Я - летчик

Геннадий Бабкин
          Мне восемьдесят четыре. Я лежу на больничной кровати, опутанный  проводами датчиков, с вставленным зондом и с кислородной маской на лице.  Мои глаза закрыты, и я не двигаюсь, но я все еще жив.
          Люди, которые сейчас вокруг меня это медперсонал.  Они думают, что я без памяти, ничего не чувствую и не понимаю.  Это  не так.  Я  в сознании. Правда, я вижу не только то, что происходит сейчас, но и то, что когда-то было со мной. Это события из моей жизни. Они снова совершаются,  прямо здесь,  в палате, бегут,  обгоняют друг друга,  в беспорядке  мелькают своими черно-белыми кадрами . Их не уследить. Они  то появляются, то исчезают, и только одно всегда остается. Я снова вижу Его.  Он опять появился и никуда не уходит. И раз он здесь, значит, все очень  серьезно. 
         
          Впервые, я его встретил много лет назад, на заре своей юности.  Я шел по пыльным улицам южного города,  держа в руках только что прочитанную книгу Каверина «Два капитана» и  уже, в мечтах, парил над городом в самолете, как Санька Григорьев. Вдруг, возле театральной тумбы, прямо передо мной, выросла  чья-то высокая фигура. Она была в длинном плаще, а лицо  скрывал широкополый  бриль.   
          - Нужно быть по осторожней, мальчик!
 Этот «Бриль», как башня, сверху нависал надо мной.
          - Спасибо, я учту!
Я сделал шаг, намереваясь его обойти, но Бриль  снова преградил мне дорогу.
          - Ты зря спешишь, парень, может, передумаешь?
          - Вы это о чем?
Я остановился.
          - Ты решил стать летчиком?
          - А что тут плохого?
          - Это нелегко.
          - Я знаю.
          - Это опасно.
          - Ну, и что!
          - Ты можешь погибнуть!
          - Кто это знает?
          - Я знаю!
          - А Вы - кто?
Бриль немного отошел в сторону.
          - Ты скоро это поймешь!
Я крепче прижал «Каверина» к себе, сделал несколько шагов и оглянулся:
Бриль  провожал меня взглядом.
          - До встречи, летчик!
               
          Полевой аэродром показался мне огромным: всюду стояли,  рулили, взлетали и садились самолеты. Летчики,  в кожаных регланах и фуражках с голубым околышком,  курили, спорили, инструктировали обучаемых.
Среди учеников, по списку, я был четвертым. У нас был первый ознакомительный полет на планере, который поднимался в воздух с помощью самолета.  С бьющимся сердцем я надел шлем и встал перед инструктором.
          - Ну, что готов?
Инструктор похлопал меня по плечу.
          - Да.
Я не смог скрыть своего волнения. Инструктор поправил мне шлем,  пристегнул застежку.
          - Никогда ничего не бойся, ты - летчик!
Я кивнул ему в ответ и забрался в заднюю кабину планера. Техники зацепили трос, и, вдруг, я увидел знакомую фигуру. Бриль!  Он прохаживался за ангаром и посматривал в мою сторону. Что-то не доброе было в его резких взглядах, что у меня побежали мурашки по спине.
          - Поехали!
Инструктор махнул рукой. Взревел двигатель буксировщика, планер стронулся с места, и поток воздуха отвернул поля шляпы Бриля. Я опешил: у него не было лица.
          Я пришел в себя от тишины. Мы парили над морем,  застыв в чистом,  плотном воздухе . Ниже, на восходящих прогретых струях нежилась стая птиц. Я вдохнул полной грудью.
           - Я теперь, как они. 
           - Ба-бах!
Послышался удар и за ним треск.
          - Твою мать! Рули заклинило!
Инструктор закопошился, задергался в своей кабине. Планер не разворачивался и уходил от береговой черты в море. Внизу, под нами виднелись рыбачьи лодки.  Они приближались: планер продолжал  снижаться. У меня в груди пробежал холодок. Я вспомнил про Бриля.  Совпадение или…
          - Норма!
Инструктор показал мне большой палец. Планер начал плавно разворачиваться, и мы полетели к аэродрому.
           На земле мне инструктор ничего не сказал. Он сразу закурил и пошел вместе с механиками осматривать хвост планера. Я вылез из кабины и сел на траву. Это был мой первый полет и первый особый случай.
           Самолеты, ревя моторами, продолжали взлетать,  а со стороны вокзала до меня донесся гудок паровоза.  Я встал и нашел свой рюкзак.
          - Пора в путь!

