Чай по -казахски

Марта Дорофеева
Сегодня День Шоколада , но в пору моего детства нас им особо не баловали , зато конфеты "подушечки" были бесподобны и не сравнить с сегодняшними. Прошу всех к столу на чай с "подушечками"!
В годы освоения целинных земель в Казахстане, моя семья 3 года проживала в Павлодарской области. Мне было примерно 6 лет , там я пошла в 1 класс и закончила 2-ой.
На время строительства собственного дома нас приютила полуказахская семья.
Хозяин был казах и звали его Темер, а хозяйка , его жена была русская Екатерина. Я их звала дядя Темер и тетя Катя.

У них на тот момент было 4 детей и у нас тоже . Две семьи из 12 человек жили под одной крышей очень дружно и комфортно.
От них я на всю жизнь запомнила чаепитие и вообще трапезу .
Конечно , у меня нет фотографий тех времен ,а в инете фоток тех годов почти нет , чтобы наглядно продемонстрировать как это выглядело вживую .
Парочку фоток я все же нашла, вот такой типа стол только круглый , на коротких ножках, когда не ели откидывали его вертикально к стенке , чтобы не мешал , а когда ели то ставили вот так и садились тоже вот так как тут сидят дети на фотке.
Начинали трапезу с чая и детям тоже подавали , только нам не такой крепкий , как взрослым. В ту пору северные казахи не пили чай с молоком. Чая «дули» много за завтраком особенно.
Там в Казахстане пили чай из пиал, нам детям было в диковинку пить из чашки без ручки , казалось что пальчики жжет , но привыкли и уже не замечали. Чай пили горячий .
Кипятили в самоваре воду и заваривали вкусный черный, листовой или брикетный чай отдельно в чайнике На столе стояли лепешки , домашнее сливочное масло ,творог , сметана , колотый ,кусковой сахар и конфеты подушечки . Тетя Катя делала масло и кисломолочные продукты сама и мы ей помогали как могли.

Чай наливала тетя Катя , у казахов принято , что чай наливает хозяйка или старшая дочь, но ей тогда было сколько и мне , не доросли еще.
После чая , подавалось мясо. Мясо вареное говядина или конина , подавалась в большом тазу . Таз ставили около хозяина.
Дядя Темер брал мясо рукой ,отрезал куски и клал каждому в миску. По какому принципу он делил мясо и кому клал первому в миску , я сейчас естественно не помню, но до сих пор конину могу отличить от говядины и помню вкус настоящего домашнего сливочного масла.
В кладовке продукты хранились мешками , 100 грамм конфет никто не покупал в магазине. Конфеты подушечки тоже хранились в мешке. Мы дети делали дырочку и через нее таскали украдкой конфеты. Современным детям не понять какой это был верх блаженства !

Не знаю , как сейчас с гостеприимством у казахов, но в те годы северные казахи отличались особенным радушием , чай пили часто , даже не для питья , а для общения за чаем.
Нас детей от стола не отгоняли , ну если только не приезжали особенные гости для конфиденциального разговора.

Привычку пить крепкий черный чай перехватил мой отец и я.
Люблю крепко - заваренный листовой чай хорошего качества. Беру обычно несколько сортов и смешиваю их для ароматного букета. Иногда добавляю щепотку ну очень дорого ароматизированного , по настроению. Утром люблю с молоком «красный» чай .

«Красный» чай – это крепко - заваренный черный с молоком . Наркоманка скажут «пакетчики» и будут не правы.
Пакетики только для гостей , которые не любят чай никакой в принципе . Сама пакетики «презираю».
А еще иногда ходим с подружкой в китайскую кухню «Золотой дракон» и наслаждаемся там жасминовым зеленым чаем , приготовленным по китайскому рецепту. И хорошо там сидим.

Приятного чаепития , дорогие Друзья !