Джигиты Кавказа в Великой войне ч. 7

Николай Мринский
Фото конца 19 в., которое любезно предоставил потомственный казак Евгений Димитров. На нём его прадед - командир взвода подхорунжий Василий Стрюченко, из кубанской станицы Должанской Кубанской области вместе со своей супругой казачкой Параскевой. 15 февраля 1915 г. у дер. Цу-Бабино первым ринулся в атаку, увлекая за собою всадников, был тяжело ранен. За боевые отличия приказом ЮЗФ № 548 от 30.04.1915 г. произведён в прапорщики (тогда первый офицерский чин). Вручен Георгиевский крест 4 степени за № 44373.

И затем переправиться через Ломницу, где придётся. После осмотра позиций ген. Вадбольский указал командирам полков направления атак, предоставив им самим определить способ и порядок наступления - в конном или пешем строю. 2-й Дагестанский полк предназначался для отражения возможного удара с флангов. Во всяком случае, так было записано в представлении к награждению полковника А.З. Чавчавадзе. Между тем выяснилось, что в этот день 12-я кавдивизия не имела возможности развернуться для наступления, так как её передовые части находились в г. Калуше и пригородном с. Подгорки. К тому же между частями Каледина и Вадбольского в с. Студинки ещё были австрийцы. Кабардинский полк 1-й бригады вёл тяжёлый бой за мостовую переправу у Вистова. 2-я бригада с соседними кубанскими сотнями вела наступление от Медыни на с. Бринь - ниже Бабина по течению р. Ломницы. Успеха у горцев не отмечалось, они нуждались в поддержке. Бой начала полусотня штабс-ротмистра Султан–Гирея, цепью продвигаясь от Бабино в сторону Цу-Бабино. Противник вяло постреливал, не воспринимая всерьёз атаку черкесов. Ещё бы - у него пушки, пулемёты, хорошо оборудованные окопы, перед позициями горная речка и хорошо простреливаемая местность. К тому же холодно, снег, большинство австрийских солдат отсиживались в теплых хатах украинского села. Было решено использовать внезапность - вместо медленного продвижения пехоты, атаковать в конном строю. Полусотня конников быстро настигла цепь, уже и река, переправились глубоким бродом и снова быстро скачут кони.

И вдруг остановились - попали в трясину. Султан-Гирей быстро спешил всадников, чтобы укрыться в складке местности. А на подходе вторая полусотня прапорщика Николенко. Теперь окопы близко, но усилился ружейно-пулемётный огонь. Атака в пешем строю и вот уже вражеские окопы. Короткая и ожесточённая схватка, австрийцы поднимают руки. Но из хат открылась стрельба. Закипел бой в сельских улочках, во дворах, в хатах. Атаку 2-й сотни поддержали другие. На юго-западную часть с. Цу-Бабино ринулся взвод 1-й сотни во главе с прапорщиком Бжегаковым. Наступила очередь и второго взвода, который с ходу форсировал реку. Одновременно в этом же направлении устремилась лавой 3-я сотня поручика Марданова. Всадники ворвались в село, рассыпались, бой раздробился. Вслед за тем на восточную часть с. Цу-Бабино и на окопы за ним помчались сотни Ингушского полка. Отстреливаясь, вражеские солдаты отступили в ближайший лесной массив. Не прошло и часа, как село было очищено от противника. Для поддержания атаки 3-й бригады в Цу-Бабино был направлен и Дагестанский полк. Но австрийцы, опомнившись, остановили его продвижение плотным артогнём. Противник частично подтягивал подкрепления с северо-востока от сёл Вистов и Бринь, т.е. с участка, на котором наступала 2-я бригада КТКД. Контратаку со стороны с. Вистов отразили первая и вторая сотни. 3-я сотня прошла дальше села - до станции Беднаров. Атака австрийцев от с. Бринь была отбита сотнями Ингушского полка при поддержке артиллерии. Героев в этом бою было немало. Все нижеуказанные воины были награждены Георгиевскими крестами.

Вот как описывался подвиг командира взвода подхорунжего Василия Стрюченко, родом из кубанской ст-цы Должанской. Его всадники удачно переправились через быструю и холодную реку, но перед селом натолкнулись на непроходимое болото. Минутная задержка и подхорунжий Стрюченко, оценив обстановку, повёл конников в обход болота. Почти у цели его ранило в позвоночник. Горцы ворвались в село. И ещё - казак ст-цы Васюринской, старший урядник Степан Швайковский: «Всегда неустрашимый, всегда впереди... В день атаки геройски выбивал противника из Цу-Бабино и там, где никто не отважился пойти вперёд, под выстрелы засевшего во дворе противника, он первый ринулся и был сражён на месте. Имел Георгиевские кресты 3-й и 4 ст. Всадник Сахатчери Хаджимов находился рядом с командиром сотни, когда тот предложил австрийскому офицеру с двумя солдатами сдаться в плен. Рядовые подняли руки и сдались, а офицер забежал в сарай, и, когда командир сотни направился к нему, выскочил с шашкой. Но земляк - уляпец защитил командира и прикончил офицера. Урядник Цу Терчуков в рукопашной схватке получил ранение, но не покинул боя. В одном из дворов он кинулся к офицеру с солдатами, уже поднявшими руки. Но офицер, подпустив его, выстрелил и тяжело ранил урядника в бедро. Храбрый воин, израсходовавший патроны, успел шашкой поразить врага. В одном из домов засела группа упорно отстреливавшихся австрийцев. Всадники М. Сальпагаров, Сохта Татаркулов и урядник Магул-Али Шукаев скрытно подобрались к хате. Первым с обнажённой шашкой кинулся Мусса Сальпагаров.

