Бамбуковый колокольчик

Ирина Воропаева
          Бамбуковый колокольчик слегка раскачивался за окном. Соприкасаясь друг с другом, подвески издавали слабые монотонное звуки - однообразное постукивание… шелест дождя в густой листве… птичьи трели - тихие, едва различимые, словно долетавшие откуда-то издалека.

Лу открыл глаза. Ночь еще не кончилась, но в комнате было достаточно светло. Город… здесь никогда не бывает ни полной тьмы, ни глубокой тишины. Удивительно, что песня бамбукового колокольчика не растворилась в общем непрекращающемся шуме.
- Кажется, это называется музыкой ветра, - произнес знакомый голос. - Прости, я тебя потревожил, но мне захотелось послушать.

- Тебе же не нравился этот… как ты его назвал… неожиданный подарок, папа.
- Я назвал неожиданным подарком твою помолвку с той девушкой, а не эту вещицу.
- Ты был прав, я чуть было не совершил ошибку. Но теперь все в порядке.
- В этом я как раз и не уверен.

Отец присел рядом с Лу на краешек кровати и заглянул ему в лицо.
- С самого твоего детства я был требователен к тебе и не давал поблажек, надеясь, что ты добьешься большего, чем это получилось у меня. После того, как твоя мать нас оставила, я видел смысл своей жизни только в тебе одном. Ты старался заслужить мое одобрение, прилагал все свои силы, брал одну высоту за другой, но я опасался, что от моей похвалы ты возомнишь о себе лишнее, утратив нужный настрой, и не позволял ни тебе, ни себе расслабиться хоть на минуту. Я верил, что ты сильный и выдержишь. По-другому просто не могло быть. Ты не разочаровал меня, показав себя настоящим бойцом, и уже добился многого. У тебя блестящие перспективы. Однако мы с тобой, видимо, зашли слишком далеко.

- Что ты хочешь сказать?
- Люди нередко используют личные отношения для достижения поставленных целей, однако это имеет свои последствия. Есть такая эфемерная составляющая человеческой жизни, как счастье. Ты еще очень молод, только в начале пути, когда кажется, что все лучшее ждет впереди за поворотом. Но то, что будет утрачено сейчас, невосполнимо. Ты ведь понимаешь, о чем я, верно, Лу?

- Думаю, да, хотя мне странно это слышать, ведь ты сам хотел, чтобы… - начал было говорить Лу, но вдруг осекся, сообразив, что отец прежде никогда, ни одного раза в жизни не называл его этим именем - Лу. Он и не знал его. Только Лина так его называла, ведь это была ее выдумка – использовать аббревиатуру, первые буквы имени и фамилии. Тайна между ними, с давних пор, с детства.

- Считай, что я сделал тебе подарок на Новый год - передышку, чтобы обдумать все еще раз. Я дарил тебе книги, спортивные принадлежности, однажды туристическую путевку, однажды ключи от новой машины. Но, может быть, нынешний подарок, такой странный и неожиданный, окажется ценнее всех этих вещей и всей этой суеты. Тебе нужно остановиться, сын.

Голос отца звучал все еще отчетливо, но постепенно начинал отдаляться, переходя в шепот, в шелест… теперь это скорее был шум листвы, дождя и ветра, тихие звуки бамбукового колокольчика.          

- Каким бы я ни был отцом, хорошим или плохим, учившим правильно или неправильно, но я искренне любил тебя… Я желаю тебе счастья, Лу…
            
Лу окончательно пришел в себя и сел на постели. Ночь еще не кончилась, но было довольно светло от немеркнущих огней большого города за окном… за окном, в проеме которого уже несколько месяцев не раскачивался бамбуковый колокольчик, подаренный Линой, потому что с Линой он расстался, вняв настоятельным отцовским советам, ведь в самом деле было глупо брать в жены девушку из разорившейся семьи, все достояние которой теперь сосредоточилось в одном, да к тому же убыточном предприятии – маленькой пекарне, и следовало если уж заключать брак, то выгодный, и таким браком мог стать союз с Нелли, хотя они нисколько не любили друг друга, но зато оба признавали правильность этого шага, одобренного родителями, разумеется, желавшими своим детям всего самого лучшего, то есть благосостояния в первую очередь, и свадьба должна была состояться сразу после празднования Нового года, но праздник оказался омрачен, а свадьбу пришлось отложить, в связи с тем, что отец Лу внезапно скончался, на самый Новый год, в преддверии свадебного торжества… Он умер, всего несколько дней назад, и ничего из того, что примерещилось Лу сейчас, произнесено не было, хотя и оказалось услышано, придавая иное направление мыслям и намерениям, то ли сбивая с толку, то ли, напротив, помогая понять нечто очень важное.

- Вероятно, я говорил во сне сам с собою, и вот что это было – мои собственные переживания, воплотившиеся в слова. Тоска от разлуки с Линой, ощущение неверности поступка, который я собирался совершить. Отец всегда называл Лину «та девушка». Будь он жив – никогда не одобрил бы нашу связь. А теперь его больше нет. Как странно и непривычно. Теперь все, что я сделаю, я сделаю полностью самостоятельно, не оглядываясь на того, кто всегда наблюдал за мной и был готов дать оценку моему поступку. Ни мешать, ни помогать некому. И мне некого будет укорить, если я совершу ошибку - ответственность ляжет только на меня одного.       
    
Лу почувствовал себя так, будто у него начался приступ лихорадки. Ему стало страшно, как если бы он должен был сделать шаг вперед в полной темноте, не зная, что перед ним – ровная дорога или пропасть.
***

          Первой, кто вышел Лу навстречу в доме невесты, была его почти уже состоявшая свекровь. Она произнесла вежливую фразу с нужной долей сопереживания, хотя Лу прекрасно помнил, как ей случилось отреагировать на известие о том, что его отец оставил этот мир. Тогда она не смогла сладить с эмоциями, злой взгляд прожег маску благопристойной печали насквозь, а следом резко прозвучало:
- Вот уж в самом деле неожиданный подарок к Новому году! Свадьба, банкет, гости… Как он мог, твой отец!
Впрочем, теперь для Лу уже не имели значения слова и поступки этой чужой женщины, он пришел не к ней – ему нужно было поговорить с Нелли.

В отличие от матери, иногда, благодаря природному темпераменту, вдруг становившейся искренней, Нелли была гораздо более сдержанной, до такой степени, что порой казалась равнодушной ко всему на свете.
 
- Вот как, - не изменив себе и сейчас, пробормотала она, и даже тень не пробежала по ее белому нежному лицу, а длинные ресницы остались полуопущенными, как обычно, не позволяя заглянуть в глаза, умевшие смотреть мимо собеседника с удивительной естественностью. 

Если бы Лу не пришлось однажды увидеть ее отчаянные слезы, которые она пролила, не подозревая, что кто-то может сейчас наблюдать за нею, он продолжал бы считать ее бесчувственной, и ему было бы легче совершить сделку, которой на самом деле являлась их свадьба.

- Я уверен, что ты не будешь на меня в обиде после того, как я официально разорву нашу помолвку, ты ведь не хочешь выходить за меня, - говорил он, глядя на эту девушку, которую собирался взять в жены, хотя она любила другого, в то время, когда он сам любил другую. - Используй шанс поступить согласно своему желанию. Пусть наш разрыв станет для тебя моим подарком на Новый год, неожиданным, я понимаю, но что может быть лучше приятного сюрприза. Счастья тебе с твоим избранником, Нелли.

- Подарок, действительно, крайне неожиданный. Но… Но как же мама…
- Она потом привыкнет.

Длинные ресницы поползли вверх, взгляд Нелли сделался непривычно прямым и открытым, утратив свою всегдашнюю уклончивость. Лу вдруг понял, что не имел понятия, какого цвета у нее глаза. Рассмотреть толком возможности до сих пор не выпадало, к тому же ему было все равно.
- Голубые… Может быть, доброе предзнаменование?
***

        - Подарок… не ожидала, - протянула Лина, когда Лу, заставший ее, как ему и мечталось, посреди хлебного царства - в пекарне, положил перед нею на краешек засыпанного мукой стола свой букет. Но затем она заговорила быстро, горячо и решительно.
– Вот что, забирай этот веник и отправляйся к своей прекрасной невесте. Уходи, немедленно.

- Ты знаешь, Нелли в самом деле прекрасна, - произнес Лу, с наслаждением вдыхая головокружительные ароматы сдобы и ванили и с нежностью глядя на подружку своего детства, на ее полосатый рабочий фартучек и выбившиеся из-под косынки пряди волос. - Она настолько похожа на драгоценную статуэтку, что у меня так и не вышло представить, как я смогу поцеловать ее. Хорошо, что больше она не моя невеста.

Он поймал букет, который полетел в него в эту минуту, взметнув легкое облако мучной пыли, и продолжал говорить, медленно пятясь перед наступавшей на него с угрожающим видом Линой. - А ее мать замечательная, волевая женщина. Хуже, чем в ее доме, я нигде себя не чувствовал. И это не веник, это хризантемы. Я хотел бы тебе подарить те синие цветы, которые растут в парке возле пруда, на нашем с тобой месте. Помнишь, однажды я сорвал несколько штук и принес тебе домой, когда ты болела, чтобы тебя порадовать, но они были такие нежные – по дороге увяли и потеряли все свои лепестки. Однако ты оживила их, когда поставила в воду. Стебли стали снова упругими, а бутоны распустились. Но сейчас зима, парк в снегу, пруд подо льдом, так что пришлось зайти в магазин и купить эти хризантемы. Пусть они в основном и лиловые, но все же слегка голубоватые.   

Отступать Лу больше было некуда, поскольку он уже достиг двери.
- Уходи, - повторила Лина.
- Не могу, - сказал он.   
- Я вышла замуж.
- Неправда. Я наводил о тебе справки.
- Зачем?
- Тогда еще не знал. Теперь знаю. А еще я выяснил, что ваше предприятие вот-вот отойдет банку, в котором вы брали кредит. По дороге сюда я думал, как этого избежать. Нужно посмотреть документацию, кое-что прикинуть. Все-таки недаром я учился. А где твои родители? Следует собрать семейный совет. Новый год – отличное время для устройства выгодных торговых операций. Должен быть выход. Пекарню необходимо сохранить, это дом… наш дом.   
- То есть ты не уйдешь? – сочла нужным уточнить Лина.
- Ни за что, - заверил ее Лу. - Ты же меня знаешь, я упорный. 
- Дай сюда букет, - она забрала у него помятые цветы. – Нужно поставить в вазу. Хотя хризантемы стойкие, долго не увядают даже без воды.

Дверь, которую попытались открыть снаружи, стукнула Лу по спине.
- Дочка, отопри! – донеслось с улицы.
– С наступающим Новым годом вас, - вежливо поклонился Лу, распахивая створку.
- Это ты, - воскликнул отец Лины с удивлением и радостью одновременно. – Долго тебя не было видно.
- Неужели так был занят, что не мог заглянуть на огонек? – немедленно включилась в разговор его жена, - Лина уже совсем заскучала… Вот приятный подарок, верно, дочка? 
***

          День клонился к вечеру – зимой дни коротки. Засыпанный снегом парк был почти безлюден. Возле замерзшего пруда скопились синие тени, напоминая заросли цветов, которые можно было видеть здесь летом. В холодном воздухе стоял легкий звон, сопровождавшийся шорохом шагов, шелестом упавшей ветки, долетевшим издали возгласом, подобным внезапному аккорду.   

- Слышишь? Похоже на звуки бамбукового колокольчика.

Лина и Лу, взявшись за руки, медленно брели по дорожке, выходившей на берег пруда.
- Ты сохранил колокольчик, который я тебе подарила?
- Нет. Я ведь думал, что возврата не будет. Тем более грустно было слушать его во сне, да еще вместе с отцом. Хотя, размышляя об этом, я начинаю сомневаться, точно ли это был сон. Нам ведь неизвестно, что происходит после того, как человек уходит. Если жизнь, оборвавшись в этом мире, продолжается в другом, то могло быть и так, что отец в самом деле навестил меня и назвал именем, которое прежде либо не слышал, либо не признавал… что он в самом деле меня понял и проявил не строгость, но любовь. И дело не только в произнесенных словах. Душевное тепло, вот что я тогда ощутил, и это ощущение продолжало согревать меня и позднее, внушая уверенность в своих силах. Иначе я, вероятнее всего, не решился бы все изменить.

- Просто в отношениях с отцом тебе очень этого не хватало – понимания и душевности, - вздохнула Лина. – Но ты не отдавал себе отчета в том, насколько сильно не хватало, пока не пришла пора потери.

- Ты хорошо представляешь себе, что тебя ждет теперь? – задумчиво произнесла она немного погодя. - Придется барахтаться в море проблем, таких мелких по сравнению с тем, что у тебя могло бы быть и чем ты мог бы заниматься. Может не хватить ни умения, ни денег, ни сил. А пекарню, что не исключено, все равно придется отдать за долги. 
- Хочешь сказать, что я устану и пожалею? А как же ты?
- У меня выбора не было и нет, а у тебя он был. 
- Да, я мог жениться на фарфоровой статуэтке, - засмеялся Лу. – Кстати, Нелли мне звонила. Ей пришлось уйти от матери. Я столько всего разрушил, ужас… Она пригласила нас с тобой на свое бракосочетание. Если ты не против, конечно. Может быть, мне даже придется стать ее свидетелем, у них там сплошные неувязки. 
- Будем, значит, дружить семьями. Но ты точно ни разу ее не целовал?

Оранжево-янтарный круг солнца, прокатившись по стеклянному небу, соприкоснулся с поверхностью земли. Синие тени стали еще более густыми и глубокими. 

- Пора домой, холодно.
- Жаль уходить, такой красивый вечер, - Лина мечтательно смотрела, как солнце исчезало за черным узором стволов и ветвей. - Тихий, таинственный и красивый. Может быть, такого вечера больше не будет. Как ты думаешь, Лу?
- Может быть. Но завтра мы встретим Новый год, а тогда уж все пойдет по-новому, как оно обычно и водится, и кто знает, какие нас ждут впереди неожиданные подарки. 
11.12.2020