Апостолы Русской Свободы. Пестель П. И

Костенко
Апостолы Русской Свободы.

Пестель Павел Иванович.
 24.06(06.07) 1793 – 13(25).07. 1826 года.

Павел Иванович Пестель родился 24 июня: (06 июля) 1793 года в Москве, в семье, исповедующей лютеранство. При крещении получил имя Пауль Бурхард.
Он происходил из немецкой семьи Пестелей, которые проживали в России с конца 17 века. Семья была лютеранской. Отец его, Иван Борисович, был крупным российским чиновником, а впоследствии – генерал-губернатором Сибири. В отставку вышел в 1821 году. А с 1823 года безвыездно проживал в своём имении, в Смоленской губернии.
Женат отец был на Елизавете Ивановне Крок. От брака у них было четверо сыновей и одна дочь. Павел был старший. Далее – Владимир (1795-1865), который стал сенатором, а позже – тайным советником Херсонской и Таврической губерний. Сын Борис (1796-1848) поступил на военную службу, участвовал в сражениях на Кавказе. В 1838 году вышел в отставку в чине подполковника и проживал в Москве. Софья, младшая в семье, сестра родилась в 1810 году в Петербурге. Проживала с отцом в имении их в Смоленской губернии. Образование и воспитание получила домашнее. Замуж так и не вышла. Была хранительницей семейного архива и писем старшего брата Павла, кои впоследствии передала в «Русский архив». Дата её смерти неизвестна, кроме того, что это была последняя четверть 19 века.
ДЕТСТВО ПАВЛА
Мама Павлика, Елизавета Ивановна, в девичестве фон Крок, родилась в 1769 в Германии, столице земли Саксония – Дрездене. Её мать фон Крок была известной немецкой писательницей и весьма образованной женщиной своего времени. Свои молодые годы Елизавета фон Крок провела во Франции и Италии, где получила превосходное, весьма передовое образование у лучших преподавателей той эпохи, кое она перенесла впоследствии на воспитание и обучение своих детей. Затем она переехала в Россию, где вышла замуж, будучи уже не юной особой, в 26 лет, за чиновника Эпохи Александра, Ивана Борисовича Пестеля.
Первого ребёнка Елизавета Ивановна родила в 27 лет, в 1896 году. Им и был Павлик Пестель. Младшую же свою дочь, наречённую Софией, Елизавета Пестель родила уже в 44 года. Она прожила 67 лет и умерла в России, в 1836 году.
Как отмечают все её современники, Елизавета Ивановна была женщиной не просто очень умной, но даже весьма учёной. Имела незаурядное мышление и превосходные познания, которые отмечали все лица, знакомые с семьёй Пестель. Среди окружающих её она снискала не токмо всеобщее уважение, но и огромную любовь к себе.
Кроме всего прочего, она прекрасно рисовала. Сохранился портрет, написанный маслом, её работы, старшего сына Павла, выполненный в мае 1813 года.
               
Также Елизавета Ивановна превосходно музицировала, и все были в восхищении от устраиваемых ею в имении музыкальных вечеров.
Она оказала огромное влияние на воспитание своих детей, в частности, и первенца Павлика. Обсуждала с ним, как со взрослым, темы религии, разумности веры, вероисповедания, вопросы о государственном устройстве.
В вопросах религии мать делала упор на разумное отношение к существованию Бога. Хотя, как свидетельствует в своих записях Павел, она от этого расстраивалась. И сам он, хотя и стал материалистом, но позже отметил, что «разум мой этому противится», так как «в тяжкие дни душа невольно обращается к Богу».
Что касается государственного устройства, положения народа в нём, она учила детей, что как Бог создал человека равным и себе подобным, так и в государстве все граждане равны перед законом. А что касается неравенства фактического, то ответ следует искать в том, что, видимо, такое государство просто несправедливо обустроено.
По вопросам мировой истории, Елизавета Ивановна была пессимисткой. Она утверждала, что вся история циклична, и человечеству не вырваться из этого круга. Отсюда и её сомнение в прогрессе. Однако, верила, что периодически появляются гении, кои несут человечеству волю к сопротивлению, пытаясь переустроить общество в лучшую сторону, даже через насилие, принимая при этом сторону слабых и угнетаемых. Но встав у власти, они впоследствии сами становятся такими же, как и те, против кого они совсем недавно боролись.
Возможно, Елизавета Ивановна имела в виду пример Наполеона Бонапарта, выдвинувшегося на волне Французской революции, но позже ставшего диктатором.
И хотя впоследствии она не разделяла революционных устремлений старшего сына, но пыталась не спорить с ним, а переубедить его не участвовать в том, что может закончиться либо ничем, либо худым.
Отец Пестеля.
Иван Борисович родился 6(17) февраля1765 года в Москве. Он занимал большой пост в России конца 18-начала 19 веков, был назначен генерал-губернатором Сибири и сенатором. Являлся родным братом почт-директора Москвы, Пестеля Н.Б. Семья его была выходцами из Саксонии, по линии Бурхардт Вольфганга. Пестель, который поступил на русскую службу и занял пост почт-директора, получил чин действительного статского советника и стал директором почтового департамента. Продолжил службу в департаменте геральдики, а с 1801 года – сенатор и действительный тайный советник.
