Интервью с Виктором Зуйковым

Алексеев Игорь Владимирович
ВИКТОР ЗУЙКОВ: «95 ПРОЦЕНТОВ ХОРОШИХ ФИЛЬМОВ С ЖИВОТНЫМИ – ЭТО НАША РАБОТА!»

Как оказалось, для съёмок в фильмах так же, как людей, гримируют и животных. Например, собаку с помощью грима могут состарить или омолодить, а из пса породы хаски запросто сделать волка. О тонкостях работы с животными в кинематографе рассказывает руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия» Виктор Зуйков.

СПРАВКА
Виктор Александрович Зуйков родился 7 июля 1954 года в Москве. Окончил Московский авиационный институт и Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. Служил в истребительном авиаполке на Камчатке, конструкторском бюро «Факел» Академика Грушина, в Главном управлении вооружения войск ПВО Минобороны России. Подполковник авиации.
Окончил кинологические курсы при Московском обществе охотников и рыболовов. Затем – режиссёрские курсы Александра Митты. В 1995 году основал и возглавил студию «Мосфильм-КИНОлогия», специализирующуюся на подборе и дрессировке животных, участвующих в киносъёмках. Учредитель и президент кинофестивалей «Золотой клык» и «ЗверолашЪ». Участник почти всех телепередач на российском телевидении, посвящённых животным. Член жюри и оргкомитетов фестивалей в «Орлёнке», «Артеке», Московском молодёжном театре под руководством В. Спесивцева («Амнистия Души»).
Снимался и работал на картинах «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сибирский цирюльник», «Участок», «Возвращение Мухтара», «Граница. Таёжный роман», «Что сказал покойник», «Лорд. Пёс–полицейский» и др. Режиссёр и продюсер фильма о Натальи Дуровой «75 лет в строю», режиссёр ТВ-программы о Пянджском погранотряде на канале НТВ (Россия).

– Виктор, правда ли, что большинство животных своим появлением в современном российском, а отчасти и в зарубежном кинематографе обязаны именно Вам?

– Да, без ложной скромности. Но сразу оговорюсь, я имею в виду хорошие фильмы с участием животных и те, что снимались, начиная с 1995 года. Если учесть, что нашей студии 25 мая исполнилось 25 лет, то можно сказать так: 95 процентов хороших фильмов с животными – это наша работа! Почему я делаю акцент на том, что речь идёт именно о хороших фильмах. В наше время, к сожалению, снимается много всякой всячины, которая потом либо не смотрится, либо животных в ней практически не видно. Да и в целом сейчас животных снимают мало. Причина – отсутствие или экономия средств. От этого страдает качество и пропадает зрительский интерес. К счастью, есть хорошие картины и работы, которыми я могу гордиться.

– Вы всё-таки по основной специальности авиационный инженер. «Каким ветром» Вас занесло в кино?

– «Ветром перемен». Когда после пролёта Руста над Красной площадью Министр обороны одел всех офицеров в Москве в кители (летом! в жару!), а политработники стали выискивать верующих в бога, я понял, что в армии после оттепели наступают «плохие времена», и решил уволиться. Заместитель Главкома «на беседе» очень удивился моему решению. Я был здоров, играл за главк в волейбол, не имел взысканий по службе, поддерживал прочные отношения в семье, к тому же, только что окончил академию и был перспективным молодым подполковником... Но рапорт он всё-таки вынужден был подписать.

– Очень неожиданный поворот, достаточно резкая смена рода деятельности...

– Ну, не такая уж и резкая. Важно понимать, что я всё-таки окончил Московский авиационный институт, который в народе всегда назывался «спортивно-артистическим институтом с лёгким авиационным уклоном». Я действительно занимался спортом, играл в волейбольной команде, участвовал в студенческом театре эстрадных миниатюр, ездил в стройотряды, был председателем студенческого совета в спортлагере МАИ, проводил КВН. А ещё был членом бюро ВЛКСМ. Да и учился только на «хорошо» и «отлично».
К моменту своего увольнения из армии я уже успел снять свой первый фильм с животными. Это было ещё на Камчатке. У нас на аэродроме в Елизово жил беспородный пёс по кличке Пропеллер – всеобщий любимец. И я снял на любительскую камеру фильм про собаку, которая мечтала летать. Мы крутили его в узком офицерском и семейном кругу. Всем нравилось.

