Один день в трамвае

Владимир Музыченко
провел наш репортер, наблюдая за всем, что происходит
в этом популярном виде муниципального транспорта.

Утро

В пять часов утра самые первые вагончики, «умытые» и очистившиеся от вчерашнего мусора, выезжают на городские маршруты. Будто пробуждаясь от короткого сна, они сперва нехотя, а потом все резвее катят по улицам и проспектам просыпающейся столицы, подбирая первых пассажиров.
В ранние часы трамваем пользуются в основном рабочие казанских предприятий и продавцы магазинов и рынков, чей трудовой день начинается с 6-7 утра. Еще едут военные, пассажиры ранних поездов и междугородних автобусов и, конечно же, рыбаки.
- Дайте билетик, пожалуйста! - здоровенный дядя с удочками в руках и огромным рюкзаком за плечами бережно тронул за плечо задремавшую кондукторшу.
- Ну как успехи, дядя Вася, вы вчера грозились наловить жене на уху? - отрывая голубую бумажку, поинтересовалась она у постоянного, как видно, пассажира.
- Может, сегодня поймаю, - буркнул тот, примостившись на краешке сиденья.
Пользуясь затишьем, знакомлюсь с Галиной Яковлевой, в прошлом - инженером-технологом Вертолетного объединения, а ныне заправским кондуктором «Казгорэлектротранса».
- Я уже несколько лет работаю в депо. Уволили по сокращению, вот и пришлось «переквалифицироваться» , - улыбается женщина.
По ее твердому убеждению, ранним утром в казанских трамваях ездит самый дисциплинированный, скромный и культурный народ. Взять хотя бы работяг: ни один бесплатно не проедет! Что касается работы кондуктора, то она, по мнению Галины, не лучше и не хуже других. Если план привезешь, то заработаешь, причем побольше любого инженера. Ну, а если «пролетишь» с выручкой, то выйдет голый оклад. Поэтому приходится в буквальном смысле крутиться, особенно в часы пик.
Постепенно салон заполняется людьми. Теперь уже кондуктору не до разговоров: ведь надо успеть всех «обилетить», пока на остановках... не разбежались.
- Граждане, передавайте за проезд, не ждите проверки! - громко произносит Галина, с трудом продираясь сквозь толпу. Но «граждане» молчат и смотрят в окна. Может, не проснулись еще? В семь часов появились школьники с ранцами, многие в сопровождении мам или бабушек. А вот и первые студенты: девушки с крохотными рюкзачками, парни с тонюсенькими папочками, а то и с одной тетрадкой под мышкой (и как они учатся без учебников!). Зато почти у всех имеются проездные билеты, которые они ленятся предъявлять кондукторам А некоторые ворчат: «Ну чего пристали, я же сказал - проездной у меня!». На все это, разумеется, уходит время, а остановки, между тем, мелькают все чаще и немало пассажиров выскакивают «необилеченными». Впрочем, как сообщили в управлении «Казгорэлектротранса», сегодня добрая половина пассажиров трамваев и троллейбусов пользуется льготами. Еще процентов 10-15 имеют проездные билеты. Так что реальные доходы муниципальному предприятию приносит лишь третья часть пассажиров. За ней-то и ведут активную «охоту» кондуктора и ревизоры. Хотя в тот день наш трамвай не проверяли ни разу. Наверное, ревизоры копят силы к 2005-му год, когда и начнется настоящая ловля «зайцев»!
Кстати, многие пенсионеры уже сейчас тихо горюют по поводу отмены транспортных льгот. И только об этом переговариваются между собой, отвозя утром внуков и правнуков в садики или школы.
- Я, например, ежедневно езжу водиться с внуком из Авиастроительного района в Азино, - делится с соседкой, держащей на руках маленькую де-вочку, одна из пожилых пассажирок. - Туда и обратно делаю несколько пересадок. Это какие деньжищи надо иметь - никакой доплаты не хватит!
- Ох, и не говорите! - соглашается другая бабушка. - Да разве только водиться мы ездим: а по магазинам да на рынки кто ходит - тоже наш брат-пенсионер. А с этой проклятой «монетизацией» будем сидеть в четырех стенах, помяните мое слово...
- Не дрейфь, бабуля, дети помогут! - успокоил пенсионерок стоящий рядом мужчина.
- Им бы кто помог, сынок! - вздыхает бабушка и, спохватившись, прощается с соседкой: им с внучкой на следующей остановке выходить.

