Пасха

Татьяна Боженкова
     Вечером я, как всегда, легла спать в девять. Только бабушка сказала:
      -Не раздевайся, часов в одиннадцать,подниму, мы пойдём в церковь. На Пасху принято стоять Всенощную, а её служат ночью.-
     Я никак не хотела вставать и идти на улицу в темень и холод из тёплой постели, но бабушка с ласковой укоризной, всё же, подняла меня.
     Люди шли вдоль домов по тротуару в кромешной тьме, спотыкаясь о выбоины и ямы. А с другой стороны   плотной стеной стояли вдоль улицы акации. И через их густую листву не проникал ни один лучик тусклого лунного света. Зато, каждый нес китайский фонарик, внутри которого горели свечи. Из-за темноты людей не было видно, только эти огонечки из фонариков светились светлячками  вдоль всей улицы. Они подмигивали и  казались глазами ангелочков, спустившихся в этот праздничный день на Землю, чтоб поздравить верующих с Пасхой. Мне представлялось, что я попала в сказочную ночь. И сейчас и со мной, и с этими таинственными людьми, лиц которых в темноте не возможно было различить,  произойдёт что-то волшебное. Пока мы шли бабушка рассказывала мне суть праздника, о котором я,  школьница советской школы, конечно же ничегошеньки не знала.
       Несмотря на то, что людей видно не было, их перешёптывания были радостными и торжественными, а потому  это и меня сподвигнуло на приподнятое праздничное настроение.
       Возле церкви горели фонари, в их слабом мерцающем свете, я смогла рассмотреть лица и фигуры людей, которые, как и мы с бабушкой пришли послушать пасхальное песнопение, помолиться Христу, принесшего себя в жертву за нас. Так мне нашептала бабушка, так как ночью в церковь я пришла впервые, и не могла понять - зачем надо в храм идти так поздно. На головах женщин были белые косыночки, в руках китайские фонарики с зажженными внутри свечечками, а лица  светились каким-то внутренним светом любви и добра.
        Протиснувшись внутрь: люди стояли плотной стеной и вытягивали шеи, пытаясь увидеть действо и услышать пение и службу, Мы оказались с бабушкой у алтаря, в окладах икон которого отражались свечи.  Церковь убранная как невеста к венчанию: вся белоснежная в цветах и ажурных зановесочках. Да и сам храм, сложенный из белого мрамора  светился чистотой и прозрачностью. Белыми были полы, отражавшие, как в зеркале все фигуры, белыми были колоны, подпиравшие купол, уносившийся высоко в поднебесье, на котором парили Бог и ангелы. Их летящие тела создавали еще большее ощущения невесомости и полета. Я, задрав голову,  глядела на них  и будто улетала вместе с ними ввысь.
        И, вдруг, с хоров запели певчие, да так слаженно и стройно, что слеза скатилась в умилении. И не у меня одной. Рядом стояла старушка, она краем косынки утирала слёзы, катившиеся по её морщинистым щекам.
       -Христос воскрес из мертвых, смертию - смерть поправ и сущим во гробех живот даровав-
      Трижды прокатилось с хоров, и все люди подхватили эти слова и также благостно протянули, как певчие. Такое единение людское мне давилось видеть впервые. Я прониклась гордостью за этих людей, объединенных в их братской любви, в едином порыве. Конечно стройного понимания, что именно вызывает во мне восторг, я тогда не понимала, но любовалась людьми с их просветленными лицами.
       Потом священник, разодетый в парчу, шитую золотом прошёл с кадилом и за ним, как шлейф, струился ароматный дымок ладана.
      С колокольни ударили колокола с подголосками и все люди стали оборачиваться друг к другу, некоторые даже обнимались и трижды целовались:
-Христос воскреси!-
-Воистину воскреси!- отвечали им другие.
       Выстоять всю ночь пасхальную службу у меня, девочки семи лет, сил не хватило и часа через два, мы с бабушкой пошли домой. Когда отошли от церкви, то певчих слышно уже не было, но их торжественные и благостные голоса звучали в душе.
-Бабунечка, а зачем надо ходить в церковь?- спросила я
-Чтоб душа просветлела и стала чистой, как слеза-
-А что такое душа?- опять подала я голос.
-Как тебе объяснить… - протянула бабушка - Вот смотри, лежит человек, глаза закрыты, руки сложены, а через пять минут он подскочит и побежит варить борщ, запускать спутники, писать стихи. А вот другой лежит, тоже глаза закрыты, руки сложены, а он никогда не встанет – душа отлетела, умер. Значит ДУША в нас самая важная. И её кормить и радовать надо даже больше, чем мы радуем наше тело. А Бог это и есть ДУША.-
       Я задумалась и до дома, шла, молча, переваривая, то, что сказала бабушка.
       Ушли мы из церкви раньше окончания службы не одни, а потому опять, как светлячки, вдоль улицы мелькали праздничные огоньки, глазами ангелочков, наполняя душу восторженным светом.
06-2019