– Чему обязана своим возникновением студия «Мосфильм-КИНОлогия»?

– Ну, наверное, тому, что в душе я всегда любил и хорошо знал советский кинематограф и художественную литературу. Мама приучила. Самым большим наказанием было лишить просмотра по телевизору моих любимых фильмов: «Волга-Волга», «Трактористы», «Семеро смелых», «Ко мне, Мухтар», «Белый Бим», сказок Александра Роу и других. И потом, уволившись из армии, я, используя свой кинологический опыт, по счастливому стечению обстоятельств попал в кино. Как раз 25 лет назад, когда всё кино стояло и был жуткий кризис, «гардемарин» Сергей Жигунов где-то добыл денег и запустил сразу два сериала – «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Никто не брался за крайне сложную сцену охоты на кабана. Я согласился и подошёл к съёмкам очень серьёзно. Перечитал оба романа Александра Дюма от корки до корки, подобрал собак, соответствующих эпохе Карла IX, проработал детально все нюансы. В итоге у меня снимались 25 грейхаундов, 7 бладхаундов, 30 английских биглей, огромный кабан-секач, кабаниха, чучело кабана на колёсах, чучело кабана, набитое соломой и... каскадёр в шкуре кабана! Сцена получилась высокопрофессиональной. Даже французские кинематографисты, снявшие задолго до нас свой вариант, дали высокую оценку мастерству русских. А продюсер и исполнитель одной из главных ролей Сергей Жигунов сказал: «В России появилась новая профессия – режиссёр по работе с животными!» И тогда ещё мы с ним, по моей просьбе, впервые в нашем кинематографе написали в титрах крупным шрифтом: «За время съёмок ни одно животное не пострадало!» С этой картины и пошло-поехало...

– Счастливый случай, можно сказать...

– Для меня не существует понятия «счастливая случайность». У меня есть любимое выражение «закономерная случайность». Я думаю, что где-то в душе подсознательно к этому шёл... Ну, и самое главное, меня поддержал очень мудрый и умный человек Карен Шахназаров. Мы все называем его «крёстным отцом» студии «Мосфильм-КИНОлогия».
Именно он, после того как возглавил главный российский киноконцерн, дал нам официальное разрешение использовать в названии студии почётную приставку «Мосфильм». Так родилась студия «Мосфильм-КИНОлогия». До этого мы назывались «КИНОлогия-Т».

– Как осуществлялся подбор животных в отечественные фильмы до появления «Мосфильм-КИНОлогии»?
 
– В основном через различные кинологические организации ДОСААФ, МВД, клуб беспородных собак «Дружок», частных лиц. Также были отдельные люди, которые специализировались на кинологии, помимо основной работы. Была также база во Владимирской области, в Петушках, которую основал замечательный режиссёр Александр Згуриди, на которой было снято много хороших фильмов с участием животных, таких как «Тропою бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу» и других.
Если, например, вспомнить картину «Война и мир» Сергея Бондарчука, то, когда готовились к съёмкам фильма, со всей Москвы собрали около 30 опытных и рабочих русских борзых, хозяевам оформили отпуска и выплачивали командировочные. Целый месяц они были на съёмках. Руководила съёмками легенда нашей отечественной кинологии всесоюзный эксперт Галина Викторовна Зотова, которую я хорошо знал. Для фильма «Ко мне, Мухтар» долго не могли найти собаку, даже хотели закрывать картину. Собаки были, но достойной не было. Помог случай, позвонил кинолог из Киева и предложил своего замечательного Дейка, который и снялся в главной роли. Чтобы хозяина собаки – инженера Михаила Длигача – отпустили с работы на три месяца, пришлось в Киев ехать Юрию Никулину. А уж ему никто не мог отказать.

– Вы уже упомянули, что в этом году студии «Мосфильм-КИНОлогия» исполнилось 25 лет. Давайте вспомним наиболее интересные проекты, которые состоялись под её эгидой.

