Синопсис - Сыр для Принца

Владимир Пироцкий
Синопсис
«Сыр для Принца»

Ремейк по мотивам трагедии У. Шекспира «Гамлет»

                «Слова к виску —
                всегда вернее пули…»

Эта история не произошла в королевстве НазиДания, замке Хронборг и его окрестностях с принцем Гамлетом, его семьей и всеми окрестными жителями. Она даже не привиделась кому-то во сне, как кошмар, как призрак, как страшная и чудесная сказка. Она просто случилась и четыреста с лишним лет будоражит наши чувства, наш ум и воображение. Она случается с нами заново во все времена и каждый раз оказывается неожиданной.

Старые раны болят. Мир, как воин, уцелев в отгремевших войнах, старается жить дальше, как умеет. Он постепенно налаживает свою жизнь и не хочет вспоминать о страшном, он хочет выжить. Но какой ценой? Цена за выживание — бесконечное повторение прошлого в новых обличьях. На смену трагедии приходит фарс. Люди хотят выжить и продолжают убивать друг друга и самих себя, а чтобы не сойти с ума, придумывают новые слова и смыслы.

Модернизм сменяется постмодернизмом. Старые смыслы отвергаются и разрушаются, новые смыслы подменяют реальность гиперреальностью, за которой ничего нет. Человечество изворачивается и лжет само себе, потому что у него нет способа совместить несовместимое — животное начало и высокий дух.

Изобретая и пестуя дух, мыслители создавали симулякр, который стал реальностью и спровоцировал всеобщий кризис. Симулякры подменяют действительность, а сознание теряет способность отличить реальность от фантазии.

Действия героев заменяются словами. Но мир взрослеет, сопротивляется и слова становятся действием. Шекспир пишет, что слова — это мечи. А Джон Остин говорил о том, «как совершать действия с помощью слов».

Великие умы прошлых веков упрекали Гамлета в слабости воли, бездействии и промедлении. Но и действие часто не спасает от разочарования. Понимание бессмысленности действия вяжет Гамлета по рукам и ногам.

Предыстория героя. На смену средневековому Амлету с его жаждой мести, пришел шекспировский Гамлет со своим сомнением. За сомнением пришло разочарование и отвращение к бесполезному действию. Но инерция мира все же заставила Гамлета совершить зло.

Шекспировский Гамлет передал эстафету нам. Современный Гамлет в растерянности. За четыреста и более лет после Шекспира накопилось настоящее бессилие, невозможность изменить реальность, в которой ложь стала считаться правдой, а правда ложью, зло и добро смешались в адской круговерти бегства человека от самого себя… Как быть (или не быть) Гамлету — нашему современнику. Вот в чем вопрос?

Пьеса «Сыр для Принца» — это ремейк шекспировского «Гамлета». Это post-трагифарс, театральный памфлет и сказ фантазия — три в одном. Это попытка исследования проявлений зла, в частности, феномена подлости; попытка, использующая иронию, сарказм и разрушительную энергию постмодернистской деконструкции. Но это и способ разбудить нашу фантазию, нашу потребность в свободе духа. Не секрет, что кино, театр и интернет пронизали нашу жизнь. Поэтому форма исследования неотделима от мира театра и кино, от их языка.

А теперь подробнее о сюжете.
Королевская чета НазиДании пережила все этапы развития, от любви до окончательного кризиса. Теперь король и королева, каждый по-своему, пытаются решить его. При этом, вольно или невольно, «пытают» друг друга. Король своим несгибаемым благородством, устаревшими воспоминаниями о прошлой любви и своих военных подвигах, а королева — поиском своей нереализованной женственности и подходящих для этой цели помощников-мужчин.

И конечно, такие мужчины легко находятся, особенно если учесть, что королева имеет право оставаться королевой и после смерти старого грозного мужа. Хотя, грозным он был в далеком прошлом и только для врагов, а теперь он может лишь терзать себя ревностью и бессмысленностью своего существования.

Самый коварный его враг — это возраст и предают обычно — самые близкие люди. Это усиливает хвори короля и распаляет раны, в первую очередь — душевные. Но есть и люди, которые не прочь добить, запертого в прошлом и обреченного на медленную смерть короля.

Первый претендент на пока еще занятый трон, его брат Клавдий. Впрочем, он не слишком кровожаден, он просто равнодушен, любит кутить, алчет богатства и женской ласки, а главное — власти. И не утруждает себя долгими муками совести. Впрочем, король может быть только один, а желающих примерить корону тьмы и тьмы.