В отличие от многих чиновников того времени, имел собственное мнение на дела. Произвёл масштабные ревизии в Вятской и Казанской губерниях, что привело его в 1806 году к посту генерал-губернатора Сибири.
По отзывам современников, был весьма деятельным и честным человеком. Однако, склонен к самовластью. Положение дел в Сибири им было представлено императору Александру очень критично и объективно. Ему было велено явиться ко двору для дачи подробных объяснений.
Занимает обстоятельство, что он, исполняя обязанности правителя Сибири, ухитрялся руководить ею на расстоянии, практически не покидая Петербурга. За правдивость и знание дела его назначают в 1813 году членом особого комитета «О питейных откупах» по недоимкам и членом Государственного Совета в 1816 году. И в это время его помощник по сибирским делам, протеже, губернатор Трескин, злоупотребил властью, действуя якобы от имени патрона. Этим была вызвана ревизия, которую возглавил Сперанский. Его и назначили после оной правителем Сибири вместо Пестеля. Им был представлен отчёт, в коем Пестель обвинялся в следующих упущениях:
- купечество давало взятки Трескину якобы для губернатора;
- подчинёнными чинились противозаконные действия;
- Сибирь управлялась губернатором, проживавшим вне оной.
Более того, Сперанский обвинил самого Пестеля во взяточничестве и назвал «самой пустой головой, кою я когда-либо знал».
Конечно, большая часть обвинений была справедлива. И правда: как можно управлять Сибирью, проживая в Петербурге, на Фонтанке, напротив Михайловского замка?! Он полностью передоверил ведение дел в крае свои заместителям. А те его, да и себя тоже, подставили, занявшись мздоимством и лихоимством при полном попустительстве начальника. Вскоре за этим, в 1821 году, последовала отставка Пестеля. Но при сем ему был назначен крупный пенсион.
С 1823 года он безвыездно проживал в Смоленской губернии, в имении Васильево, принадлежавшем супруге. Там он и скончался в мае 1843 года.
Женат был на Елизавете Ивановне Пестель, в девичестве – Крок., дочери действительного статского советника Крока и баронессы анны фон Диц. Последняя была прекрасной сочинительницей «Писем об Италии и Швейцарии». Елизавета получила превосходное образование и была великолепной музыкантшей и художницей.
В браке у них было 5 детей: - Павел (1793-1826);
 - Борис (1794-1848), служил Олонецким, а впоследствии и Владимирским вице-губернатором, действительный тайный советник;
- Владимир (1795-1865), Херсонский, впоследствии Таврический губернатор, сенатор и действительный тайный советник;
Александр (1801-год смерти неизвестен). Служил военным. 14 июля 1826 года переведён из Конногвардейского в Кавалергардский полк. Воевал на Кавказе, в отставку вышел в 1838 году подполковником, проживал в Москве;
- Константин (1802), умер в младенчестве;
- Софья (1810-1875-76гг.), проживала в имении Васильево с отцом, так и не вышла замуж.
Отец Павла был добродушным и наивным человеком, стремился доверять людям, отчего и пострадал. Поучал своих детей: «Вы, дорогие мои дети, просите Бога, чтобы он дал вам сердца, способные живо чувствовать счастье, от того, что доставляешь ближним. Нет блаженства, равного тому, когда ОБЛЕГЧАЕШЬ УГНЕТЁННЫХ. Вот, мои добрые друзья, единственное и наибольшее удовольствие, какое даёт нам высокое положение — это возможность СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ СЧАСТЛИВЫХ».
У Павла с отцом были весьма доверительные отношения, и сын его любил и уважал. Кроме того, отец семейства являлся весьма набожным, избегавшим совершать многие смертные грехи, неукоснительно соблюдал все важные заповеди. Из этого следует, что он не мог стать мздоимцем и лихоимцем. И, как мы упомянули выше, его просто подставили подчинённые, используя доверие и удалённый контроль.
Павлушу он любил более всех. Кроме прочего, доказательством его честности было то, что отец частенько сетовал на нехватку денег, дабы достойно помогать детям.
В Васильеве, где он поселился после отставки, насчитывалось 149 душ крестьян. Дом был старый, требовал ремонта, на который не хватало средств.
Высший свет относился к Пестелю весьма высокомерно как к немцу, делавшему карьеру на русской службе. По телосложению он был небольшого роста толстячок.
Жена его, урождённая фон Крок, слыла очень образованной, даже учёной дамой. Муж часто и во многом слушался её советов и умозаключений. Видимо, всё же, ввиду искренности и простоты в общении, Павлу ближе был отец, который знал об участии сына в масонской ложе и вольнодумстве. Глава семьи очень любил Россию и даже был горд тем, что никогда не покидал её пределов. Но был лютеранином, как многие немцы.
