Сегодняшняя переписка с одноклассником

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Мы с ним – узбеки. Родной город – Карши. Наши родители были людьми мудрыми: отдали нас в русскую школу № 1 имени Крупской (в 1954-м, когда мы стали первоклассниками, она ещё носила имя Молотова). Учились 11 лет: попали под эксперимент. Три года подряд ученикам пришлось для получения аттестата тратить на год больше, чем было прежде. Якобы ещё и для освоения какой-либо рабочей профессии. Не получилось! Отменили! Спустя год после нас вернули десятилетку…
Но!
При ПиППУ (Первом и Пожизненном Президенте Узбекистана) дети и вовсе просиживали в школе 9 классов. А потом – марш в лицеи или колледжи. Именно просиживали: школьное образование покатилось вниз кувырком! А в кишлаках дети в помощь сельскому хозяйству проводили на полях по несколько учебных месяцев!..
Но!
Уже два года, как опять двадцать пять! В смысле, одиннадцатилетка…
Ух!

Всё это – прелюдия. А главное – наша с одноклассником переписка. С ним мы нашлись недавно, в конце сентября уходящего года. После нескольких десятилетий неведения друг о друге. Вроде бы сегодняшний диалог через Телеграм должен бы, как нередко бывало, ограничиться двумя-тремя сообщениями. Но вдруг нас прорвало! Точнее – меня! И мне даже показалось, что кое-что из нашего виртуально-текстового разговора будет интересным людям посторонним, то бишь читателям.

МАН – это я, ОХХ – одноклассник ХХ.

Сообщения на узбекском языке сразу же буду переводить и давать в фигурных скобках (в кириллице особые буквы нашего национального алфавита здесь не принимаются, заменяю их схожими русскими начертаниями).

Ещё одно предварительное пояснение: с возрастом узбек даже к своим родным братьям и сёстрам, много младшим его, обращается на "вы".

Поехали!

МАН, [16.12.20 13:55]:
— Ассалому алайкум!
Яхшимисиз, огайни?! Согликларингиз, уйдагилар тузукми? Иш-ташвишларингизни хар дойимдака чопиб-югуриб койилатиб юрибсизми?
Узим ёзмасам сиз эса лом-мим хам килмайсиз...
Ёзувчи инсонга осилавермай, вактини олиб куймай дейсизми? Ёки бунака савволлар хаёлингизга хам кирмайдими? Балким бошка жиддийрок сабабалар борми?
Хар нарсадан каътий назар мен сиздан хабарлар кутиб юргум...

{Здравствуйте!
Как вы, дружище? Как ваше и ваших домашних здоровье? Выполняете ли свои дела-заботы, как обычно, в охотку?
Если я сам не напишу, то вы молчите.
Или вы считаете, что не следует вешаться на литератора? А может, такой вопрос и в голову вам не приходит? Или есть другие причины, более серьёзные?
Как бы там ни было, я жду ваших сообщений…}

ОХХ, [16.12.20 14:09]:
— Валейкум ассалом! Рахмат, хамишакидай кимрлаб турибмиз. Ислом ака «Уйда ётибман, свет учиб туради», деб айтдилар. Сизга саломлар у кишидан. Каршида кор хали эриган йук. Узлариз кандай, винони ичиб курдизми? Мен 2-3 марта озрокдан татиб курдим, яхши.

{Здравствуйте! Спасибо. Как всегда, шевелимся потихонечку. Ислом-ака говорит: «Лежу дома. Отключения света очень часты и на долго». Приветы вам от него. В Карши снег ещё лежит, не растаял. Как вы все сами? Вино вы попробовали? Я дегустировал 2-3 раза. Хорошее!}

МАН, [16.12.20 15:28]:
— Лично у меня всё, как в последние лет 20, на высшем уровне!
Дочь прилетает из Дели. В стационаре ей проводили одно лечение – побочные эффекты заставили переключиться на другой тип лекарств. Но и они стали мучить. И она вчера написала: «Если честно, хочу всё бросить и вернуться домой». Я напомнил о себе. Повторю здесь это сообщение. Думаю, тебе будет интересно.

«Если помнишь, в феврале, после моей выписки из больницы (куда попал из-за девицы, по глупости сбившей меня с велосипеда за рулём отцовского «Спарка»), я по рекомендации врача стал принимать конвулекс, но очень скоро отказался от него. И полностью положился на свою систему здоровья и его восстановления – без врачей и лекарств. Но это мой организм! Такого на всём белом свете, если ещё и есть, то не больше... Словом, нас совсем мало на Земле. И мой пример для тебя, конечно, уже давно не наука.
Что бы я делал, окажись на твоём месте?
Я бы стал выполнять трудную, долгую и нудную работу по восстановлению при помощи физических упражнений на шею и постоянного поддерживания своего духа на высоком уровне.
Тебе я этого не советую и не могу советовать. Потому что ты – это не я.
Решай сама.
В любом случае, для тебя очень важно не только поддерживать свой дух на высоком уровне, но и измениться внутренне, стать по-настоящему доброй, простить и отпустить всех своих обидчиков».

