Знать бы где споткнешься...

Аглая Анхори
       На конкурс "Хотел поумничать, но остался в дураках" http://proza.ru/2020/12/14/1111


       После обмена самыми последними новостями, одна из дам призналась:
       - Несколько дней назад услышала я как чей-то телефон замурлыкал мелодией, такой давно знакомой и столь же давно забытой. Я поднапряглась и вспомнила - очень похоже на увертюру к опере «Черт и Кача». И как я когда-то культпоход организовала.
       Я уже много раз упоминала, что мой папа был тот еще меломан. Будучи студентом, одну из первых стипендий потратил на то, чтобы купить проигрыватель, а потом регулярно покупал пластинки. Благо, в те годы наши базары были завалены трофейным добром.
       Приобретая сие чудо техники, папа мечтал лишь не зависеть от радио и слушать ту музыку, какую хочет, а стал «первым парнем на деревне». Проигрыватель оказался вполне достойным конкурентом гармони. Папа и с мамой познакомился, когда она пригласила его на танцевальный вечер. Имелось ввиду, что он придет со своим проигрывателем.
       Так вот, посещая каждое воскресенье барахолку, папа помимо современной (для 40-х годов) музыки, покупал также и пластинки с записями оперных партий и мелодий, в числе коих оказались отрывки из «Черт и Кача».
       Пластинками папа обзаводился не для того, чтобы с них пыль сдувать, поэтому в детстве и подростковом возрасте я волей-неволей приобщалась к классике.
       Почему я именно на этой опере зациклилась? Дело в том, что постановки других опер, таких как «Риголетто», «Волшебная флейта» или «Аида» в СССР можно было увидеть на сцене, а вот «Черта и Качу» такая участь обошла. Спасибо, имелась книга «100 оперных либретто», откуда я узнала содержание этой оперы.
       Я выросла, начала самостоятельную жизнь вдали от родителей. Как-то раз увидела афишу, что в наш город на гастроли приехал очень известный драматический театр.
       Изучая репертуар, мой глаз зацепился за название «У старой мельницы». Что общего в названиях этого спектакля и оперы? Ни-че-го!!! А я почему-то решила, что эта пьеса когда-то дала толчок Дворжаку на сочинение оперы (скорей всего, в истории создания либретто упоминалась какая-то мельница). То есть, выпадает великолепный шанс познакомиться с первоисточником оперы, услышать примерный текст диалогов, улыбнуться шуточкам. Арии-то исполнялись на немецком (а может, на австрийском, или родном чешском), смысл благодаря либретто знаю, а над чем смеяться – непонятно.
       Уговорила нескольких сотрудниц совершить культпоход на спектакль. Вкратце пересказала, что можем увидеть и услышать. И ведь никого не остановило, что спектакль идет в середине дня, а вечером уже что-то другое.
       Хоть бы перед покупкой билетов у кого-нибудь из театральных служащих спросили бы, о чем спектакль. Не-е, зачем, у нас же соображалка безошибочная, ни малейшей тени сомнений.
       Заходим в зал, и только тут я начинаю чувствовать какой-то подвох, ибо 90% зрителей – дети младшего и среднего школьного возраста. Взрослых очень мало, при этом каждый из немногочисленных взрослых – либо учитель, приведший подопечных, либо родители-бабушки-дедушки со своими чадами.
       Спектакль действительно оказался детским, ничего общего с сюжетом «Черта и Качи» не имел, и мы в антракте ушли. Коллеги, конечно же, не упустили случая меня подколоть (хоть и не слишком язвительно), но и без их реплик чувство, что я дура-дурой не скоро ушло...

       Вторая дама начала со слов утешения:
       - Светик, твое заблуждение достойно уважения, ты хотела приобщить людей к высокому искусству. А у меня...
       Первое пятилетие 2000-х. Компьютеры уже активно внедряются в нашу жизнь. Я вроде бы шагаю в ногу с прогрессом, охотно и успешно овладеваю необходимыми программами, и удивляюсь сестре, которая на компьютеры издали поглядывает, а подойти боится.
       Как-то раз сестра обратилась ко мне за помощью. Она в то время в «Сельхозтехнике» работала, заявки на приобретение оборудования составляла. Но свалила ее жесточайшая простуда, температура под 40, а очередную заявку завтра с утра пораньше вынь да положь на стол директора. Вручила она мне список необходимых единиц техники с желательными параметрами, указала на кипу каталогов и свалилась в беспамятстве.
       Буду я возиться с бумажными фолиантами, когда в Интернете можно найти практически все. Я ведь уже опытный юзер!
       Начала я поиск с тележки для соломы. Изучаю технические данные у одной, у другой, у третьей... Вот, нашла то, что нужно, самое то, идеальный вариант. Уже занесла в таблицу... Хорошо, что таблица показалась мне какой-то несерьезной. Внимательно вгляделась и порадовалась в глубине души, что сестра не видит результат «опытного юзера».
       Я выбирала оборудование на «Моей ферме».