– Некоторые я уже назвал. Это сериалы «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Следующим было приглашение на съёмки в Париж, в картину о писателе Юрии Казакове «Послушай, не идёт ли дождь». Там я дублировал нашего великого актёра Алексея Петренко и параллельно работал с ирландским сеттером по кличке Пиф. Казаков был охотником, у него был спаниель. И мне стоило немалых усилий убедить режиссёра поменять спаниеля на сеттера. Но он об этом не пожалел. В Пифа влюбился весь Париж, а потом Хельсинки, Москва, Питер...
Впоследствии было много интересных работ. Воробей и такса в «Сибирском цирюльнике», волчица-хаски Метель в «Границе. Таёжный роман», бладхаунд Цезарь в сериале «Участок», восточно-европейские овчарки Дункан и Варгун в «Возвращении Мухтара» и много других.
Очень интересно было работать с Никитой Михалковым на картине «Сибирский цирюльник». Это был настоящий голливудский проект с бюджетом 44 миллиона долларов. На нём собрали кинозвёзд мировой вели-чины: Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Олег Меньшиков, Алексей Петренко и многие другие.
Я работал с таксой Дусей, партнёршей знаменитого польского актёра Даниэля Ольбрыхского. Это было не только очень интересно, но и почётно. В таксу Дусю были все влюблены. Особенно молодые «юнкера» Марат Башаров, Егор Дронов и Артём Михалков. Во время съёмок Масленицы, где на льду пруда у Новодевичьего монастыря снималась грандиозная сцена с ярмаркой и кулачными боями, «юнкера» все время гонялись за Дусей и давали ей команду «Ищи злую лису!». Такса усиленно рыла лапами лёд, пока её не остановил суровый голос Михалкова: «Вы мне сейчас всю группу под лёд пустите!» А там, помимо звёздных актёров, было ещё три тысячи человек массовки.
Но самой знаковой работой стал фильм Карена Шахназарова «День полнолуния». Когда меня пригласили на картину, Карен Георгиевич ещё не был президентом киноконцерна «Мосфильм». Шахназаров хотел видеть в одной из сцен пойнтера. Причём надо было подобрать и молодую собаку, и старую, либо загримировать молодую под старую. Нам такое приходилось раньше делать. Но я пошёл на хитрость. В Москве как раз проходила выставка охотничьих собак. Я снял на камеру все породы. Но на закуску оставил своего дратхаара по кличке Патрон, немецкую легавую. Я знал, что он справится с задачей – полежать с охотниками у костра и вытащить утку из воды. В конце концов режиссёру собака понравилось. Далее предстояло найти похожую старую собаку, что мне тоже удалось сделать. Сцена получилась одной из лучших в картине. Зал на премьерном показе в Доме кино взорвался аплодисментами. А меня Карен Георгиевич представил и рекомендовал всем как очень крутого режиссёра и постановщика по работе с животными.

– Рискну предположить, что у артистов не всегда получается находить контакт с Вашими подопечными. Вспомните наиболее яркие тому примеры. И, напротив, кому из артистов подобные коммуникации давались легко?