МАН, [16.12.20 15:31]:
— Акмаль встречает сестру. Наверно, уже прилетела.

МАН, [16.12.20 15:34]:
— Ладно. Ещё немного, и в очередной раз распрощаемся с прошедшим годом и будем приветствовать Новый год.
Какие у тебя планы на 30.12.2020 – 02.01.2021?
Приедут ли к тебе твои ташкентские дети и внуки?
Или ты сам думаешь дёрнуть в столицу?
А что, приезжай. Новый Год встретим вместе! Впервые за долгую нашу жизнь!

ОХХ, [16.12.20 15:37]:
— Ехать не собираюсь, дома буду. Дети приглашают в Ташкент. Дочь с Термеза звонит, тоже зовёт.

МАН, [16.12.20 15:38]:
— Ты пишешь то, что ответил на инициативы детей: дома буду. То же и на мой зов отметить впервые Новый год вместе?

ОХХ, [16.12.20 15:41]:
— Спасибо за приглашение, на следующий год приедешь, наверстаем упущенное.

МАН, [16.12.20 15:42]:
— Есть только миг между прошлым и будущим, –
     Именно он называется жизнь!

МАН, [16.12.20 15:43]:
— Знаешь откуда эти две строчки? Думаю, да, знаешь...

ОХХ, [16.12.20 15:44]:
— Песня такая есть.

МАН, [16.12.20 15:45]:
— Из советского кинофильма «Земля Санникова» со знаменитыми артистами: Олег Даль, Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин, Махмуд Эсамбаев, Николай Гриценко и другие.

ОХХ, [16.12.20 15:47]:
— Вино пробовал?

МАН, [16.12.20 15:48]:
— Нет, вино ещё не пробовал. Но у меня же мало! Всего-навсего две баклажульки: 1 и 1,5 литровые.

ОХХ, [16.12.20 15:50]:
— У меня получилось 9,5литра.

МАН, [16.12.20 15:51]:
— Если бы я делал с тем количеством винограда, что осталось у тебя после моего отъезда из твоего дома, то я бы имел не менее 15 литров! О!

ОХХ, [16.12.20 15:52]:
— Я же тебе фото остатка посылал, потерь не было.

МАН, [16.12.20 15:52]:
— Ладно. Главное, ты понял разницу. Попробовал вино и одобрил.

ОХХ, [16.12.20 15:54]:
— Да, конечно.

МАН, [16.12.20 15:54]:
— Фото от 9 декабря. С промежутком во времени где-то в полчаса...

МАН, [16.12.20 15:55]:
— Селфи обычно делается пальцем указательным.
Последнее – сделано большим пальцем. Но не руки, а ноги. Во как!

ОХХ, [16.12.20 15:57]:
— А вот моя фотография.

МАН, [16.12.20 15:57]:
— Ха-ха-ха! Класс! Когда? Сейчас?

ОХХ, [16.12.20 15:59]:
— Нет, это было месяцев 5-6 назад.

МАН, [16.12.20 15:59]:
— Ты – значит, в году, который готовится к скорому старту в прошлое!
А вот я в июне 2004 года! Более 16 лет назад! И в этом снимке "ха-ха-ха"!

ОХХ, [16.12.20 16:03]:
— Тоже класс!

МАН, [16.12.20 16:04]:
— Супер! Мне тогда сказали: "Хэмингуэй!". Знаешь, да? Американский писатель. Большой писатель. 19-20 векА...

МАН, [16.12.20 16:05]:
— Вот он, Эрнест Хэмингуэй...

ОХХ, [16.12.20 16:07]:
— Конечно, знаю. Действительно, похож. Только не знаю, полез бы ты, как он, на арену цирка, с тигром или львом.

МАН, [16.12.20 16:08]:
— С тигром или львом на арене цирка, с акулой или меч-рыбой в море-океане, это, конечно, огромное мужество. Но такие штучки и им подобные – это внешнее. А у писателей – настоящих! – самое страшное, жуткое, а бывает, и смертоносное, – это внутренняя война, внутренние драмы и трагедии...

ОХХ, [16.12.20 16:12]:
— Только ли у писателей?