Сыновей своих родители отправляли учиться к бабке, матери Елизаветы, Анне фон Крок, в Дрезден, дабы те могли постигать современные науки.
От своих сверстников Павел отличался не токмо лютеранством, но и имущественным положением, жизненными установками и желанием служить Отчизне.
Он научился со временем сдерживать эмоции и управлять своим пылким характером. Знания получил весьма обширные, чуть ли не энциклопедические. А посему, в разговоре с кем бы то ни было мог легко поддерживать беседу и высказываться практически по любому вопросу.
В то же время, несмотря на большую самостоятельность, всегда оставался послушным сыном своих родителей, внимая их мнению, коим весьма дорожил.
Он был бережлив и экономен, очень любил лошадей, которых было у него аж шесть штук.
Одно время был страстно влюблён в падчерицу генерала Витте Изабеллу, намереваясь даже жениться. Это длилось более года. Но отец не одобрил выбор сына, сочтя сей брак неподходящим. И, прострадав от любви около года, Пестель так и не сделал предложения девушке. Рассудок и глубокое уважение к мнению родителей победили его пылкую страсть юности.
Многие его товарищи по учёбе и службе находили схожесть черт характера Павла с героем Пушкина Германом из «Пиковой дамы», с кем он был схож даже внешне: «чёрные глаза его сверкали из-под шляпы…»     (Герман). Также был «небольшого роста, бритый, с чёрными, беглыми, но приятными глазами» (Пестель).
Возможно, не только в этом, но и в том, что Герман из «Пиковой дамы» Пушкина был весьма неординарным человеком, отличавшимся от прочих, а также то, что герой романа был немец, добавляло схожесть натуры литературного героя и Павла Пестеля.
Скрытность его характера определила тот момент, что ни в доносах предателей и провокаторов, ни в списках жандармов он никогда не определялся как «первая скрипка». И то, что он был главой Южного общества, выяснилось лишь в ходе следствия, приведя к немалому удивлению членов Следственного Комитета.
Единственный раз встретившись с ним в Кишинёве, Пушкин описал так: «Пестель – умный человек во всём смысле этого слова». А такое мнение великого поэта, согласитесь, дорогого стоит! Он обладал ясным, логическим умом, мыслил смело и вольно и был явно нацелен сделать карьеру.
 Коренным же образом Павел отличался от пушкинского героя «Пиковой дамы» тем, что игроком не был никогда. Он одержим стал не игрой, а преобразованием Государства Российского. Ставкой же для него была власть, а стала – жизнь!
Итак, мы обрисовали вкратце образ Пестеля. А теперь остановимся подробнее на его биографии.
В возрасте 12 лет Павлушу и Владимира родители отправили в Дрезден, к их бабушке по матери, фон Крок, в 1805 году. Там братья, под чутким присмотром умной и передовой, для своего времени, бабули, продолжили обучение современным наукам в течение 4-х лет. Учителя их были людьми передовыми, что сказалось на проявлении Павлом интереса к политике и устройству государства и общества.
По окончании обучения братья вернулись в Россию, где Павел стал немедленно усиленно готовиться к поступлению в престижный Пажеский корпус.
В 1810 году оба брата были зачислены в него сверхкомплектными пажами.
Надо сказать, что Пажеский корпус основан был ещё в конце 18 века, но в 1802 году реорганизован, став самым качественным учебным заведением Российской империи. Отсюда выпускались военные, дипломаты и придворные.
Система образования в нём была чётко продумана: общее образование приведено было в соответствие с курсом гимназии и давалось в «общих классах». Но, кроме того, будущие пажи изучали предметы и в специальных классах, где давалось военное обучение по курсу военных училищ.
В корпус могли поступить лишь дети самых знатных, преданных императору фамилий, ибо предполагалась их дальнейшая служба при дворе, а посему каждый паж был лично известен членам императорской фамилии.
 И там происходит увлечение будущего лидера декабристов лекциями профессора Германа, который придерживался передовых взглядов на государственное устройство по Конституции.
Павел весьма тщательно, практически дословно, конспектировал лекции Германа. В прочих же науках он также преуспевал благодаря незаурядному уму и прилежанию, чем добился 1 места в учёбе среди сверстников. Пестель, как мы уже сказали ранее, был весьма дисциплинирован, отлично сходился с товарищами, но при сем был самостоятелен и замкнут в себе. Профессура считала его лучшим учащимся. А вот директор составил следующий донос: «Пестель за время пребывания в Пажеском корпусе был неоднократно замечен в настроении критики порядков, в оном корпусе водворённых. Имеет ум, в который извне вливаются вольнолюбивые внушения. Тако: подвергал рассуждению о значении помазания Вашего величества, замечен был в суждениях о несправедливости порядка крестьянского состояния и о желательности равенства всех людей.» Однако, благодаря лояльности Александра l, тот весьма спокойно отнёсся к доносу на лучшего выпускника.
А посему, когда произошёл выпуск пажей из корпуса, то в списке из 14 человек Павел Пестель значился первым.