  В православной традиции покровителями кузнецов и ювелиров считают святых Косьму и Дамиана. Праздник в честь их памяти называется кузьминками и отмечается дважды в год  -  14 июля и 14 ноября по новому стилю.
   У католиков существует легенда о Дунстане, святом покровителе кузнецов и ювелиров. Однажды в его кузнице появился дьявол и потребовал подкову для своего копыта. Дунстан узнал дьявола и стал подковывать его так болезненно, что тот запросил пощады. Дунстан освободил дьявола только после обещания, что он никогда не посетит место, где есть подкова. День памяти святого Дунстана - 19 мая.
   Европейским златокузнецам не один век помогает  Элигий (588 - 660) -
покровитель мастеров золотых и серебряных дел, чеканщиков, часовщиков, нумизматов.
  Элигий - автор и исполнитель барельефов гробницы Сен-Жермен в Париже, по-французски его зовут Сент-Элой (Элай, Элуа, Лойе).
  Историческое исследование жития Элигия  проведено немецкими учёными Хайо Вирком и Иоахимом Вернером в 1974 году. (4)
   Элигий родился на вилле Шаптела в шести милях к северу от Лиможа, в Аквитании (ныне Франция), в образованной и влиятельной галло-римской семье. Его отец, узнав про необычное увлечение сына кузнечным делом и чеканкой, отправил мальчика учиться к ювелиру Аббо, мастеру лиможского монетного двора.
  Когда было пройдено обучение, златокузнец Элигий чудом получил престижный заказ: король франков Хлотарь II возжелал трон из золота, богато украшенный драгоценными камнями.
   Меровингу так понравилась работа Элигия, что он  получил должность королевского ювелира и мастера монетного двора в Марселе.
  Про честность Элигия ходили легенды: Из каждого куска материала, что ему приносили для работы, он мог сделать не одно изделие, а два. Невероятно, но мог создать что угодно из любого веса, потому выполнял работу без обмана, не используя никаких  примесей.
  От Элигия никогда не слышали  оправданий, что  какая-то часть могла отвалиться  и затерялась, или вес металла стал меньше, ибо его пожирает пламя печи.
  Он тщательно и прилежно работал с драгоценными камнями и с  радостно принимал  награду.
  А  сын Хлотаря II король Дагоберт I, зная о честности и порядочности Элигия, назначил его  казначеем двора.  Одновременно будущий святой финансирует строительство церквей и больниц, занимается благотворительностью и дипломатической работой.
  Король Дагоберт очень любил Элигия, всегда выделял из толпящихся вокруг князей, герцогов, епископов, искал у него защиты и поддержки.
  Все отмечали добрый нрав и отзывчивое сердце Элигия. Римско-католическая церковь причислила Элегия к лику святых.
  Под его патронатом  живёт итальянский город Болонья. Нумизматическое общество Германии присвоило собственной награде славное имя святого.
   Первое декабря  - день святого Элигия, праздник ювелиров.
"Когда вы смотрите на украшение, вы видите лишь камни, золото, огранку и шлифовку. Ювелир видит целую историю"
(Джованни Лоренцо Бернини)
   Есть и региональные праздники в честь профессии ювелира. Так, с 2010 года в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) якутские ювелиры отмечают свой профессиональный праздник 23 октября.(5)
"Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями"
(А.Апшерони)
   А ведь он мог бы стать ювелиром!
Анатолий Котенёв - один из самых известных и узнаваемых белорусских актёров. Стал знаменитым после фильма "Секретный фарватер". (6)
  Фильм повествует о командире торпедного катера Борисе Шубине, который на исходе войны встречается с таинственной немецкой субмариной без опознавательных номеров. Охотясь за этой субмариной, прозванной "Летучим голландцем",  он узнаёт о секретном фарватере и страшных тайнах Третьего рейха. Действие происходит во время Великой Отечественной войны на Балтийском флоте в 1944-1945 годах и после войны в 1952 году. В  роли Бориса Шубина - 28 - летний  Анатолий Котенёв.
Слава! Я тебя не хотела;
Я б тебя не сумела нести...
(Марина Цветаева)
 Котенёв с достоинством несёт свою славу. Он родился  25 сентября 1958 года в городе Сухуми Абхазской АССР. Через год после его рождения вся семья переехала в город Невинномысск Ставропольского края.
  Анатолий занимался спортом, бегал на средние дистанции и  показывал хорошие результаты".
   Ещё в седьмом классе  увлёкся театром. Первые  выступления проходили в театре миниатюры и эстрады при Дворце культуры города Невинномысска.
   В 17 лет Анатолий  поступил в Свердловское театральное училище. Там же, на Урале, после первого курса был призван в ряды Советской Армии.
 Служил в артиллерийских войсках, хотя, большая часть службы для него прошла на сцене - в армейской самодеятельности.