       Третья дама то ли со смешком, то ли со вздохом:
       - Девочки, если бы вы только знали, как я на днях опозорилась... И школьников в заблуждение ввела.
       Карантин, как вам известно, смягчен. По этому случаю во Дворце пионеров, пардон, ныне это Дворец творческих инициатив,  устроили выставку, посвященную Брейгелю как одному из ярчайших представителей  фламандской школы и ниспровергателю ранее утвержденных канонов. На эту выставку учителя школьников организованно водят, знакомят с шедеврами. Репродукции, конечно, но, тем не менее, культуру прививают.
       Моя соседка в этом самом Дворце творческих инициатив работает, на этой выставке она вроде консультанта-просветителя.
       Заходит ко мне как-то раз вечером и чуть ли не на коленях умоляет подменить ее на полдня, ей позарез куда-то надо. Женщина приятная, почему бы не помочь? Дала согласие.
       Она оставила мне тетрадь с текстом, а я... Я с юных лет проявляла интерес к различным явлениям искусства. Знала, что очень заметный след оставила плеяда "Северного Ренессанса", знала фамилии наиболее видных представителей этого течения и наиболее известные их работы. Мы с соседкой иногда обсуждали что-нибудь из мира прекрасного. Соседка потому и обратилась ко мне, считая уровень моего культурного развития вполне приемлемым.
       Девочки, я на самом деле собиралась заглянуть в ту тетрадь, но вот как-то что-то... В конце концов, я что, без шпаргалки пары слов не свяжу?
       На следующий день соседка представила меня администрации, объяснив, что я замещу ее на время отсутствия. Начальство не возражало.
       Пока по залу ходили одиночки, которым и без меня все было ясно и понятно (они же не обращались ко мне с вопросами, хотя бейджик с указанием для чего я тут красуюсь нацеплен), я тоже прошлась вдоль репродукций, и еще раз подивилась гениальности и плодовитости Брейгеля. Надо же, сколько картин успел написать! Такого количества работ ни один из его современников не оставил; к тому же – какая разноплановость! Он рисовал и пейзажи, и городские виды, и бытовые сцены с обилием людей, уж не говорю про религиозные сюжеты. Причем, для каждого жанра у него была своя манера письма. Одно слово - ТИТАН! ГЕНИЙ!
       Вот наконец-то приходит группа старшеклассников, и мне выпадает шанс блеснуть эрудицией. Слышали бы вы, как я вещала о гениальном Яне Питере Брейгеле, как раскрывала намеки, разбросанные в его картинах, как виртуозно вела рассказ о том, что  и без пояснений могло быть понятно...
       В самый разгар моего звездного часа появилась соседка и пристроилась к группе. В какой-то момент на ее лице отразилась непередаваемая гамма эмоций, но она сдержалась, промолчала, не стала вмешиваться и перехватывать у меня нить рассказа. Лишь когда ученики ушли, она поинтересовалась:
       - Ты в мою тетрадь заглядывала? Можешь не отвечать, я все поняла по твоему выступлению.
       - Хочешь сказать, что я несла явную муру?
       - Что ты, что ты! Говорила ты очень хорошо, вдохновенно, в основном все правильно, только допустила одну, всего лишь одну грубейшую ошибку. Какую? Загляни в энциклопедию и с первых же строк поймешь.
       Еще по дороге домой я поняла в чем допустила ошибку. В пылу вдохновения вела речь об одном художнике, а ведь их было 2 – Старший и Младший.
       Но когда заглянула в энциклопедию... Совершила открытие в духе анекдота: "Я думал Карл Маркс и Фридрих Энгельс - муж и жена, а это оказалось 4 разных человека".
       Тот, кого я называла Ян Питер Брейгель - это действительно 4 разных человека: 2 Питера - отец и сын, и 2 Яна - один сын Питера, другой - сын Яна, внук Питера-старшего и племянник Питера-младшего. Как я могла 40 лет так ошибаться! По картинам же видно, насколько различны почерки, ну, как тут не задуматься о причинах такого различия техник письма. Даже дополнения Старший и Младший явно указывают, что художник не обошелся без последователя. А я непонятно с чего уперлась: один человек – и точка! Если бы не подмена, до самой смерти заблуждалась бы...