– Сразу вспоминаю случай на съёмках сериала «Аэропорт». Молодой актёр играет таможенника с собакой, немецкой овчаркой. Он должен пройти с ней, проверить все чемоданы и сумки на предмет взрывчатки. Задача вроде бы простая. Я разложил везде кусочки еды. Провёл репетицию, собачка всё съела. Далее надо было пройтись и обнюхать места «кормёжек». У него ничего не получилось. Один дубль, второй, третий... Отзываю его в сторону, спрашиваю: «В чем дело?» Он признаётся, что боится собак. «А зачем же полез сниматься?» «Работа нужна!» Успокоил, дал покормить и погладить собачку. Прошёлся с ним рядом. Всё получилось, отлично сняли.
Чем актёр профессиональнее, тем легче ему найти контакт с животным. В сериале «Что сказал покойник» полицейский инспектор в исполнении Олега Табакова и его помощник Александр Пашутин моют любимую собаку таксу и произносят очень сложный текст. Это была трудная съёмка. Два замечательных народных артиста мыли собачку в тазу, с мыльной пеной и беседовали о разгадке преступления. После первого дубля чудесную длинношерстную таксу по кличке Гриша надо было час сушить. Гениальные актёры уложились в два дубля. Олег Павлович очень любил собак.
В то же время в этой же картине главный мафиози в исполнении Олега Басилашвили, который ненавидит собак, вёл диалоги с огромным догом Гошей, собакой «покойника». Олег Валерианович, действительно, по жизни не любит собак, потому что, когда он ночью в Питере, усталый, возвращается из театра домой, на него всегда во дворе нападает бездомная стая и не даёт войти в подъезд... Но надо значит надо. Помогло то, что он и по роли ненавидит эту собаку, но вынужден терпеть, так как это собака «покойника» и только через неё можно узнать шифр и найти сокровища.
Хороший был контакт у Сергея Безрукова с бладхаундом Цезарем в сериале «Участок». По фильму они много общаются, и каждая серия заканчивалась философским диалогом участкового, старшего лейтенанта Кравцова с любимым псом на берегу реки. Сериал имел большой успех. Вся Москва была увешана плакатами Безрукова в милицейской форме в обнимку с Цезарем, и когда мы ехали на машине, а Цезарь всегда торчал из окна с развивающимися длинными ушами, то все гаишники с улыбкой отдавали нам честь. А если и останавливали, то только для того, чтобы попросить автограф и сделать фото.
А ещё замечательный контакт был у Дарьи Мороз с говорящим попугаем Савелием и терьером Люком в сериале «Долгий путь домой». Сначала я очень волновался, так как Савелий всё-таки крупная птичка с огромным клювом и когтями. Но Дарья нашла к нему особый подход. У неё замечательный голос и она прекрасно поёт, а Савелий просто без ума от русских романсов в хорошем исполнении. Я обалдел, когда увидел притихшего «хулигана» Саввушку на плече у поющей актрисы.

– Расскажите о появлении Савелия в Вашей жизни, чем он знаменит, и о современных буднях Вашего питомца?

– Конечно, Савелий – это нечто особенное. В первую очередь, этот говорящий попугай просто уникум. Он довольно редкой породы – розовый молуккский какаду. Ему 20 лет, холост, внебрачных детей нет, знает больше ста слов и выражений, матом не ругается! Это основные вопросы, на которые мне приходится отвечать.
Он, как и многие другие животные, достался мне после съёмок. У хозяев родился второй ребёнок, а Саввушка очень шумный. Отдали мне. Я ни на секунду не раздумывал брать или не брать. Мы с ним быстро вошли в контакт, хотя характер у него очень непростой и порой даже вздорный. Незнакомого человека может так клацнуть клювом, что будет долго заживать.
Он частый гость на телевидении. Особенно много раз засветился в программе Первого канала «Видели видео». Когда мы попали в компанию звёзд, Борис Грачевский сразу сказал: «Ну, ребята, нам тут делать нечего, Савелий приехал!». Побывали мы также в «Артеке» и «Орлёнке», где его очень полюбили дети. Они до сих пор пишут ему в интернете и основной вопрос, который их волнует: «Не женился ли Савелий?»
Самая весёлая картина с участием Савелия – это кинокомедия «Всё включено» о жизни и приключениях владельца дорогой и востребованной ветеринарной клиники для домашних животных с Рублёвки. У Савелия там небольшая, но ключевая роль. Он хранит тайну шифра от сейфа с деньгами, а злодей в исполнении Андрея Кайкова пытается его узнать и вскрыть сейф. На этой почве у них непримиримый конфликт. В фильме очень много знаменитых актёров и животных. Сам я сыграл охранника с овчаркой.
В обычной жизни Савелий – весельчак и балагур. Я не помню, чтобы он грустил. Как я уже сказал, его очень любят дети. Без него не обходится ни одна детская новогодняя ёлка в Культурном центре ГУВД Москвы. Саввушка – очень известная и популярная личность, у него есть в интернете ролик под названием «Попугай боится щекотки», который набрал более пяти миллионов просмотров. Но при этом, в отличие от многих актёров-людей, «звёздная болезнь» Савелия не коснулась.

– Вы часто проводите кастинги животных. Какими качествами должны обладать актёры из мира природы, кроме внешнего сходства со своими киноперсонажами?