МАН, [16.12.20 16:14]:
— Так, как у писателей, сейчас больше ни у кого. В прежние века было и у композиторов. 17-20 веков. В минувшем – кроме последней четверти. В нынешнем – композиторы измельчали.
Но!
Конечно, каждый человек – даже уборщица в офисе и дворник на какой-то закреплённой территории! – переживает трудности в личной и семейной жизни, внутренние драмы, проблемы и потери близких родных. Но у них – это как драгметаллы, скажем, 125-227-й проб. Хотя они – да и все! – считают себя пупом Земли, а свои проблемы – самыми трудными, самыми важными, самыми болезненными. И не знают, многие даже не подозревают, что бывают "пробы" много-много выше! Таков уж человек!
Так вот, у настоящих поэтов и прозаиков пробы внутренних переживаний, если по той же золотой шкале, не менее 750! У некоторых иногда прыгает за 900! Чуть ли не до 999-й!

ОХХ, [16.12.20 16:17]:
— У всех по-разному.

МАН, [16.12.20 16:19]:
— Ладно. Я и не думал, что меня сейчас в переписке с тобой занесёт в такие "дебри".
Пока до Нового года есть две недели, подумай: может, в Ташкент нагрянешь?

МАН, [16.12.20 16:53]:
— Фото – сегодняшние, 16.12.2020. Бульвар возле "Голубых куполов", наискосок от ЦУМа.

ОХХ, [16.12.20 16:57]:
— Голуби слетают на кормёжку.

МАН, [16.12.20 17:00]:
— Дело привычное для тамошних голубей.
И узбек такой же: как только кто-то делает туй (или маъракА), так все близкие, друзья и знакомые слетаются на кормёжку! Обычно и с выпивожкой!

{туй – свадебное пиршество, маъракА – поминальное.}

МАН, [16.12.20 17:01]:
— Потому узбек и заваривает плов на 100-200-300 кг риса! А меньше – низзя! Гап булади! Гийбат!

{Гап булади – пойдёт недобрая молва. Гийбат – клевета, злословие, наговор.}

ОХХ, [16.12.20 17:04]:
— Было такое, в далёком прошлом в Чиракчи видел больше 10 казанов.

МАН, [16.12.20 17:09]:
— Можно подумать, что-то изменилось в менталитете, психологии и ценностях жизни узбека в связи с потугами Президента и Правительства по ограничению свадебных и поминальных мероприятий!
По этой теме я тебе сейчас найду свою давнюю публикацию середины времён ПиППУ (Первого и Пожизненного Президента Узбекистана). Она – в том моём разделе, который пребывал закрытым с января 2015-го по ноябрь (включительно) 2020-го.

МАН, [16.12.20 17:12]:
«Может ли узбек стать шведом?» – http://proza.ru/2004/01/13-45

МАН, [16.12.20 18:47]:
— Орамизда бугун утган кутулмаган ёзишмаларимизни ва хангомаларимизни мен маъноли, кизик деб биламан. Агар, дустим, розилик берсангиз мен уларни сал-пал тузатиб уртага тушган суратлар билан биргаликда узларимизнинг номларимизни куйиб ярим-бир соатнинг ичида Проза.Ру да чоп киламан.
Агар сиз номингизни билдиришингизни истамасангиз мен сизни оддийгина "Синфдошим" деб аташим мумкин. Соколли суратингизни хам бу виртуал нашр учун тегмаслигим мумкин.
Нима дейсиз?

{Нашу сегодняшнюю переписку, как-то самопроизвольно ставшей большой, считаю содержательной, интересной. Если, друг мой, не возражаете, то я внесу в неё кое-какую правку и опубликую на Проза.Ру под нашими именами и вместе со снимками.
Если же вы не хотите, чтобы я называл вас, то я найду подходящее решение. И для виртуальной публикации могу не трогать ваше фото, где вы запечатлены с бородой.
Что скажете?}

ОХХ, [16.12.20 18:57]:
— Номим шарт эмас.

{Моё имя необязательно.}

Marat Avaz-Nurzef, [16.12.20 18:57]:
— Сурат-чи? Рухсат борми?

{А фото? Есть разрешение?}

ОХХ, [16.12.20 19:00]:
— Бор.

{Есть.}

Marat Avaz-Nurzef, [16.12.20 19:02]:
— ОХХ – тогда так пойдёт, шифром. Есть знающие: имярек, одноклассник такой-то. Для миллионов незнающих – кодовое название.

ОХХ, [16.12.20 19:03]:
— Пойдёт.

Marat Avaz-Nurzef, [16.12.20 19:04]:
— Договорились. Подготовлю, вывешу, дам ссылку. Пока.

ОХХ, [16.12.20 19:06]:
— Пока.