Эдельвейсы

Андрей Павлович Костебелов
        (Оленьке. Из писем)

   Здравствуй, моя милая девочка. Огромное Тебе БлагоДарю за видео, где ты катаешься со Славиком на лыжах в Лучаново! Какой же он уже большой парень... я радуюсь за него, за Тебя, за твою Маму.
   Ты пишешь, что это турбаза Эдельвейс.
   Когда я услышал это слово, я вспомнил события более двадцатилетней давности.
   Давай я тебе расскажу всё по порядку.
   Это было в 1998 году. Волею судьбы вечного бродяги я оказался в маленьком городке Канады в провинции Britich Columbia, что в ста тридцати километрах от Ванкувера. Городок этот зовётся Agazzis.
   Недели через две я, чисто случайно, познакомился с прекрасной и красивой женщиной. Еду я на машине, а она с улицы стёкла ресторана с девочкой-подростоком моет. Встал я под сфетофором и любуюсь. Да похрен мне, что уже зелёный горит, стою.
Открыл стекло и что-то по английски с акцентом произнёс. Положила она свою швабру на асфальт, подошла ко мне и говорит на чистом английском: - "Спасибо за комплимент, я тебя раньше здесь не видела". Две-три фразы и она меня чисто по русски спрашивает:- "Ты Русский? Ты из России? Я чувствую твой акцент"... Вот и всё. Мы перешли на русский язык. Познакомились. Она буквально затащила меня в свой ресторан. Сама принесла несколько тарелок всякой вкусной горячей еды, поставила бутылку водки на стол и говорит: - "Я первый раз в жизни вижу настоящего русского мужика из России, хотя в третьм поколении я русская, духоборка. Мою бабушку в три года привезли из России в 1903 году. Сегодня мы будем с тобой пить до утра и ты мне будешь рассказывать про Россию". Вот так я познакомился с прекрасной Женщиной.
  Хелен Фриман - по мужу. А по духоборски-по русски Агафья Чернова в третьем поколении Русская. Говорит по Русски чисто, только старый язык девятнадцатого, начала двадцатого века.
   Очень красивая женщина с большими открытыми изумрудными глазами, красивой стройной фигурой и обаятельным характером. Она была старше меня лет на шесть. Мы стали друзьми на много лет, до самого моего возвращения в Россию. Я стал называть её просто Лена, ей это понравилось, до этого её так никто не называл.
   Годом ранее у Лены скончался от рака муж Гриша. Это она его так называла по русски, хотя он не был русским и не имел ничего общего с Россией. Лена рассказала, что Гриша боролся с раком почти двадцать лет, но болезнь всё-таки победила. Я спросил её тогда, как он боролся и чем лечился. И она мне поведала удивительную историю.
   В восьмидесятом году у Гриши обнаружили рак на начальной стадии. А в соседнем городке жил очень старый японец, который во время Второй мировой войны чудом остался жив от геноцида канадских властей. После Перл-Харбор всех японцев с детьми, стариками и женщинами согнали в горы, где небыло ничего - ни пищи, ни жилья, только тайга и скалы. Тогда - в первую зиму они почти все погибли от холода и голода, выжили единицы и в том числе этот мужчина. Теперь он уже был глубоким стариком и знал удивительные цветы, которые помогли выжить нескольким десяткам человек. Как они называются старик не знал, но точно знал где они растут и сказал Грише, что эти цветы ему помогут. В то время Гриша был мэром своего городка и в тоже время имел не большой бизнес - один маленький вертолёт, вертолётную площадку на окраине городка и ангар для этого самого вертолёта. Гора та очень-очень высокая и называется она ...... . Есть туда еле заметная тропа, но подниматься по ней больше четырёх часов. Старик готов был показать эти цветы Грише, но подняться, в силу своего преклонного возраста, на эту гору уже не мог, было ему тогда около девяноста лет. Тогда Гриша предложил старику полететь на вертолёте. Старик согласился. Выбрали они ясный день, сели в вертолёт и через семь-восемь минут зависли почти над самой вершиной горы, там где заканчивалась растительность, выше были только голые скалы. Гриша нашёл совсем маленький пятачок для посадки и сел. Вышли они со стариком, прошли метров двести и старик показал эти самые кустики-цветочки.
   И сказал тогда старик Грише, что эти цветы растут только там, где в почве есть много платины. И попросил Гришу не рассказывать об этом ни одному человеку. Кустики были совсем низкие - сантиметров десять-пятнадцать, цветочки были маленькие, белые, очень красивые и нежные. А листики были серебряного цвета. Кустиков тех было не так и много, может быть с сотню не больше.
   Выкопали Гриша со стариком десятка полтора этих кустиков-цветочков, взяли они их прямо с корнями и земелькой платиновой, сели в вертолёт и улетели.
   Старик сказал Грише, как настаивать эти цветы вместе с землёй и как пить это лекарство. Вот так и летал Гриша каждый год на эту гору, на этот пик. Выкапывал десяток-полтора тех самых кустиков, делал настойку на спирту и лечился. Но болезнь в итоге победила и Гриша умер. Осталась Хелен одна без своего любимого мужа.
   Так-как я был геолог и занимался поисками золота и платины, она по секрету назвала мне эту гору, но, попросила никому о ней не говорить и без надобности не выкапывать эти удивительные цветы. Сказала как и где найти начало этой тропы.
   В тот год уже была поздняя осень, высоко в горах выпал снег и я не стал подниматься на этот загадочный пик. А в июле следующего года, когда полностью сошёл снег на той самой вершине, я решил подняться на эту высоченную гору.
   Поднимался один. Поднимался по тропе, о которой мне рассказала Лена больше четырёх часов. Вышел на то место, где деревья уже не растут, а только убогая трава и маленькие корявые сосёночки. И вот я увидел те самые кустики-цветочки. Да, кустиков было совсем не много - сотня-полторы. Выкопал я один кустик и с землёй и корнями аккуратно положил в холщёвый мешочек и в рюкзак. Копнул чуть поглубже и взял грунт для анализа. Потом подошёл к границе отвесных скал, взял несколько образцов интересных камней, которых я до этого никогда не встречал и стал спускаться по еле заметной тропе вниз. Обратная дорога была легче, спустился часа за полтора.
   Вернулся в городок я уже очень поздно и сразу к Лене. Показываю я ей этот кустик и спрашиваю - это те самые цветы? Да, говорит она, те самые.
   На следующий день я промыл весь грунт, который принёс, и увидел зёрна чистой самородной платины с золотой побежалостью (налётом). Затем раздолбил молотком и перемолотил в ступке все камни, в которых также обнаружил огромное количество платиново-золотых зёрен...
   Вот, Оленька, такая история была в моей жизни.
   А цветы эти называются ЭДЕЛЬВЕЙСЫ.