Витек

Петр Меркурьев
Чем становлюсь старше, тем чаще начинаю просматривать старые черно-белые фото, те, что смогли сохраниться до наших дней.

Любили мы фоткаться во время наших посиделок, хоть и получались фотографии примитивные, часто не в фокусе, с неправильной экспозицией.

Но вот притягивают они как-то, гораздо сильнее, чем современные отфотошопленые цифровые.

Много их утеряно безвозвратно на жизненном пути, но и те, что остались, будоражат мою память. И жизнь моя, как старый черно-белый фильм, прокручивается, когда перебираю я их.

Начинаешь думать о тех, кого уж нет среди нас, особенно о тех, кто примерно возраста твоего.

Вот одним из таких близких мне людей стал Витёк. Расскажу, что нас связывало по жизни.

Женился я еще совсем молодым парнишкой, тогда мне не исполнилось и двадцати лет. Это был 1975 год, год когда я заканчивал Мурманское мореходное училище, судоводительское его отделение.

И несмотря на то, что невеста была на пятом месяце беременности, я женился конечно же не по "залету" её, а по огромной юношеской любви.

Родители мои не приветствовали этот брак, но воспрепятствовать ему уже не могли. Поэтому скинулись с родителями невесты, на предстоящую в августе месяце нашу свадьбу.
Супруга моя, Наталья, не была моей одноклассницей, но заканчивала 45 ю мурманскую школу, 10 класс, вместе с теми же ребятами, с кем учился и я. Но я поступил в мореходку после восьмого класса.

Мы познакомились на встречах моих, с одноклассниками. Когда ребята и девочки, уже считали себя самостоятельными людьми.

Жили мы с Наташей в Мурманске, не далеко друг от друга. Я жил с родителями, в двухкомнатной хрущевке, на ул. Чумбарова-Лучинского. Тогда считалось это хорошим жильем, а будущая моя супруга жила на улице Калинина, в двухэтажной деревяшке, с туалетом на улице. Жила она тоже вместе с родителями, в двух комнатах, трехкомнатной квартиры.

Было у Наташи еще две сестры, младшая Лена и старшая Наденька. Лена была еще совсем девчонка, училась в школе, а Надя работала в доме пионеров в п. Роста с детишками, вела всякие творческие кружки.

Вот там, в этом доме Пионеров, Наденька очевидно и пресеклась с Витей Артемовым, инструктором райкома комсомола по работе со школьниками.

После нашей свадьбы с Наташей мы жили у моих родителей. В январе 1976 года, родился наш первенец Алешка.

А я начал работать судоводителем в управлении "Севрыбхолодфлот" . Был я направлен на тхс 1205 "Гага" - третьим помощником капитана. На время, пока не открыли мне визу, для оформления заграничного паспорта моряка.

Возможно, задержка визы была связана с репрессированными моими дедами в 30 годы, это остается для меня загадкой.

Рейсы на "Гаге" были короткие, около недели. Возили мы снабжение на местный рыбзавод, в порто-пункт Териберка: бочки, соль и т.п. А оттуда везли соленую треску, затаренную в бочки, которую транспортными рефрижераторами отправляли на Кубу, взамен на лояльность Фиделя Кастро. Жена плакала, провожая меня в недельный рейс.

Часто мы собирались на Калинина 47, у родителей Наташи, большой компанией в период моих стоянок. Девчонки были знатными кулинарами, готовили так, что от стола трудно было оторваться.

Ну и сопровождалась трапеза всегда водочкой, "Столичной" как правило, за 4р.12 коп. пол литра.

Тесть мой тоже был моряком. Он работал в "Беломорской базе гослова" старшим механиком на СРТ. Он вообще, за стол обедать, без "беленькой" не садился.

Первая моя встреча с ним до свадьбы, именно за обедом и состоялась, когда я пришел к Наташе в гости.

В одной из крупных семейных посиделок, познакомившись с Витьком, в крепком подпитии, я ему наказал:-"Если не женишься на Наденьке, морду набью !"

Витя среди наших имел прозвище - "турист", так как в райкоме он занимался организацией различных походов со школьниками, занимался с ними спортивным ориентированием. Зимой организовывал лыжные прогулки и вылазки. Сам, часто участвовал в лыжных гонках.

Впоследствии, он и всей нашей семейной компании организовывал вылазки на природу.

Очевидно Витёк, испугался моей маленькой угрозы, и через два года после нашей свадьбы с Наташей, женился на Наденьке. Шутка.

Расскажу вкратце, как прожили мы совместно, нашу жизнь. Ведь Витька мы похоронили уже почти три года назад.


Действительно, моя жизнь пересекалась с жизнью Витька на протяжении более сорока лет.

Согласитесь, это солидный срок, если еще учесть, что средняя продолжительность жизни мужчин в России в настоящее время считается 65 лет.

Конечно, у каждого из нас были совершенно разные интересы, но когда я оказывался в кругу семьи, непременно мы пересекались.

Все семейные застолья и послестолья, часто походы на природу, дни рождения общих членов семьи и тому подобное.

Витёк в последствии перешел на работу фельдъегерем, доставлял спец. почту в различные точки Мурманской области.

Бывало и по побережью Кольского полуострова, куда добраться можно только водным транспортом. Работа у него была по сменам.

Им выдавали спец форму и табельное оружие, пистолет Макарова, во время перевозок пакетов со спецпочтой.

Если вдруг оказывалось, что я был дома, в период междурейсовых стоянок, и не был ни чем занят, а Витя тоже не на работе, появлялся повод пообщаться друг с другом. Особенно если жены были на работе в это время.