В решительной схватке вражеская группа была обезврежена. Трубач 3-й сотни Даниил Коляда из ст-цы Исправной занял передовой НП и передавал нужные сведения. Оказавшись окружённым, получил предложение сдаться, но проявил смекалку и сумел уйти. Закирей Хамуков и Хаджи Бекир Аппаев разведали расположение вражеских пулемётов, чем помогли избежать лишних потерь. Кетажиев Шетат и Хаджумар Дачев в лесном бою оказались отрезанными от своих всадников, но сумели вырваться и предупредили командира сотни об угрозе обхода. Самоотверженно действовали в бою фельдшера Стефан Пашков, Владимир Мальченко, Ивлий Кабанов, санитар Галуст Григорянц. Отличившихся в бою горцев можно было бы продолжать перечислять, а вот сведения о раненных и погибших полковая канцелярия направила в марте 1915 г. атаманам Кубанской обл. для сообщения близким. Исходя из обязательного правила, существовавшего в КТКД, после гибели всадников в бою, смерти от ран и болезней, принадлежавшие им вещи (например - шашка, кинжал, часы, пояс, награды: крест или медаль) отправлялись в родные места для передачи их родственникам. Общие потери Черкесского полка за день боя: один офицер ранен, 10 всадников убито. Ранено и контужено - 42 чел. Из строя выведено 45 лошадей. Подводя итог боя, ген. Н.П. Вадбольский отметил, что ночью противник отошёл от с. Цу-Бабин на Беднаров, очистил с. Студинка и мостовую переправу у Вистов, атаки на 2-ю бригаду приостановил и занялся укреплением с. Бринь. Исходным пунктом для наступления 12-й кавдивизии и всего 2-го конного корпуса послужил населённый пункт Цу-Бабин.

Австрийцы потеряли здесь около 200 убитыми и ещё более сотни в лесу. 54 солдата сдались в плен. С утра 16 февраля мимо Цу-Бабин следовали переправившиеся через р. Ломницу полки 12-й дивизии ген. Каледина А.М. По обеим сторонам дороги в разных позах лежали ещё не убранные вражеские тела. «Что здесь было?» - спрашивали многие, - «Это работа горцев», - отвечали им. Конная атака Черкесского полка у с. Цу-Бабино была первой в дивизии с начала войны. Успех был несомненный. О том, что черкесская конница наилучшая в мире шла давняя слава. Еще Иоганн Бларамберг - иностранец на русской службе - более двух лет, пробывший на Кавказе, как инженер-топограф и собравший уникальный историко-этнографический материал о населении региона в 1834 г. свидетельствовал следующее. Черкесы, подобно древним парфянам, демонстрируют зачастую уклонение от боя с противником и как бы ложно отступают, стремясь заманить его в засаду. Поэтому черкес, обращённый в бегство - ещё не есть побеждённый воин. Кавалерия этих народов, по мнению И.Ф. Бларамберга, превосходит любую кавалерию в мире (10). А вот интересные строки из биографии югославского коммунистического вождя Иосифа Броз Тито. Ему повезло в 1915 г., будучи солдатом австро-венгерской армии, он не был изрублен «черкесами», а лишь был взят в плен. «Мы стойко отражали атаки пехоты, наступавшей на нас по всему фронту, - вспоминал он, - на том участке фронта, где находился мой батальон, русские были остановлены ружейным огнём, но соседний батальон, на правом фланге не устоял, дрогнул и, в образовавшуюся брешь хлынула черкесская конница из «Дикой дивизии».

Не успели мы прийти в себя, как уроженцы азиатской части России вихрем пронеслись через наши позиции, затем окружили нас, спешились и с пиками наперевес атаковали с тыла наши окопы. Один черкес с двухметровой пикой налетел на меня, однако я, как хороший фехтовальщик, отбил его атаку, винтовкой со штыком. Вдруг я почувствовал страшный удар в спину. Обернувшись, увидел искажённое лицо другого черкеса и огромные чёрные глаза под густыми бровями» (11). Этот черкес вогнал будущему маршалу пику под левую лопатку. С 14 по 18 февраля 1915 г. Кабардинский конный полк сражался у сёл Подгорки (ныне часть г. Калуш) и Майдан. В ночь с 13 на 14 февраля три сотни во главе с полковником Ф.Н. Бековичем - Черкасским выступили в Подгорки для рекогносцировки. Рано утром разведка обнаружила на противоположном берегу Ломницы в с. Вистов значительные силы неприятельской пехоты, кавалерии, артиллерии и окопы у моста. Попытка овладеть переправой успеха не имела. Днём противник перешёл в наступление и овладел мостом. Прибывший к месту боя ген.-л-нт Каледин (был ранен в боях у с. Цу-Бабино) выделил для поддержки кабардинцев два эскадрона гусар. Вылазка противника была отбита. 17 февраля Кабардинский полк сражался с обороняющимся врагом у с. Майдан под г. Станиславом. В с. Черниев, южнее Станислава, в плен было взято 30 солдат, из них 17 чел. пленил всадник 3-й сотни Кошроков. Боевая летопись ИНГУШСКОГО конного полка полна славных боевых дел, достигнутых его офицерами и всадниками на фронтах Великой войны 1914-1918 гг.

Продолжение следует в части  8                http://proza.ru/2020/07/12/1684