  Демобилизовавшись, отправился в Москву.  После неудачных попыток остаться на обучении в "Щуке" и   ВГИКе, Анатолию удалось  поступить в школу-студию МХАТ на  курс актёра и педагога  И. М. Тарханова. (7)
  Во время учебы Котенёв дебютировал на экране - в телефильме Григория Аронова "Неизвестный солдат", снятый по повести Анатолия Рыбакова, повествующий о неравнодушном отношении молодого поколения к событиям Великой Отечественной войны. (8)
   После окончания школы-студии в 1984 году  Анатолий Котенёв был утверждён на роль в фильме Виталия Дудина "Матрос Железняк" (1985), биографической ленте о матросе Анатолии Железнякове.
   По приглашению руководителя Минского государственного театра Бориса Ивановича Луценко актёр отправился в Белоруссию.  Среди всех возможностей сняться в белорусском кино, удалось использовать всего две. Хотя одна роль, в фильме "Секретный фарватер", без всякого сомнения, принесла ему популярность.
   В 1989 году Анатолий  женился на студентке Минского театрального института, Светлане Боровской (1969). Сейчас она  ведущая Первого Национального телеканала Белоруссии. У них двое сыновей: Владимир (род. 19.08.1989) и Клим (род. 11.03.1998).
   Когда наступили тяжелые времена начала девяностых годов,  о съёмках в кино пришлось надолго забыть, поскольку денег на содержание семьи работа в кинематографе и в театре не могла обеспечить.
   Нужно было как-то выживать.
"Благодаря моему отцу, - рассказывал Котенёв, - я всегда был человеком рукастым, занимался чеканкой, резьбой, дошёл до глиптики (резьба по камню), рисовал". (9)
 В 1997 году на кинофестивале "Стожары" в Киеве Анатолий Котенёв был удостоен приза за лучшую мужскую роль в короткометражном фильме "Чёрный ящик" и в этом же году завоевал диплом и специальный приз на фестивале "Лістапад-97" за роль полковника милиции  в фильме "Бег от смерти"(1997).
"Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче"
(Тибул)
   Анатолий стал заниматься  ювелирными украшениями. Он познакомился с ювелирами в Минске, приобрёл инструменты и потихоньку стал работать. Жена уходила на работу, старший сын Владимир -  в школу, младшего Клима Анатолий провожал в садик, а сам потом садился в своей мастерской, оборудованной на балконе, и делал кольца и серьги.
"Если бы я  смог открыть собственную мастерскую, то дело было бы прибыльным, - делился воспоминаниями Анатолий с корреспондентом журнала "Вокруг ТВ" в марте 2009 года.  -   А двумя руками заработать на ювелирных украшениях очень трудно. На хлеб хватало, но не больше".
  У него покупали и не потому что он известный актер. Анатолий делал для жены изделие, кто-то увидит и говорит:
"Боже, Светочка, где ты купила эти серьги? Продай!"
А она:
"Зачем продавать? Я могу договориться, и вам сделают такие же".
  А Анатолию  было скучно делать такие же, и он делал по-другому. Потом жена ему выговаривала:
"Почему ты сделал так?! Теперь мне придется продать свои серьги, а они мне очень нравятся!"
  С картинами сложнее.  Заходит Котенев  в художественный салон, а директор ему говорит:
"А ваша картина в Турцию уехала, а другая в Германию. Вы лучше ювелирку приносите. Она меньше места занимает".
"Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение"
 (Рей Бредбери "451 по Фаренгейту")
  В  2002 году карьера Котенева стала понемногу набирать обороты. Он  снялся на  студии "Беларусьфильм" в картине "Между жизнью и смертью" в роли главаря банды "лесных братьев" -
 человека с выжженной душой после фашистского лагеря.
"Мне было интересно сыграть отрицательного персонажа", - рассказывал Котенев.
   После 2002 года лента "Между жизнью и смертью" попала в эфир российских телеканалов, стала занимать вторые строчки в месячных рейтингах. В начале 2000-х зритель еще не был избалован дорогостоящими российскими сериалами, поэтому она оказалась вполне востребованной. (10)
  Сразу после окончания съемок отправился в Москву, дав согласие на одну из главных ролей в сериале "Ундина" (2003/2004)
 По словам самого актера, работа в сериалах никогда не была пределом его мечтаний, но на этот шаг его благословила мать, и теперь он принимает самое непосредственное участие в многосерийных лентах российского телевидения.
Среди тех сериалов, в которых Котенёв стал близко знаком российскому зрителю, кроме "Ундины" можно "Обречённая стать звездой" (2005 - 2007) и "За все тебя благодарю" (2005 - 2009).
  В 2009 году актёр принял участие в съемках многосерийной картины "1941",  в которой рассказывается о непростых взаимоотношениях между людьми в небольшой пограничной деревне, накануне начала Великой Отечественной Войны.
  Анатолий Котенёв активно принимает участие в съемках телевизионных сериалов для белорусского и отечественного телевидения.
 А также участвует в спектаклях  Белорусского национального театра как один из ведущих актеров. Кроме того, российский и белорусский актёр театра и кино занимает пост вице-президента Белорусской гильдии работников кинематографа.
"А что карьера, жизнь?
Она течёт,
И если не гребёшь - то тонешь.
