Никишина Раиса Яковлевна

Ирина Горбань
Никишина Раиса Яковлевна

2 февраля 1922 г.р.

г. Донецк (Сталино)


Прожив назначенный судьбой век и не потерять себя, – смысл жизни Раисы Яковлевны Никишиной.

- Родилась я в Сталино, в поселке Первомайка, - рассказывает участник Великой Отечественной войны Раиса Яковлевна Никишина. - Семья была большая. Мама меня родила поздно, в 46 лет. Отцу, бывшему шахтеру, было 53 года. Я была четырнадцатая, - продолжает она.

У Раисы Яковлевны Никишиной отец и братья воевали еще в первую мировую войну. В 1939 году, когда  Рая закончила 10 классов школы, встал вопрос, продолжать обучение или пойти на работу. Решила работать, чтобы помогать родителям, а потом учиться дальше. От райкома комсомола вступила в комсомольскую организацию при шахте, устроилась работать в школе старшей пионервожатой, строила планы связать свою жизнь со школой. Если бы не война.

- Сразу взялись за эвакуацию оборудования, - вспоминает Раиса Яковлевна. - Уже стояла фабрика ЦОФ, шахты демонтировали всё ценное оборудование и отправляли железной дорогой на Урал. Вокруг стояли пустые стены.

Ребята, недавние выпускники, не ждали повесток – уходили добровольцами на фронт. Из райкома Раисе поступил приказ остаться на месте и возглавить комсомольскую организацию. У нее не оставалось выбора – старший брат, уходя на фронт, наказал сестре не бросать больных родителей. Долго отец настаивал, чтобы дочь уезжала, иначе ее схватят. Рая и слушать не хотела - категорически отказалась. Она знала, что впереди ее ждет задание от райкома.

-  Я возглавила молодежную комсомольскую организацию, которая насчитывала 180 человек.  Наш отряд носил имя Сталина. Когда в райкоме обратилась с вопросом, как быть дальше, чем заниматься, мне в очередной раз сказали не торопиться, все узнаю позже.

22 октября 1941 года в Сталино вошли немцы, а 23-го я была арестована…
- Арестовала меня полевая жандармерия. Сдал кто-то, - вспоминает Раиса Яковлевна. – Привели на допрос в кабинет и предложили подойти к столу. Подхожу и вижу: сидит пожилой немец, шкура! Не могу его забыть до сих пор, и рядом с ним молодой красивый мужчина. Я как глянула, а это сидит мой учитель Всеволод Антонович Збышевский. У меня всё погасло сразу. Подумала, какой подлец!

Немец подал список комсомольцев и спросил, кого бы я еще дополнила. Я начала читать.  Первая фамилия была – Клевцова. Клевцова - это я, моя девичья фамилия. Я убедительным голосом сказала, что все, кто здесь написан, давно уехали из города, а я осталась только потому, что дома старые больные родители, мама парализована. А переводчик все записывал.

Начались мои хождения по мукам: сначала бросили в камеру, где было человек 12 взрослых мужчин и женщин, - продолжает Раиса Яковлевна. -   Стал меня солдат с овчаркой каждый день приводить на допрос. И каждый день переводчик задает один и тот же вопрос, с каким заданием я оставлена здесь. Однажды спросил, чем отличается советский комсомол от немецкой молодежи, в которой течет голубая кровь. Я махнула рукой и говорю, мол, все одинаковы: кровь такая же, как у всех людей. Что переводил переводчик – я не знаю.  Немец схватил со стола кожаные перчатки и начал больно бить меня по лицу.

Держали Раису до февраля 1942 года. В застенках она не знала о болезни отца, не знала, что умер. Так и не мог смириться с тем, что позволил дочери остаться в городе, и что собственными руками отдал ее на растерзание немцам.
 
5 февраля Раисе неожиданно позволили покинуть застенки тюрьмы.
 
Выйдя на волю, девушка увидела своих соседей, которые не побоялись расправы и пришли просить о ее освобождении. Здесь и рассказали о смерти отца.
 
- Все-таки переводчик спас мне жизнь, - улыбается Раиса Яковлевна. – Он, видно, немецкому шефу сказал, что люди просят выпустить Раю на похороны. Решили отпустить на похороны и установить за мной слежку. Я была истощена и плохо видела. За все время, сколько сидела в одиночной камере, ни кусочка хлеба не дали, только воду. Похоронили отца, и немцы меня только видели! Я исчезла с поселка во время похорон. Домой больше не появилась. За мамой приглядывали соседи и две мои сестры.

С Раисой быстро связались местные подпольщики.  Это были Степан Скоблов, Борис Орлов и Савва Матёкин. Для работы они уже использовали рацию. В группу входили молодые ребята: Павел Ван, Иван Кекух, Николай Скоблов, брат Степана, Николай Горбовский, Павел Полуяненко. Ребята шустрые, пронырливые. Много вреда принесли оккупантам: то угонят мотоциклы, то подожгут склады, то повредят железную дорогу. В подпольную работу входило и распространение листовок, в которых славили Красную Армию и рассказывали о нерасторопности противника, тем самым показывая, что победа будет за нами.

Зачастую бумаги не было, писали на листах, вырванных из книг. Между строк  напечатанного текста были пробелы, вот на них умудрялись писать информацию. Проще было передать листок из рук в руки, но надо было, чтобы и немцы видели, что ведется подпольная работа.  Развешивали листовки на столбах, ограждениях и стенах. Клея не было, придумывали различные способы. Идешь, оглядываешься по сторонам, жуешь свеклу, чтобы получился жмых, Так  хочется проглотить, голодные были, но нельзя, это часть задания. В мороз жмых быстро примерзал и к стене, и к листовке. Да еще издали видно было красное свекольное пятно, на котором потом в мороз легко клеится лист бумаги.

- Когда освободили Сталино, мы все собрались в администрации города. Как же я удивилась, увидев среди наших предателя Збышевского. Но мне сказали, что благодаря ему я осталась жива, и если бы не он, меня бы никогда не выпустили из застенков живой. Освободили Сталино, а война продолжалась.

На первом мирном собрании огласили задачу:  переписать всех детей школьного возраста, накормить их и привести в классы. Началась активная работа по восстановлению промышленного производства Донбасса.
 
Больше полувека проработала Раиса Яковлевна в педагогике. Сейчас  ей 98 лет, но день Победы она помнит, словно это было вчера.

- Иду через Ворошиловку, а народ бежит кто куда, обнимаются, целуются, кто плачет, кто смеется. Какая это была радость! Хочу пожелать всем: любите свою Родину, свою землю. Фашист несет горе. Боритесь с фашизмом, ставьте перед собой только мирные цели и побеждайте, и пусть другие народы на вас равняются.




Автор текста Ирина Горбань

Отдел реализации соцпроектов Мининфо ДНР,проект "Капсула времени"