Один из тайных претендентов — придворный из молодых, Озрик. Достаточно образованный по сравнению с выпивохой Клавдием. А главное, Озрик быстро учится и постигает науку побеждать не по книгам, а офлайн, в круговерти реальной жизни. При этом он не так груб, как Клавдий; он умен и не чужд человеческих переживаний.
Молодой принц Гамлет НазиДатский, не отказывается от перспективы стать королем, но лишь в свое время, назначенное судьбой. Он чтит свою мать и уважает своего отца.

А душа, любовь его, отдана дочери первого советника короля, милой и тонкой барышне Офелии. Они трепетно идут к взаимной любви, и Офелия уже почти готова с радостью броситься в объятия принца. Но… любовь не бывает без препятствий, даже у принцев и девушек, мечтающих стать принцессой. Но влюбленные об этом пока не знают.

Есть еще один потенциальный претендент на трон, в случае смерти старого короля — это Фортинбрас, принц Нордвегии. Но пока старый король Гамлет жив, Фортинбрас ведет себя скромно и самое большее, что он себе позволяет, погулять на границах НазиДании с толпой голодных вооруженных шалопаев или сходить в бесполезный военный поход в соседнюю Польчшу.

Напряжение постепенно нарастает, в воздухе звенит и назревает что-то нестерпимо зловещее и гадкое, готовое взорваться. И этот момент наступает — происходит основное событие, резко меняющее всю картину — умирает король Гамлет старший. Внешне это выглядит как бытовая драма, но принц Гамлет подозревает, что это преднамеренное убийство. «Выгодополучателем», бенефициаром этого трагического события выступает Клавдий, присвоивший корону НазиДании прямо возле смертного одра старого короля.

«Король умер — да здравствует король!»
В придачу, Клавдий получает томную королеву Гертруду, которая «не износив башмаков» и не без удовольствия, уединяется с пылким кавалером в королевских покоях. Он методично укрепляет сети своей власти, управляя остальными персонажами. При этом каждый делает свой выбор, даже если не осознает этого.

Неожиданная смерть отца Гамлета становится препятствием на пути любви. Смерть всегда неожиданна, даже смерть пожилого израненного полководца. И у сына она вызвала сложный экзистенциально-социальный кризис. Гамлет в шоке от несчастья, подлости самых близких (матери и дяди) и от осознания слабости своего духа. Он подозревает дядю Клавдия в убийстве отца и хочет расследовать убийство.

Он надеется на поддержку своей возлюбленной и просит ее дать время, чтобы опомниться. Но девушка во власти своих чувств и ей нестерпимо, что Гамлет медлит и вместо любви выбирает долг. Гамлет чувствует вину перед возлюбленной, растерян под пятой жестокого мира. Ему чужда месть, чуждо убийство, для него нестерпима ложь. Ему чужды те, кто выбрал подлость в качестве принципа своей жизни.

Но Гамлет понимает, что невольно оказывается таким же, как все. А может быть принц ухватился за возможность отодвинуть на время вопрос о любви, как знать? И сам принц не знает этого.

Настали другие времена. Современная Офелия, в отличие от шекспировской героини, отвергла роль жертвы зла, злых людей и обстоятельств. Для нее любовь превыше всего, и она хочет сама решать свою судьбу. А Гамлет? Гамлет должен поступить так же, то есть так, как решила за них обоих Офелия. Иначе он рискует навсегда потерять свое счастье.

Главный герой помешан на разоблачении лжи и подлости, которые порождаются злом и являются основой зла. Он наивен, когда думает, что достаточно всё объяснить людям и они не будут умножать зло. Гамлет одинок и уникален в том, что истина для него важнее всего.

Присвоив корону, трон и королеву, Клавдий уверен, что Гамлет, как и все, мечтает о своем бесплатном сыре, за который он будет готов отдать свою душу. Дядя подыскивает для принца мышеловку, но Гамлет презирает Клавдия и отвергает все компромиссы.

Даже ученый друг Гамлета — Горацио, в конце концов найдет свой сыр, кормушку и персональную мышеловку. Горацио — это скрытое до поры, кипящее внутри котла противоречие, которое идет к закономерному решению в конце. Но до этого пока далеко.

Гамлет проходит свой путь от наивной веры в добро до осознанного желания взять ответственность за себя и за мир. Между желанием и его реализацией необходимо пройти большой путь. И совершить глубокое преобразование себя.