         

          В вагоне было полно народу. Люди сидели везде, где только можно, даже на своих собственных вещах.  Пошли вторые сутки, как я покинул дом и отправился поступать в летное училище.
          Вдоволь насмотревшись на бесконечные степные просторы, я обратил внимание на человека,  спокойно дремлющего напротив меня. Он был в черном балахоне, какие носят священники и с длинной седой бородой.  Ближе к обеду, он открыл глаза, достал сверток и выложил на столик небольшой круглый артос.  Отломив четвертину, он протянул ее мне.
          - Не побрезгуй, юноша, путь далече!
Я взял хлеб.
          - Откуда Вы знаете?
          - С годами человек начинает видеть дальше своих глаз.
          - Как в бинокль?
          - Можно и так сказать. 
Я был голоден и принялся быстро жевать. Старик тоже отщипнул кусочек.
          - В небе был?
Я чуть не поперхнулся.
          - Про это, как догадались?
          - Больше  в облака глядишь, чем наземь.
          - Я на планере летал.
          - И что в небе видел?
          - Пока ничего, зато на земле странность появилось.
          - Расскажи.
Старик  придвинулся ближе.  Я выдохнул.
           -Человек все время появляется. Не добрый.
          - Чем же тебя настращал?
          - Лица у него нет.
          - Вот, как!
Старик откинулся назад, затем, снова наклонился ко мне.
           - Давно?
          - Как только летать начал.
Я заговорил тише.
          - Скажите, кто - он?
Старик выпрямился, посмотрел по сторонам. 
          - Не человек это, вовсе!
          - А кто?
          - Как тебе это изъяснить, юноша? Люди, что по земле ходят, никогда не
          видят кончины своей и не знают, каков их смертный час. Летуны –
          другое дело. Они в лицо костлявой  каждый свой день глядят,  в
          каждом своем паренье рядом с ней бывают, весь свой крылатый век.
          - Как же так жить можно?
          - Коли хочешь летать – привыкнуть придется. Вот так, летчик!
Старик  закрыл глаза, а я снова прислонился к окну. Солнце заходило за горизонт,  за ним меня ждала новая жизнь.         

          После предварительной подготовки мы зашли в казарму, и я услышал свою фамилию.
          - К командиру роты!
Дежурный показал мне на канцелярию.
          - Зачем зовет, не знаешь?
          - Хорошего точно не жди!
Я поправил ремень и открыл дверь.
Комроты стоял ко мне спиной. Он резко повернулся и бросил картонную папку на стол.
          - Знаешь, что это?
          - Никак нет, товарищ майор!
          - Здесь твое отчисление, летчик!
          - Не понял…
Я сделал шаг. Каменное лицо майора, белым пятном, нависало над столом. Он открыл папку, разложил передо мной несколько исписанных листов.
          - Что это?
          - Доносы.
Майор аккуратно собрал листы и положил в папку.         
          - Ты слишком много разговариваешь, летчик, но всему есть придел.
          - У меня завтра зачетный полет, он что, не состоится?
          - Я не могу его отменить, но после… сам понимаешь!
Майор положил папку в сейф и отвернулся.
          Всю ночь я не спал: перед глазами мерещился Бриль. Вместо лица у него была картонная папка.
          Утром,  по команде, я сел в кабину и запустил двигатель.  После прогрева, начал выруливать на полосу. Всю ночь шел дождь, и грунт на старте превратился в грязь.  Я нашел одно более-менее пригодное для разбега место, но туда, вдруг,  подъехала машина комроты, и мне пришлось встать в самую жижу.
          - Взлет разрешаю!
Донеслось из наушников, и я вывел взлетный режим. Самолет, зарылся в грязь, и, ревя мотором, стоял на месте. Из машины вышел майор. В руках он держал картонную папку.
          - Ну, давай, же, давай, родной!
Я до боли сжал ручку управления. Самолет начал двигаться вперед, по очереди, вытаскивая из грязи, то одно, то другое колесо, затем, поехал, побежал быстрее и быстрее.
           - Пошел, пошел, ты же можешь!
В фонтане брызг я взлетел и сделал круг. На земле, у машины, стоял майор, запрокинув вверх свою голову.      
          В этот же день нам выдали офицерскую форму.  Мы прикручивали звездочки к погонам и собирали чемоданы. Вечером я пробрался на стоянку, нашел свой самолет, залез к нему на крыло.
          - Спасибо, друг!  Все плохое закончилось!
          - Это ты зря!
          В свете луны проявилась знакомая фигура в длинном плаще.
 - Все только начинается, летчик!