А ты греби со временем вперёд,
Зажав романтику, как талисман, в ладонях"
(автор неизвестен)
  Котенёв любит рыбалку, которая вдохновляет его, как художника. Поэтому он пишет рыб и рыбацкие пейзажи. Лучший отдых для него - это смена деятельности. Он берёт краски и рисует.
"Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется"
(Рабиндранат Тагор)
   За карьеру  Анатолия Котенёва число фильмов, в которых он снимался, перевалило за 60. Одна из последних удачных работ - роль в фильме "Время первых" (2017)  о первом выходе в открытый космос. Котенёв снялся в роли генерала - лейтенанта Николая Каманина. (11)
  "Самое грустное, что может быть, - это видеть людей, спустившихся с вершины славы на землю"
(Кит Руперт Мёрдок)
  Спуститься с вершины славы Анатолию  Котенёву не угрожает. Правда, популярность иногда раздражает.
"Особенно когда подходят и начинают панибратствовать, - говорит он. -  В Москве у меня машины нет, поэтому перемещаться приходится в основном в метро, на такси не наездишься. Бывает подходит человек, ни с того, ни с сего начинает тыкать. А ещё достаёт какой-нибудь чек из магазина и просит расписаться. Хочется спросить: "Зачем вам это? Что вы делаете с этими бумажками?"
 Гораздо приятнее, когда девушка проходит мимо и улыбается. Улыбнулась, значит узнала, что ещё надо? Все бы так!" (12)
    Анатолию  хочется больше хорошего материала, чтобы он был увлечён им. Сейчас за всё подряд уже не хватается, ждёт хороших предложений.  Котенёв  знает,  что если  не будет востребован в кино, то он будет рисовать у мольберта. 
А ещё у него много задумок по работе с камнем.
"Счастье - это такое мимолётное чувство, которое трудно распознать сразу. Осознание приходит потом, когда ты уже пережил счастливые моменты. Оглядываешься назад и понимаешь, вот оно было, счастье 6 общение с близкими, совместные поездки, встречи с друзьями. А ты отвлекался на что-то, вместо того, чтобы ещё больше насладиться этими мгновениями. Поэтому формула счастья очень проста -  суметь не проглядеть его в повседневной жизни"
(Анатолий Котенев)
***
Мог бы стать ювелиром
И художником стать,
Шансы были большие,
Но профиль, но стать!
Он так импозантен,
Улыбчив, красив,
Стать звездой обречённый -
Выше божеских сил.
(стихи автора)


(1) стихи с сайта pozdravok. ru
(2) "Ювелирное искусство Древней Руси - наследие поколений" на yandex.ru/turbo/uvelir.info 2010-08-16
(3) читайте: Виктор Хомутский "Ювелирное искусство Древней Руси"
на сайте: historicaldis.ru 24.04.2018
(4) сайт Каменный цветок  2016 год "Покровитель ювелиров"
(5) calend.ru/holidays/
(6) Анатолий Владимирович Котенёв (род. 25.09. 1958) - советский и белорусский артист, ныне актёр Театра-студии киноактёра Национальной киностудии "Беларусьфильм", вице-президент Белорусской гильдии актёров кино. Заслуженный артист Республики Беларусь (2012).
   "Секретный фарватер" (1986 - 1987) -  советский художественный четырёхсерийный фильм, поставленный по мотивам одноимённого романа русского писателя и журналиста Леонида Дмитриевича  Платова (настоящая фамилия - Ломакин 1906-1979), написанного в 1963 году.
(7) Иван Михайлович Тарханов (Москвин)  (6.02.1926- 31.05.2004) - советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ. Потомок знаменитой театральной династии.
  Отец - Михаил Михайлович Тарханов (при рождении Москвин, впоследствии взял себе псевдоним Тарханов) - русский и советский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, младший брат Ивана Михайловича Москвина - русского и советского театрального режиссёра.
(8) "Неизвестный солдат" -  советский трёхсерийный телевизионный фильм. Снят по одноимённой повести и сценарию Анатолия Рыбакова, как продолжение телефильма "Каникулы Кроша" (1980). Вторая экранизация книги после фильма "Минута молчания" (1971).
  Григорий (Гелий) Лазаревич Аронов (1.01. 1923 - 1.07.1984) - советский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Снимался в роли Климки в фильме "Как закалялась сталь" (1942)
   Анатолий Наумович   Рыбаков (настоящая фамилия Аронов, 14.01. 1911 -  23.12. 1998)  - русский советский писатель.
(9)  "Анатолий Котенёв свою жену я соблазнил окрошкой" vokrug.tv
(10) Минск - Новости 5 мая 2020
Картины военного времени "Между жизнью и смертью".
(11) Николай Петрович Каманин (5 (18).10.1908 года -  12.03.1982) - советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации (1967), один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода "Челюскин" (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1961-1971).
(12) читайте на Проза ру. Игорь Алексеев Москва Анатолий КОТЕНЁВ: "В ЖИЗНИ Я ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ"
Опубликовано в журнале "Содружество" (№ 2-2016).