В школе на уроках

Сергей Химочка
               

Директор встретил меня у себя в приемной.

- Что-то комитет по образованию зачастил к нам. С чем пожаловали на этот раз?

- Хотелось бы поприсутствовать на уроках у ваших учителей.

- Что, жалоба поступила?

- Претензии не обозначены. Просто хочу посетить уроки.

- Какие конкретно?

- Ну, например, истории и начальной военной подготовки.

Я не случайно выбрал эти два предмета. По доармейской школьной подготовке давно уже шли споры: нужна она или нет? Вроде бы, идет перестройка, все говорят о демилитаризации, о том, что, якобы, Россия готовится к вступлению в НАТО. А здесь детям преподают азы военного дела.

Относительно истории я несколько слукавил: в адрес учителя, действительно, высказывались недовольства со стороны родителей и даже учеников. Их суть заключалась в том, что занятия проходят неинтересно, дети на уроках, в основном, тупо читают страницы учебника. Никаких дополнительных материалов и фактов учитель не приводит. Да, и дисциплина никудышная. Захотелось самому в этом убедиться.
Предмет «Начальная военная подготовка», который  с недавних пор  был переименован в «Основы безопасности жизнедеятельности», преподавал Борис Епифанович Агарков. Не имея специального образования, он за счет армейского опыта, да и жизненного тоже, мог проводить уроки так, что ученики не только на них не засыпали, но даже проявляли интерес.

Борис был известным спортсменом, неоднократным победителем краевых сельских олимпиад. Как спортсмен, пользовался авторитетом. А вот рассказчик из него был никакой. Я в этом убедился во время урока. Сейчас не могу назвать тему занятия, но помню вопрос, который он задал ребятам:

- Представьте себе, что вы летите в самолете, а он приземлился по нужде. Что нужно делать самолету?

Мы с директором, а он присутствовал тоже,  переглянулись. Вопрос, конечно, убийственный. Грамотешка учителя не лучше.

- Где я возьму другого? – опережая меня, шепотом возразил директор, - зато он ребят в походы водит, спортом с ними занимается.

- Можно я отвечу? – услышали мы голос юноши с длинными, опрятно причесанными волосами.

- Отвечай! – разрешил Борис Епифанович.

- Я думаю, что самолет приземлится, справит нужду и полетит дальше.

Мы с директором одновременно прыснули со смеху. Одноклассники тоже засмеялись, а заметив нашу реакцию, начали сначала погромче, а потом уже дико хохотать. Один лишь горе-учитель не мог понять суть происходящего и уразуметь, отчего все так веселятся.

Мне пришлось встать и обратиться к классу.

- Ребята, довольно смеяться. - А, вообще, - заметил я, глядя на Бориса
Епифановича, - какой вопрос, таков и ответ. Мы, пожалуй, пойдем, а вы продолжайте занятие.

Историчка явно волновалась ввиду присутствия на ее уроке районного начальника и директора школы.

Вначале, как и положено, она обозначила тему урока, затем перешла к подаче нового материала. При этом Вера Леонидовна, так ее звали, начала путаться в датах и названиях. Урок был посвящен великому мудрецу и ученому Ибн Сине, жившему в средневековом исламском мире.  Учитель дала задание школьникам прочитать материал учебника, а затем они стали отвечать на вопросы. Все подтвердилось: методикой преподаватель владеет слабо: никакого дополнительного материала, никаких интересных  фактов о том времени и событиях. Меня же она добила окончательно другим. При анализе урока, на мой вопрос, почему она не поведала ученикам, что Авиценна был не только, философом, но и врачом, ученым, написавшим сотни трудов во многих областях науки, Вера Леонидовна посмотрела на меня с непониманием.

 - Вас что-то беспокоит? Что-то не так? – поинтересовался  я.

Она улыбнулась и совершенно доверительно спросила:

- Простите, как вы сказали?

Я повторил свой вопрос, который она вновь не поняла.

- Извините, Сергей Анатольевич, а кто такой, как вы выразились, Авиацен?

- Авиценна! – не выдержал уже директор, - так называли в мире Ибн-Сину. Ну, уж это-то нужно знать, Вера Леонидовна!

Дальше не было смысла вдаваться в дебри проведенного занятия. Через месяц
 директор школы сообщил, что Борис Епифанович перешел на преподавание физкультуры, а из Веры Леонидовны должен получиться хороший воспитатель группы продленного дня. Время подтвердило предсказание руководителя: дети души не чаяли от уроков физкультуры и занятий в продленке.