ЦБ 3. Поиски идеала

Виктор Ротт
  Адам и Ева начали с небольшого проступка - непослушания, за что лишили себя Рая. Их сын Каин совершил уже собственно грех - убийство брата, за что подверг себя вечному изгнанию из приличного общества. Оба проступка подпадают под определение "нарушение закона". Осталось уяснить случай Авеля: он не нарушил завета - ему-то,  за что досталось?
  Ситуация бедствия и страдания праведника рассматривается в Библии в книге Иова.  Он недоумевает, почему Господь обрушил на него болезни и разорение? Он любит Бога, соблюдает Его заветы, и вот сидит в струпьях и блевотине, на пепелище. Не он зло сотворил, но на него Господь обрушил Зло мира сего.
  Бог ответил ему, что человеку некорректно требовать от Провидения отчёта. "Где был ты, когда Я полагал основания Земли?" - резонно возразил Всевышний.
  Человеку не доступна Истина в последней инстанции. Он не может судить, что есть Добро и Зло за пределами его собственной реальности. "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия"(1Кор.2:11). Божии пути неисповедимы.
  Но Бог творит историю через человека. А так как Он предоставил человеку некоторую свободу выбора в решениях и действиях и таким образом каждый Адам может далеко уклониться от Божьей воли, взаимоотношения необходимо варьировать.
  Фундаментальный принцип простой: Бог дал Десять заповедей и они непременны для всех. Дал через Моисея, и тот провозгласил народу моральный закон.Предназначены    заповеди для простых смертных. Однако для оперативных действий Бог вынужден подбирать персонал помощников и с ними Он общается напрямую - они потому избраны, что могут слышать нутром Его голос. А какие Его повеления они исполняют, это уже не подлежит людскому суду.
  Моисей, только что дав народу завет любить ближних, вскоре же направил "сынов Левиных, и они перебили три тысячи братьев и ближних своих" в наказание за непослушание (Исх.32:28).
  "Не от уст ли Всевышнего происходят бедствия и благополучие?!" - осмыслял такого рода события Иеремия (Плач Иер.3:38).
  Так в Ветхий Завет вошли два идеала: праведник, послушный всеобщим заповедям Божьим,  и герой - вождь народа, избранник Господа, имеющий с Ним прямой контакт.
 Это - посох и копьё в Его деснице.
  И всё же Ветхий Завет в поисках идеала пошёл иным путём - на первый план вышел пророк - синтез праведника и героя. Ему, как избраннику, дано слышать голос Господа, но услышанное им не может противоречить заповедям. Апостол Павел назвал это "различением духов" (1Кор.12:10), ибо голос может быть и не от Бога.
  Пророк - интеллектуал,независимый эксперт и аналитик социальной ситуации, пламенный критик вождей, не выполняющих Божии заповеди. Он же - политолог, предлагающий народу проект выхода из бедствий, таких как неурожай, голод, нашествие завоевателей.
  Выдающиеся пророки были, как правило, людьми образованными; они запечатлели свои мысли письменно, их книги вошли в состав Библии.
  Так идеал человека истинно праведного, горячего и смелого проповедника, утвердился в ветхозаветной культуре.