День

Наш 21-й маршрут, наверное, является самым длинным в городе: до обеда трамвай сделал всего три-четыре круга. Теперь можно и передохнуть от утренней давки и толкотни, без которой не обходится с тех самых пор, как отменили двух и трехвагонные сцепки. Говорят, нерентабельно их гонять, хотя , на мой взгляд, в часы пик они были бы незаменимы.
Хотя рабочий день в разгаре, пассажиров в салоне хватает, по крайней мере, все сидячие места заняты. Кондуктор тоже присела отдохнуть на свое «царское» кресло в центре вагона. А мое внимание привлекла компания слегка подвыпивших мужиков, зашедшая на остановке «Проспект Победы».
- «Ак барс» в Череповце опять продул, - на весь вагон гаркнул один из них.
- И за что им только деньги платят!
- Наши, заметь, денежки-то, - поддакнул другой. - А в команде своих игроков - раз-два и обчелся. Эдик Кудерметов каким был мастером - и то-го выгнали! Нет, с таким подходом «золото» нам не светит...
- Билеты берите, болельщики! - подала голос Галина. Мужики засуетились, доставая мелочь. - Слышь, сестренка, тут два рубля не хватает, ты уж прости - мы сейчас выходим...
- На водку и пиво деньги находите, а на билет не хватает, - качая головой, ворчит женщина. - Ладно уж, вот вам два билета на троих...
К моему удивлению, подавляющее большинство пассажиров, не имеющих льготы, платили за проезд. То ли кондукторы да ревизоры их к этому приучили, то ли сознательность и культура горожан повысились? Хотя были и такие, кто категорически не хотел брать билеты. Их и уговаривали, и трамвай останавливали, и грозили милицией - «зайцам» все нипочем. А один чересчур принципиальный безбилетник так прямо и заявил:
- Я билеты отродясь не беру, потому как считаю, что проезд в общественном транспорте должен быть бесплатным!
- Много вас, таких умников, ездит! - набросилась на нахала кондукторша. - А ну-ка, Резеда, останови и открой заднюю, товарищу выйти надо!
- Как это выйти, да какое право вы имеете меня высаживать! - закипятился он. Но, увидев недовольные задержкой лица пассажиров, обернувшихся в его сторону, умолк и полез в карман за мелочью.
- Стоим 15 минут. Обед! - объявила водитель, когда вагон подкатил к остановке «Вокзал». Никто не вышел: люди уже привыкли, что в это время трамвайщики уходят перекусить в диспетчерскую, расположенную рядом. Во время «нашего» обеда произошло забавное происшествие с девушкой -водителем из стоящего напротив 14-го трамвая. Вернувшись с обеда, она никак не могла открыть свою кабину. Оказалось, что ее дверь зажал ломик, который упал, когда она уходила. Пока она дергала дверь, диспетчер уже несколько раз требовала по громкоговорителю, чтобы она поскорее уезжала на маршрут. Но дверь все не открывалась и тогда на глазах многочисленной публики девушка скинула куртку и, как заправский акробат, забралась в кабину... через правое окно. Благо она оказалась весьма стройной!

Вечер

- Граждане, заходите быстрее! Сзади еще трамваи едут! - хрипит в микрофон водитель, безуспешно пытаясь закрыть передние двери. Вечерние часы пик - самые напряженные. К тому же они, оказывается, куда длиннее, чем утренние. Это и понятно: казанцы заканчивают трудовой и учебный день в разное время - от 15 до 18, а потом еще одна «волна» накатывает: когда торговый люд домой возвращаются.
Бросается в глаза смена настроения горожан. Если утром они дремали, то сейчас заметно повеселели, чаще слышатся громкие разговоры, шутки, смех. Интересно, что почти все мужчины едут домой налегке, ну а дамы, как всегда, загружены под завязку.
- Осторожней, пожалуйста, у меня яйца! - умоляет обступивших соседей женщина, зашедшая в вагон у Центрального рынка.
- А у нас что - теннисные шары, что ли? - пытается сострить кто-то из мужчин. Но на его «шутку юмора» никто не среагировал. Потому что в этот миг с задней площадки раздался истошный визг: «Украли! Кошелек украли!». Какая-то женщина высоко подняла пластиковый пакет, демонстрируя ловко разрезанный бок, из которого, судя по всему, и умыкнули пропажу.
- Много денег-то было? - сочувственно поинтересовался кто-то из стоящих рядом.
- Да немного, рублей двести, - уже спокойнее отвечала пострадавшая. - Но ведь уже третий раз сумку режут, гады. Куда только наша милиция смотрит?
- Режут, потому что мы - простаки, - отреагировал мужчина в очках. - Ну какой, простите, балбес, нынче носит деньги в пакете! Ведь знаем же прекрасно, что вынуть их оттуда - плевое дело, а все равно носим!
Затем последовало бурное обсуждение темы краж в общественном транспорте, во время которого все напрочь забыли о той несчастной, у которой только что «свистнули» кошелек, и она тихонько вышла на своей остановке. А трамвайное «собрание» продолжавшееся едва ли не весь маршрут, вынесло «вердикт», осуждающий тех, кто... носит деньги в авоськах. Что касается карманников и тех, кто их должен ловить, пассажиры были единодушны: в России, как воровали, так и будут воровать!
За окнами, между тем, стемнело, в салоне зажегся свет, заставший немного отодвинуться друг от друга влюбленных, которые, пользуясь темнотой... целовались в дальнем уголке.
- Людей бы постеснялись, молодежь! - недовольно буркнула престарелая женщина, косясь на «сладкую парочку».
- Ты че, бабуля, молодой не была? - встал на защиту подрастающего поколения накачанный мужчина в спортивном костюме.
- Я в войну девчонкой на авиазаводе работала. Тогда, милок, нам не до этого было...
- Сочувствую. Но сейчас-то войны, слава богу, нет.
Мелькают остановки, входят и выходят люди, трамвай катится по ночному городу. Голова идет кругом от впечатлений. Пора и итоги подводить. Главное наблюдение дня: казанцы стали намного культурнее в транспорте. Молодежь в основном уступает место старикам, чаще звучат подзабытые за годы перестроек и реформ слова «пожалуйста», «извините», «будьте добры». Почти перестали ездить бомжи (и куда они подевались - вымерли, что ли?). Люди стали больше общаться! Думаю, только ради этого вывода стоило трястись весь день в трамвае.
С нами явно происходит что-то хорошее, светлое, доброе. Мы меняемся на глазах, причем, явно в лучшую сторону. Впрочем, это нормально: ведь наш общий вагон движется к славной остановке: 1000-летию родной Казани. Так что еще увидимся, господа!

2004 год.
"Казанские ведомости".