          Наш боевой полк в полном составе был задействован на крупномасштабных учениях. Мы должны были перехватывать воздушные цели, которые шли над морем в нейтральных водах. Но учения в полку были приостановлены, потому что два летчика катапультировались по неизвестным причинам. Посланный в район катастрофы опытный экипаж доложил о неизвестном самолете, пытавшемся его атаковать, и, едва уйдя от столкновения, сел на соседнем аэродроме.
          Меня вызвал командир полка.
          - Полетишь с полным боекомплектом и выяснишь, что за летучий
          голландец  мешает нам жить.
          - Я могу применить оружие?
          - Только если он будет  над нашей территорией.
          - Когда вылет?
          - Через два часа. Иди, отдохни!
           В гарнизоне  вести распространяются быстро.  На пороге меня встретила испуганная жена. Я зашел в дом.
          - Не пущу!
          - Что это с тобой?  Первый раз, что ли?
          -Ты должен отказаться!
          - Почему?
          -Это - Бриль! Он убьет тебя.
          - Придумала тоже!
Жена взяла на руки нашего маленького сына, встала у дверей.
          - Заклинаю, или мы или…
Я взял сынишку у нее из рук, подбросил к потолку.
          - Ну-ка скажи, кто твой папка?
          - Лецик!
          - Вот, видишь, даже он все понимает.
Я опустил сына на пол, обнял жену.
          - Не переживай, все будет хорошо! Тем более, мне еще дополнительно   
          две  ракеты подвесят.
          - Правда?
Жена вытерла слезы.
          - Я буду тебя ждать!
           Над морем стояла кучевая облачность.   Я уже второй раз облетел весь район  и, не обнаружив ничего, доложил, что буду возвращаться на базу. Вдруг, слева по курсу, я увидел самолет. Он был темно-серого цвета и без опознавательных знаков. Он снижался сверху мне наперерез. Я добавил оборотов двигателю и включил «оружие».
          - Ты смотри, как обвешался, не растеряешь?
Я услышал по радио голос Бриля.
          - Сейчас узнаешь!
Я выполнил боевой разворот и зашел к нему в хвост.
           - Ух-ты, какие мы резвые!
Бриль принялся маневрировать. Я посмотрел вниз: мы - над береговой чертой, значит можно стрелять. Я отбросил скобу и пустил сразу две ракеты.
          - Какой ты злой!
Бриля впереди не было. Я оглянулся в перископ и увидел серый самолет у себя на хвосте.
          - Ну, что, летчик, ты понял, чего ты стоишь?
          - Что тебе надо от меня?
          - Откажись от полетов, и я пощажу тебя!
          - Зачем это тебе?
          - Чтоб доказать, что ты и тебе подобные  просто козявки,  которые
           слишком большого мнения о себе! 
          - Ах, ты гад!
Я резко развернул самолет, загнал самолет Бриля в прицел и дал полный залп из всех пушек.  Проскочив облако, я оглянулся. Бриля нигде не было. Сработала сигнализация аварийного остатка топлива.
          - Домой!
          Как я и предполагал, мне никто не поверил. Меня долго таскали по разным комиссиям, и, в конце концов, просто убрали из полка. Я получил назначение на инструкторскую работу в летном училище.
            
