Письма молодой маме. Письмо 12. Говорю с малышом

Лена Дауранова
В продолжение предыдущей темы хочу сказать, что мы с малышами говорим набором стандартных фраз, это все можно почитать на сайтах. Но что напрочь ускользает от нас - это то, почему ребёнок ведёт себя так, как ведёт себя. Это самое главная и невидимая проблема. Почему проблема, потому что мало, кто это понимает.

Например, ребёнок начал капризничать. Вроде бы - что нового? Но давайте попробуем понаблюдать за своим малышом.

И здесь на первое место выходит вопрос о чувствительности и как ребёнок реагирует на внешние условия. Ведь он не может вам сказать - мне давит резинка в колготках, я хочу пить, мне очень не нравится капуста... А реакция на все это может быть сосем - совсем разная. Что касается капусты, то определенного возраста система пищеварения ребёнка не приспособлена ее усваивать. Вот такая история. И таких «капуст» - пруд пруди...

Вы повели ребёнка на детскую площадку. Нет одинаковых людей, нет одинаковых детей, нет одинаковых реакций. Поэтому никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. А наблюдайте за его р е с у р с а м и. Одни могут иметь повышенную чувствительность к звукам и могут быстрее уставать в шумных местах и на улицах, где скопление людей.

Мы все очень устаём в гипермаркетах. А для деток - это испытание, на самом деле. Поэтому понаблюдайте и определите, какое оптимальное время пребывания для малыша в этом огромном магазине. Чтобы был для него перекус в сумочке, компот или водичка. Если у вас ребёнок самостоятельный, пусть берет свою маленькую сумочку и тоже покупает. И не важно, что хватает не то, что вам нужно. Подсказывайте, переключайте. Суматошно, но у вас растёт настоящий помощник и друг во всех делах.

Детская площадка, здесь тоже могут возникать разные ситуации. Иногда ребёнок может даже как-то повести себя неправильно с вашей точки зрения. Наблюдайте, не накидывайтесь на ребёнка, разговаривайте. Возможно у малыша был какой-то дискомфорт до этого и он выплескивает его вот таким образом. Терпение и вдумчивое отношение будет вознаграждено вашим спокойствием и благополучием в будущем. Ребёнку мы объясняем и чем спокойнее, тем это продуктивнее.

Некоторые дети не любят прикасаний. Например, старший братик по отношению к младшему, который не любит этого, много было телесного контакта, забирал что-то и вдруг через какое-то время маленький взял и ударил игрушкой старшего. Мы видим только это - ведь это на поверхности. А на самом деле - это следствие избыточного тактильного контакта. И такое бывает. Поэтому стоит потратить время и изучить реакции ребёнка с точки зрения не критики и пресечения, а почему? Когда? Где? В какое время дня? И тд, ребёнок себя так ведёт.

Некоторые дети имеют повышенную реакцию на яркие краски, яркий свет и это может быть для них раздражителем. Например, вы пошли играть на площадку в яркий солнечный день. Да ещё забыли взять панамку, или она лежит рядом, а вы забыли надеть ему.
На пляже рядом со мной сидели молодые мамочки и одной из них на руках был малыш месяцев восемь. Светило солнце, 12.00, полдень. Они разговаривали, а малыш периодически пытался менять положение. И ведь мамочка хорошая она так нежно гладила его головку, особенно, когда он пытался как-то менять положение. А ответ был прост - рядом лежала панамка. А ему только на головку попадал солнечный свет. И вдруг ребёнок сел удачно и оказался весь в тени и сразу успокоился. Мама ничего не заметила, хотя до этого он через каждую минуту «начинал крутиться».

Вот такой «синдром панамки». Так это относится к большому количеству ситуаций. Ключ ко всему лежит в понимании, что наши малыши, их мозг находятся на таком уровне развития что они могут отреагировать только так как это делают. Но за их реакцией лежат причины другие чем мы думаем или видим. И это очень важно понимать и все время иметь в виду. Ребёнок плачет. Маленький ребёнок должен плакать. До четырёх и выше особенно. Берите его «под крыло» и разговаривайте. Он должен выплакивать свои чувства.
  Это  другая тема как помогать малышу справляться со своими бедками. (Но говорите и учите его тоже проговаривать, что он чувствует или хочет. Научите ребёнка рассказывать, что с ним происходит, например, в садике, потом школе.)  Почему пока ещё нельзя? Шаг за шагом вы поведёте ребёнка по правильному пути. А что толку запрещать? Ведь это тупик. Или что ещё хуже - выученная беспомощность.

Ребёнок увидел бревнышко в лесу и решил пройти по нему. Вы сидите на травке и громко говорите «нет, нельзя». А ведь можно подойти и спросить: что ты хочешь? Пройти по этому брёвнышку? Или это мостик? Фантазируйте, превращайте в игру. Пройдите маленькое испытание для ребёнка вместе. Вам будет легче идти по этому пути чем по пути запретов.

Моя дочь в пять лет наотрез отказалась одевать выглаженное с вечера платье. Я была в полном расстройстве, потому что в садик, потом на работу. Нет времени гладить другое. В тихом отчаянии я вывалила на пол все ее летние платьица и сказала - выбирай. Не торопила. Моя ляля долго и вдумчиво сидела и перебирала их... потом взяла самое измятое и сказала - «это!». Я ещё больше обрадовалась, подумав, как на это отреагируют воспитатели... ну, да бог с ними, мелькнула мысль и ушла. И мы отправились. 
Если мы научаемся изучать поведение своего малыша, пытаемся понимать, почему он так сделал, приглядываемся, то в какой-то момент общий настрой жизни меняется. Вам будет интереснее, радостнее от того, что это будет другой маленький особенный мир. 

Я не знаю, почему не настояла, но как выясняется сейчас все было правильно. Оказывается, что ребёнок может сидеть и перебирать вещь не потому, что он просто «привередничает», а потому что он, очень  чувствителен к материи. И какой-то вид очень ему неприятен, или даже не переносим. Например, какой-то вид синтетики.

PS: мозг малыша находится на таком уровне развития, что он реагирует простыми реакциями. Нет другого пути, пока не повзрослеет. Он нам не равный здесь. Нельзя его прерывать или заставлять реагировать по-другому. Это будет травмировать малыша. Ещё хуже он будет бояться наших реакций. Если вы видите непослушного в вашем малыше - он вырастет таким, это другая большая тема разговора. Мы должны видеть своего ребёнка в его развитии. Только по достижению семи лет малыш начинает как-то и ещё не полностью чем-то управлять в себе. Они маленькие. А мы - взрослые. И мы полностью несём за них ответственность. Мы должны быть добрыми к своим детям.

С такой точкой зрения о развитии ребёнка и его реакциях мы начинаем видеть ребёнка совершенно под другим углом зрения.

PS: Наша настоящая беда, что мы на ребёнка смотрим как на равного по развитию. И ожидаем поведения, которого он просто из-за того, что маленький не может нам дать в ответ. Он должен понимать, что мы устаём, что мы много для него делаем и тысяча подобных вещей, которые сидят у нас в голове. Ребёнок не имеет такого уровня развития. Он реагирует как может в этом возрасте. Надо учиться понимать реакции малыша и знать особенности своего чадушки.