Это актуально для современного читателя, проблемы Гамлета — это проблемы каждого современного человека. От них невозможно спрятаться ни в богатство, ни во власть, ни в любовь и семью, ни в творчество и самореализацию, ни в отрицание добра и зла, истины и лжи. Надо думать, чувствовать и делать всё самому. Другого не дано.

Сегодня многие люди почувствовали вкус к Большой Игре и готовы подменить настоящие чувства и мысли — новейшими мысленными конструкциями-симулякрами, которые неплохо работают в массах и помогают подчинять людей новым ментальным технологиям, объявлять технологию новой магией. Магия привлекает в первую очередь того, кто не хочет и не может вникать в глубинные противоречия мира. Того, кто хочет за счет знания магических слов, жестов и ритуалов оказаться наверху пирамиды. Он готов идти на сделку с совестью и с сомнительными людьми.

В начале трагифарса мы присутствуем на шабаше, где вместо трех известных шекспировских колдуний, орудуют три бича. Шабаш задает тон постмодернистского дискурса всему трагифарсу, с его карнавализацией и развенчанием традиционных ценностей, поиском новых смыслов. Новые смыслы обесценивают действие. Так, вместо театрального Акта или Действия, в пьесе появились — НеДействия и НеДействующие лица.

На приеме у короля в Рыцарском Королевском зале персонажи знакомятся, флиртуют, ревнуют, влюбляются, договариваются, интригуют, что-то замышляют, практически игнорируя короля. Мелкая рябь на поверхности замкнутой замковой жизни предупреждает о грозящем ветре, способном всё смешать и разрушить.

Мы наблюдаем механизмы трансформации слов в дела. Второстепенные герои выходят на авансцену, рвутся к рампе, стремятся оттеснить Гамлета, разоблачить и развенчать его. Им предоставлена свобода самовыражения, которое порой превращается в саморазоблачение. Они, как и Клавдий, убеждены, что Гамлет — простой обыватель, что он стремится ухватить свой сыр в мышеловке. Что он ничем не лучше их, надо только суметь разоблачить его, вывести на чистую воду. Они с удовольствием расставляют силки, сети и капканы. Зло для них — средство от страха и боли. При этом, они рискуют сами попасть в неизбежные мышеловки.

Гамлет признается другу Горацио в чувстве вины перед королевским шутом Йориком, считая себя виновным в его смерти. Но Горацио приоткрывает истинные причины смерти Йорика.

Озрик стремится вовлечь в орбиту своих манипуляций Горацио, Полония, Офелию и Лаэрта, а затем получает заказ на убийство принца Гамлета.
По неслучайному стечению обстоятельств, Горацио узнает о планах Озрика, который собирает компромат на Горацио. Поэтому Горацио не удается приструнить Озрика. Тогда Горацио задумывает «многоходовочку» и стремится раскинуть широкую сеть, а Озрик исподволь занимается этим уже давно.
Озрик предпочитает сталкивать между собой интересы персонажей, а Горацио старается сделать их взаимозависимыми. Стремясь опутать всех, каждый интриган попадает и в чужую, и в свою сеть.

Между тем, Горацио завязывает сложный сухопутно-морской узел для выкупа Лаэрта из долговой тюрьмы, с дальней целью предотвращения покушения на Гамлета. Рискуя жизнью, Горацио узнает о наличии компромата на Полония, шантажируя которого, он надеется раздобыть компромат на Озрика. Далее, шантажируя его, Горацио надеется вынудить его отказаться от покушения на Гамлета.

Озрик ведет свою игру и хочет реализовать свою месть Гамлету. За что? За то, что Гамлет — это Гамлет, а Озрик лишь тень его? Однако, Призрак Короля вмешивается в действие, переиначивая шекспировский сюжет. Озрик неоднократно пытается увлечь Офелию. По воле случая, он даже спасает ее от смерти. Полоний и Клавдий, интригуя, ведут каждый свою игру.

Всё это смешивается, как в калейдоскопе и в конце первой части основные пазлы сходятся. Узлы многочисленных сетей, выстроенных персонажами, окончательно затягиваются в петлю, замок Хронборг трещит по швам и готов взорваться от недействий недействующих персонажей.

А что же Гамлет? Почему мы его не так часто видим на сцене или на экране? Потому, что он думает, размышляет. Процесс думания бывает очень драматичным и рискованным занятием. И может разыграться нешуточная личная драма, задевающая волной всех персонажей.

Гамлет, памятуя об отвращении, описанном Ф. Ницше, и мешающем действию (ведь действие ничего не меняет в мире), понимает бессмысленность затеи — исправлять мир, «вправлять миру сустав» и «связывать разорванную нить». Гамлет помнит и о понятии пустоты, которая таит в себе благо. А по совету Сократа, он узнаёт, что ничего не знает. И после всего этого кто-то спрашивает, почему он меланхоличен?