          Взлет – посадка, взлет – посадка. И так каждый день. Кажется, что все дни стали одинаковыми, серыми и постными. Курсанты тоже делали одни и те же ошибки,  одинаково плохо готовились к полетам, все, как один, тупили, оправдывались, пропускали тренажи.
          И только один из них был другим. Он живо интересовался, всем, что имело отношение к полетам, хорошо пилотировал, и был лучшим из всех.
Он всегда пытался вырваться вперед, просил показать фигуры пилотажа, не входящие в программу.
          - Куда ты торопишься?
Я частенько одергивал его.
          - Мне скучно с этими бездарями.
          - Они – не бездари, они - нормальные ребята. Всему свое время.
          Научитесь  всему.
          - А я хочу сейчас!
          - Хотеть не вредно, делай, что положено!
          Однажды, я полетел с ним на простой пилотаж. Мы быстро открутили виражи и горки и взяли курс на аэродром.
          - Покажите переворот!
Услышал я в наушниках.
          - Не положено.
          - Ну, пожалуйста…
          - Ладно, только один раз.
Я сделал полубочку и стал тянуть, создавая перегрузку. Самолет камнем понесся к земле. Я стал тянуть ручку сильнее, чтобы выполнить вывод из пике, но ручка не двигалась, застыв в промежуточном положении.
          -Твою, мать, отпусти ручку, придурок!
Я глянул в переднюю кабину, там сидел Бриль.
          - Что делать будешь, летчик?
Бриль блокировал управление самолетом. Высота катастрофически уменьшалась.
           - Ты опять здесь, козел!
          - А как ты хотел?  Проси  пощады, летчик!
Я посмотрел на высоту. Самолет пересекал критическое значение.
          - Поздно! Вали отсюда, пока сам цел!
          - Ой, вижу! Царствие небесное, летчик!
Ручка стала двигаться. Я мгновенно выполнил полубочку и хватанул максимальную перегрузку. В глазах потемнело. Самолет, задевая верхушки деревьев, вышел из пикирования и стал набирать высоту.
          Курсанта вытащили из кабины техники. На следующий день он написал рапорт об отчислении из училища.
Я тоже стал задумываться об этом. Бриль не отпустит меня, пока не убьет.  Он всегда рядом, подстерегает там, где его не ждешь.  Я понял, что начинаю бояться его. И это было ужасно. Решение пришло само. Я запланировал себе   одиночный полет в зону. 
          Выполнив сложный пилотаж, я встал в вираж посреди зоны.
          - Эй, Бриль! Ну, где ты, тварь? Иди ко мне, я тебя покатаю!   
Вечером, я налил себе полный стакан.
           - Опять, он?
Моя супруга с тревогой присела рядом.
          -Нет, нет! Я просто устал! 
          Инспекция расследовала мой полупереворот и сделала заявление, что самолет конструктивно из таких режимов вывести нельзя. Как это получилось у меня – один бог знает. Но тем не менее, в качестве поощрения меня оформили в длительную командировку в Африку, обучать местных летчиков.
          
          Объехав и осмотрев полосу,  по кроям заросшую пальмами, я понял, что до полетов еще очень далеко. Следовало расчищать, выравнивать, вырубать деревья, и параллельно с этим приводить в порядок не многочисленную мат часть. Сроки нам поставили очень жесткие. Через три месяца состоится празднование Дня независимости, и над стадионом, где будут именитые гости нужно организовать воздушный парад.
          Когда все распланируешь, то все не так уж страшно. Работа пошла, наши темнокожие друзья- летчики начали летать. У меня даже появилось немного свободного времени, и я решил сходить на океаническую рыбалку.   Дождавшись отлива, я выбрал камень, и стоя по пояс в воде забросил удочку.   
          Ловилась всякая экзотическая рыба, почти вся не съедобная,  но я умудрился все-таки выловить несколько местных окуней. Видя, что начинается прилив, я стал собираться обратно. Вдруг, я увидел, как прямо у моего камня покачивается на волнах соломенная шляпа.
          - Бриль?  Не может быть?
Я принялся оглядываться по сторонам и опешил: со стороны океана ко мне скользил треугольный плавник.
          - Акула!
Надо было что-то делать. Вода быстро прибывала и была уже мне по грудь.
Акула  достигла моего убежища и стала кружить вокруг, раз, от раза   сокращая расстояние до меня.
          - На, жри, гадина!
Я отбросил подальше сумку с рыбой. Акула перестала кружить и схватила приманку. Я не стал ждать. Бросив удочки и снасти, что есть мочи, поплыл к берегу. Выйдя на песок, оглянулся. Акулы было не видно,  кто-то с катамарана махал мне рукой.
          Праздник был в самом разгаре. На стадионе были тысячи зрителей, а среди почетных гостей – президенты и правители многих Африканских стран. Пролет строем над головами мы выполнили хорошо, но вдруг мне поступила просьба в форме приказа – выполнить  пилотаж прямо над гостями, словом, поразить, ошарашить, пустить пыль в глаза.  Я задумался. Местные летчики совсем сырые. Они не готовы, и я сам сел в кабину Мига.
          Я начал с серии бочек на предельно малой высоте. Стадион взревел. Затем, последовали форсированные виражи, свечки, мертвая петля. Мой самолет не на шутку разогревал не только воздух, но и вопящих от счастья зрителей.
          Президенты обступили нашего правителя.
          - Кто это такой ас у тебя?
          - Это мой летчик!
Американский атташе сплюнул в сторону.
          - Иди лучше обезьянам расскажи. Опять эти русские…
Говорят, что везде хорошо, а дома всегда лучше.  Поверьте, это действительно так. Я еще раз  в этом убедился, когда за окном вагона забелели наши русские березки.
           - Все хватит, домой! 
         