– Кастинги на «Мосфильме» проводятся практически перед каждой съёмкой. Бывали случаи, когда талантливая собака не могла лаять на площадке. Режиссёр был в гневе: как это так? Собака не умеет лаять! А её просто отучали от этого, чтобы она не мешала хозяевам жить. Поэтому обязательно на кастинге проверяем выполнение поставленной сценаристом и режиссёром задачи, а заодно и другие качества. Основное – это общий курс дрессировки и защитно-караульная служба, а дополнительно – цирковая дрессировка и выполнение специфических команд.
«Актёры из мира природы» должны быть безопасны для людей, уметь есть из чужих (актёрских) рук, любить всех окружающих на съёмочной площадке, включая продюсера. Недавно у меня появилось ещё одно правило: выполнять команды за любимую игрушку или мячик, чтобы актёр не пачкал руки и одежду лакомством. А то участковому Кравцову (Сергею Безрукову) в сериале «Участок» периодически приходилось менять форменные милицейские брюки, испачканные слюнями любимого пса, бладхаунда Цезаря.

– Наверное, люди, узнав о Вашей профессии, непременно хотят снять в кино своих домашних питомцев? Как Вы обычно реагируете на подобные предложения?

– Как правило, да, хотят. Но некоторые высокомерно говорят: «У меня животное элитное и предназначено для выставок и потомства». Или сразу задают вопрос: «Какова будет оплата?». Таких сразу в «чёрный список»! Но 90 процентов мечтают, чтобы их любимых питомцев сняли в кино или в рекламе. Желающим я предлагаю записываться в нашу картотеку, присылать фото и видео, приходить на кастинги.

– У Вас и у самого немалый опыт актёрской работы. Как Вы к этому относитесь? Планируете ли развивать это направление?

– Когда мне предлагают сниматься, я в шутку говорю: «Не царское это дело!» На самом деле слегка побаиваюсь этого ремесла. Прекрасно понимаю, что надо иметь талант от бога и много учиться. Но когда нужно в кадре заменить актёра или даже иногда актрису, если подхожу по фактуре, в сложной и опасной сцене с животным, то без раздумья соглашаюсь. Один раз, правда, снялся без животных. Знакомый кастинг-директор слёзно попросил выручить. Сыграл начальника поезда в детективном сериале «Паутина». Говорят, неплохо получилось. Пишу свой сценарий о жизни каскадёра. Если выгорит и получится снимать, то сыграю роль злодея-олигарха.

– Расскажите о других своих проектах – фестивалях «Золотой клык» и «ЗверолашЪ». Какие цели они преследует? Какие миссии несут?

– Когда я впервые рассказал об идее кинофестиваля о животных-киногероях и людях, работающих с ними на съёмочной площадке, один известный режиссёр поднял меня на смех. Правда, после первого «Клыка», на который я его пригласил, извинился и сказал, что был глубоко не прав... А исполнитель главной роли и продюсер фильма «Граница. Таёжный роман» Алексей Гуськов, которого я дублировал в сцене схватки с волчицей, сразу сказал: «Старик, идея отличная! Но запомни, все сидят на банкете, хвалят тебя, веселятся и отмечают твой фестиваль, только ты грустный в душе, потому что уже думаешь, где достать денег на следующий».
Первый «Золотой клык» прошёл на ура в театре зверей имени Дурова. Народная артистка СССР Наталья Юрьевна Дурова от души поддержала меня и помогла. Кроме того, я выиграл тендер Правительства Москвы. Денег было немного, но хватило. Многие известные артисты поддержали меня и вошли в жюри, а также были гостями фестиваля. Мы придумали номинации и отметили лучшие фильмы... Вся информация есть в Википедии. Потом прошли ещё девять фестивалей: в Москве, Карачаево-Черкесии (курортный посёлок Домбай), Северной Осетии (Владикавказ). В промежутке родился «младший брат» «Золотого клыка» – детский кинофестиваль «ЗверолашЪ», который проходит два-три раза в году и на котором определяются будущие номинанты «Золотого клыка». Первый «ЗверолашЪ» прошёл в Культурном центре ГУВД Москвы и имел большой успех. Худрук «Ералаша» Борис Грачевский, когда я ему сказал по телефону о названии «ЗверолашЪ» и спросил, что он по этому поводу думает, выдержав долгую паузу, произнёс: «Любого другого убил бы! Но ты же всё равно проведёшь! Так что поддерживаю». Он же и возглавил жюри.
В основном были дети из многодетных семей и семей погибших при исполнении сотрудников полиции, а также из детских домов. Детям очень важно вживую пообщаться с животными, сфотографироваться с ними. Гораздо интереснее, чем со звёздами-людьми. Мечтаю провести 10-й «Золотой клык» в одной из стран Содружества. Вся команда «Золотого клыка» вместе с животными готова приехать!