И еще, Гамлет не был бы собой, если бы не понимал, что до сих пор не понял главного — себя. Самое время уйти в раздумья, не обещая вернуться. Пусть другие празднуют карнавал, тасуют маски, играют в игры, делят сыр, семейный сервиз и карту королевства. Гамлет уходит. Часть вторая завершена.

Однако, на этом история не заканчивается. В части третьей она многократно возвращается в виде фарса и во многих обличьях. Постепенно вскрываются сундуки, шкафы, архивы, восстают из могил мертвецы, как в Риме при Цезаре. Отравленные слухи, поглощенные стенами — стенают и рвутся на волю, грозя заразить всё и вся. Персонажи проявляют свои скрытые черты характера, калейдоскоп событий катится как нарастающий снежный ком.


Противоборство многих сил переплетается в замысловатую какофонию. В какой-то момент, нам открываются лабиринты и подвалы, в которых неутомимые персонажи ищут каждый свое. При этом в наше распоряжение таинственным образом попадают тайные листы, проливающие неожиданный свет на подоплеку действий персонажей и их мотивацию.

Затем открываются новые подвалы, появляются скелеты в шкафах и все тайное становится явным. Может быть не всё, но мало не покажется. С некоторыми персонажами происходят неожиданные метаморфозы. Плюс ко всему, в четвертой части читатели и зрители проникают в сны персонажей.
Читатель имеет возможность пообщаться с современным Гамлетом, вдвое старшим шекспировского Гамлета. Горацио берет у него интервью, но загадки не становятся проще. Мир в лице остальных персонажей дважды затевает суд над Гамлетом и выносит ему обвинительный приговор.

Шекспировский Гамлет говорил о задаче театра ставить как бы зеркало перед миром и показывать его истинную сущность. А современный мир использует систему зеркал в зеркалах, что еще более усложняет систему миров, перекрывающих друг друга, подобно морским волнам, накатывающим одна на другую. А орех, о котором говорит Гамлет, превращается в многослойную конструкцию.
Не случайно, человечество находится в лихорадочном поиске путей и способов постижения истины, подчас скатываясь к гибридным попыткам обмануть само себя.

Часть пятая, — Эпилог тщетно пытается закупорить ящик Пандоры. Он каждый раз распахивается от нового натиска мира. С концовкой всё не так просто. Происходит серия финальных событий, которые перекрывают друг друга. И в конце представления мы еще много чего увидим и услышим, пройдя пекло, чистилище и вакханалию обыденности.

Постмодернистское отрицание канонов, деконструкция и стремление отыскать новые смыслы в очевидном, привычном, привело к неоконченности, как приему композиции сюжета. Каждая попытка навязать конец действию, кумулятивным зарядом трансформируется в следующую попытку завершить живой и неостановимый процесс развития, тишина прерывается фанфарами, взрывами, салютами, скрежетом и новыми тяжелыми шагами истории.

Трагедия перерастает в фарс, фарс в обыденность, обыденность в пустоту и мистику, пустота взрывается чем-то новым и неожиданным. Всё, как всегда. Главное событие маячит впереди и остается пока не написанным. Оно не знает, что после него тоже что-то будет.

Таким образом, читателям и зрителям предоставляется возможность самим проникнуть в глубины ума и души Гамлета, посмотреть на себя в зеркало и жить, по-своему, решая вопрос Гамлета «To be, or not to be» и строя мир заново.

«Быть или не быть?» Теперь этот вопрос перерос в глобальную проблему, трансформировался в полномасштабный кризис всего мира. Мир не знает ответа, но заранее уверен, что все ответы неверны. Апокалипсис грядет неумолимо. Он может воплотиться в бессмыслицу и отрицание нравственности, в противопоставление жизни и истины.

Но в мире существуют субъекты. Смогут ли они спасти мир?
Так что же, — «Дальше тишина…»?

Стоп, снято. Всем спасибо, все свободны. Электронные пропуска заказаны, но пока не доставлены. По секрету, господа, в буфете есть свежее жигулевское.

Стоп, стоп, стоп, это черт знает, что! Ну какое жигулевское, я вас умоляю, о чем вы?
Может быть вы ошиблись адресом?
Это не в соседнем ли павильоне снимают про пиво? И чего это я в вас такой влюбленный, друзья?!
Увидите Гамлета, передавайте ему привет…