          Не всегда бывает не так, как хочется.  Не успел я приехать и смыть с себя африканскую пыль, как до меня донеслись не приятные вести: мой сын, курсант, никак не может вылететь самостоятельно на учебном самолете.  Сходу, запрыгнув в боевой самолет, я рванул в учебный полк.
          Сына я встретил удрученным.
          - Что не выходит?
          - Глиссада и выравнивание.
          - Кто инструктор?
          - Да все подряд!
          - Теперь понятно, завозили!
Я подозвал замкомэску.
          - Нарисуй мне четыре полета по кругу с ним!      
          Мы взлетели, сделали первый заход  на посадку.
          - Вот смотри, видишь, если правильно идешь, то все ориентиры
          одинаково расходятся в разные стороны.
           -Понял!
          - Попробуй сам!
          - Вот так. Правильно. Молодец.
После полета я подписал сыну вылетную.
           Давай, сын, теперь, сам!
      
          В гостинице, после полетов, меня стало морозить, и сильно поднялась температура.  Своего доктора не было, и вызвали откуда-то со стороны.   
Дверь в мой номер отворилась, и в комнату вошел… Бриль.
          - Никак, занемог, летчик?
Я привстал с подушек.
           - Тебе еще не надоело?
          -Что ты! Даже наоборот! Такая воля, везение, ты – жизнелюб, летчик!
          - Опять будешь козни строить?
          - Тебе нет.
          - А кому?
          -У тебя есть сын.
          - Не отдам, сволочь!
Я схватил табуретку и бросил в Бриля. В комнату забежали летчики из соседнего номера. Бриля уже не было.
          -Нужно вызвать транспортный самолет, и в госпиталь, у него жар!
В самолете мне стало лучше,  а когда произвели посадку, то я уже был здоров.
          - Кто ж тебя так быстро вылечил, летчик?
Военврач не верил своим глазам.
          - Он!
Я подошел к самолету и прижался к нему своей щекой.

          Отпущенное нам время имеет одну неоспоримую особенность. Оно всегда заканчивается. Мы начинаем понимать это,  когда его становится совсем мало. И я тоже не исключение.  Я долго цеплялся за жизнь, стараясь выстоять, побороть неизлечимую болезнь, снова встать с ненавистной постели.  Сколько мучений, сколько истязаний пришлось вынести,  но всему есть предел.  Я стал подумывать о самостоятельном уходе: просто, больше не осталось сил.
           В больничном сумраке послышались шаги.
          - Я слышу тебя, летчик.
Бриль сел на край моей койки.
          - Сильнее, чем меня намучили, у тебя уже не получится.
Я даже не смог поднять голову.
          - Не говори так, летчик! Я конечно не ангел, но не до такой же степени.
          - Тогда помоги.
          - Что я могу сделать для тебя?
          - Отключи кислород.
          - Ты так решил?
          - Да!
          - Ну, ты и вправду крут, летчик!
          - Хватит нежностей, Бриль, действуй! 
Я приготовился,  как тогда, перед первым прыжком с парашютом.
          - Готов?
Бриль взялся за кран.
          - Давай же, не тяни!
Я стиснул зубы.
          - Все, что могу,  прощай,  прощай, летчик!   
Бриль повернул кран, закрыл мне глаза, и накрыл меня одеялом.