– В каких странах СНГ Вам довелось бывать, а может, даже и работать?

– В добрые времена СССР удалось объездить почти все республики. В последнее время чаще всего бываю в Беларуси. Было несколько интересных проектов. Особенно запомнилась работа на картине «Побег из Гулага». Это был совместный проект Германии, Беларуси и России. Съёмки проходили в Беларуси, Карелии, на Севере. В основу фильма положена реальная история немца, попавшего в 1944 году на Восточный фронт и вернувшегося домой к жене и детям только спустя 10 лет. Война, плен, Гулаг, побег, Север, Сибирь, Средняя Азия, Германия. И всю дорогу его преследовал капитан НКВД в исполнении Анатолия Котенёва (интервью с Анатолием Котенёвым опубликовано в № 2 журнала «Содружество» за 2016 год – прим. авт.). Я работал на картине с замечательным псом породы хаски по кличке Аргиш. В «смертельной схватке» я дублировал Анатолия Котенёва.
Во время съёмок был очень весёлый случай. Прилетели из Нарьян-Мара на стойбище оленеводов. Выскочили из вертолёта – тундра, снег, ни одного кустика. Аргиш стал крутиться в поисках дерева, на которое можно поднять лапу. И не нашёл ничего лучшего, как обдуть гримёрный ящик. А потом разъярённая упитанная гримёрша в тулупе бегала за ним среди оленей с веником и ругательствами.
Один раз мне довелось побывать руководителем съёмочной группы в Таджикистане. Это была очень интересная поездка по заданию программы «Кома» для канала НТВ. Мы прибыли сначала в Душанбе, потом отправились в Пянджский погранотряд. На наших глазах сожгли 110 килограммов героина, изъятого нашими доблестными пограничниками у афганских наркокурьеров. Нашей телевизионной группе полностью продемонстрировали боевую операцию, как это было, со стрельбой, засадами и рукопашным боем. Пограничники так «нашумели», что, как потом выяснилось, вспугнули новый готовящийся наркотрафик.
Также удалось познакомиться с кинологами и их подопечными, посетить тренировочную базу для подготовки служебных собак, которые всегда сопровождают ребят, передвигающихся на БТРах. Нас везде принимали очень гостеприимно и до отвала кормили в кишлаках. Мы отсняли уникальный материал, который до сих пор хранится у меня. Я очень хочу снять художественно-документальный фильм о тех событиях.

– Интервью будет опубликовано в канун Нового года, а это, как известно, весёлый праздник. Не могли бы Вы вспомнить курьёзные ситуации со съёмочных площадок.

– Очень смешной случай был на картине «Новый год в ноябре». Снимались отличные актёры – Александр Фатюшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Никоненко, Владимир Грамматиков, Николай Добрынин и другие. У меня там было много животных: енот, кот, хорёк, собака. Но прикол случился с замечательной слонихой Чани. Ей сшили красивые цветные трусы огромного размера. Долго готовились к съёмкам, примеряли, ушивали, расширяли. А перед самой командой «Мотор!» она навалила в свои трусишки два ведра высококачественного навоза. Трусишки треснули, и всё вывалилось на пол. А дело было в Останкино. Съёмочная группа, складываясь пополам от хохота и зажав носы, мужественно продолжила снимать новогоднюю сцену.

Беседовал Игорь Алексеев

Опубликовано в журнале «Содружество» (№4 (56), декабрь 2020 г.).
Ознакомиться с публикацией можно здесь: