Грустно

Людмила Юрьевна Орлова
        Конечно, и в советское время доводилось слышать матерные выражения, когда проходила недалеко от пивных ларьков и магазинов, торгующих спиртным.  Но всё же мне кажется, что во времена моей юности мужчины бережнее относились к женскому полу.
         Достаточно вспомнить   мальчишек-одноклассников, которые при девочках стеснялись выражаться непристойно. Помню, иду в школу, которая от дома была достаточно далеко, вижу впереди, в двадцати метрах от себя, стайку мальчишек, оживленно и громко болтающих.  Вдруг один из них смачно выругался, а другой обернулся и, увидев меня, сказал: «Тише! Сзади девчонка!»
        Как-то недавно зимой, суровой и морозной, шла из магазина. Подойдя к железной двери своего парадного, увидела мужчину лет 55, который безуспешно пытался воспользоваться ключом домофона.  Но дверь настолько промерзла, что без усилий с другой стороны никак не открывалась.  Стала ждать.  За дверью послышался стук и русский мат, на что стоящий рядом со мной человек немедленно отреагировал: «Вася, ты там потише!  Женщина тут!»  И Вася сразу затих, дверь мужским усилиям все же поддалась.  А я потом, поднимаясь по лестнице, думала, что   родители и учителя хорошо нас воспитали, если мои ровесники до сих пор помнят этику поведения…   
        Сейчас, увы, улицы родного Питера наводнил мат.  Постоянно слышишь обрывки разговоров молодых людей, идущих с девушками, где превалирует ненормативная лексика.  Однако девушек  это нисколько не смущает: они используют тот же лексикон. Выходит, человек как представитель вида может легко существовать вне культуры, раз всё чаще встречаешь людей с нулевым полем культурных ориентаций.  Грустно…