Любимым нашим занятием была игра в шахматы под пиво. Не знаю, помнит ли кто вкус мурманского жигулевского пива?

Кстати сказать, что марок пива, я и не припомню более двух, тех что выпускал Кольский пивной завод. Жигулевское да Мартовское.

Но за то, могу сказать с уверенностью, что лично на мой вкус, ни где я не пил ни чего лучше того пива. И уже в новые времена, начиная с 90 х годов пиво в Мурманске стало не то.

Говорили, что технолог в советское время на пивзаводе был чех, и с его уходом был утрачен рецепт, по которому тогда варили пиво. Еще, на вкус пива, очевидно влияло качество воды. Вода в Заполярье была отменной.

Конечно пиво было тогда дефицит, и если его привозили в магазин, очередь образовывалась моментально. По этому брали его, как правило ящиками. Мы с Витьком, тоже придерживались такого правила.

Чаще собирались мы играть в деревяшке, на Калинина 47, где в то время жила семья Вити с Надей.

Наша общая теща, переехала от туда, получив шикарную трехкомнатную квартиру (бесплатно) по очереди от работы. Работала она санитаркой в женской консультации.

Витя лучше меня играл, я часто зевал и терял фигуры, в результате проигрывал партии, что конечно задевало меня.

Увлекаясь игрой, попивая пивко, иногда мы не замечали, как с работы возвращалась Наденька. Тогда игра, чаще всего плавно сворачивалась, и я потихоньку "сваливал".

Собирались семьями мы часто, всегда любили повеселиться и подурачиться. Витек был отменный актер свободного жанра.

Зимой мы с Витей и с женами любили выходить на природу на лыжах. Бывало, что оставались в сопках с ночлегом в палатках. Тундра с лыжней была практически у нас в паре километрах от дома.

Пройдя несколько километров на лыжах, мы выбирали уютное местечко, ставили палатку, разжигали костер, готовили еду. Было очень весело. Конечно, не забывали мы никогда с собой взять горячительные напитки, водочку обычно.

Иногда я приносил домой просроченную пиротехнику с судов, тогда не было такого её изобилия, как сейчас. Одиночная парашютная ракета, была для нас крутым салютом. А если зажжешь еще парочку фальшфейеров Полярной ночью-вообще красота.

Помню как-то раз, мы вдвоем решили заночевать в тундре. Вышли в сопки на лыжах, и на одном из спусков я упал и сломал лыжу. Обломился загнутый наконечник.

Но возвращаться не хотелось. Находчивый Витёк привязал мне на конец лыжи кожаную свою рукавичку. Я попробовал идти, получалось, Лыжа не зарывалась в снег.

Так, потихоньку, мы дошли до стоянки. Расположились, раскопав снег до мха. Наломали елового лапника, поставили палатку.

Это было, в марте месяце. Ночью ударил сильнейший мороз. Небо было ясное, звездочки ярко сверкали. Северное сияние заливалось всеми цветами. Мы с Витей, мечтали под этим шикарным небосводом, попивая беленькую с горячим чаем у костра. Правда водка на таком морозе, текла как ликер, казалось еще чуть похолодает и она замерзнет.

Летом, очень часто, мы так же семьями, ходили на природу отмечать любые праздники. Главное, чтобы погода соответствовала праздничному настроению. Излюбленным местом были Питьевые озера, в которых иногда мы даже купались.

Когда-то город потреблял из них воду, поэтому они и носили такое название-Питьевые.

Девяностые годы нарушили естественный ход нашей жизни. Я начал
пробовать, что такое бизнес, вместе со своею супругой.

Витину контору расформировали, он начал заниматься ремонтными работами по заказам. Руки у Вити, надо сказать, росли откуда надо.

Каким то чудом, Наденька, напоследок от уходящей советской власти, получила трехкомнатную квартиру в старом фонде, в центре города. По очереди от дома творчества, где она работала воспитателем, вела творческие кружки с детишками. Туда же она устроила потом и Витю, дорабатывать до пенсии.

В нашей семье было три члена КПСС. Это были Наденька с Витей и я.

Я помню то время, когда Михаил Сергеевич Горбачев слил эту организацию, помню и времена путча в Мурманске.

Все мы тогда наивно верили в лучшую жизнь, после избрания "всенародного" президента Ельцина Б.Н. Никто даже не подозревал, во что превратится наша Великая Родина.

Не перекладываю ни на кого вину за то, что произошло. Очевидно и на мне лично, есть вина в этом развале страны. Будем честны друг перед другом.

Был бы допустим я успешен в делах бизнеса, хотел бы вернуть то время, не знаю?

Но я попробовал, что такое иметь свое дело в тех условиях. Возможности иметь блага у меня были.

Не получилось ничего. Надо было перешагивать через все, чему мама с папой меня учили, школа, и т.п.

Судьба оставила возможность мне встретить старость уже в другом регионе, в Ленинградской области. Тут я вышел на пенсию и живу до настоящих дней.

Надя с Витей, выйдя на пенсию переехали на постоянное место жительства в Великий Новгород. От городка в котором живу я это меньше 100 км.

Мы продолжаем общаться, также, как и наши дети. Хоть я и расстался со своей первой супругой. В Великом Новгороде мы похоронили Анну Ефимовну, нашу тещу.

А три года назад не стало и Витька. Он сильно выпивал последние годы, но работал, будучи на пенсии, в историческом центре деревянного зодчества по хоз.части, до последнего дня. Руководство музея Витю ценило.

Умер он ночью, заснул и не проснулся. Было ему отроду 62 года. Никто не ожидал такого его конца.

Вспоминайте своих ушедших близких людей. Говорят, без прошлого, не может быть будущего.