Вергилий и Фортуната. гл. 48. Похороны

Андрей Жунин
                гл. 48   Похороны.
 
               
              На следующий день состоялись похороны.  Тело Клавдия перенесли в атриум, где близкие и родственники покойного начали с ним прощаться.  Петрония не было, он заседал в сенате.  Но присутствовали Далмация и Валерия, облачённые в траур.  Из-за нехватки средств у Гертруды обряд проводили без особой пышности.
   
              После процедуры прощания, тело покойного вынесли на улицу.  Сюда же высыпали все присутствующие.
Запах умершего маскировался благовониями и ароматическими притираниями.  Тело Клавдия переставили на носилки, и траурная процессия тронулась к погребальному костру.   
   
              Возглавляли шествие музыканты, среди которых было немало тех, что ещё совсем недавно выступал
в театре Клавдия. Музыка духовых, создавала достаточно тревожную и гнетущую атмосферу.  Затем шли погребальные танцоры, а за ними профессиональные плакальщицы.  Причём, они не только рыдали, но иногда начинали рвать на себе волосы или царапать лицо.  Тут же шли и личные рабы умершего: Кротил и Агриппина.
              За ними несли носилки с покойным.  А потом несли ещё одни погребальные носилки, на которой были выложены все награды Клавдия, полученные им на различных поприщах.  Замыкали шествие родственники покойного.  Сначала шли мужчины во главе с Вергилием, одетые в траурные чёрные тоги.  Затем шли женщины.  Платье их было в беспорядке, волосы распущены; они лили обильные слезы и испускали крики отчаяния…

              На высоком каменистом холме на берегу Тирренского моря всё было готово для костра. Высокую кучу дров уложили в виде жертвенника, украшенного зелёными кипарисовыми ветвями.
              Прежде чем возложить на костёр носилки, Гертруда открыла глаза своему мужу, всунула ему между губами мелкую монету (стоимостью в 1 асс) для уплаты перевозчику на том свете, поцеловала его застывшие уста и затем воскликнула голосом, вздрагивающим от рыданий.
              -- Прощай! Прощай! Мы все последуем за тобой в том порядке, который нам назначит судьба!
              После чего носилки поставили на жертвенник, горящие факелы подожгли деревянные чурки, клубы сизого дыма поднялись в небо.  Со всех сторон стали раздаваться плачи и вопли, которые смешались со скорбными звуками труб.
              Когда от костра осталась лишь куча пепла и потухших углей, Гертруда вместе с сыном, погрузив предварительно руки в чистую воду, вынула из этой печальной кучи останков побелевшие кости покойного.

              На девятый день родственники Клавдия принесли в гробницу урну с останками умершего.  Как только она была там установлена, величественный трубный звук возвестил о том, что последний акт погребения завершился. 
В тот же день Гертруда дала всем своим родственникам прощальный обед.


http://proza.ru/2020/12/19/1435