Горе луковое

Ирина Ракша
На фото: Ирина Ракша с бабушкой и дочерью Анютой.


ГОРЕ   ЛУКОВОЕ
рассказ
Мы с бабушкой готовим на её  комунальной  кухне, (но на  своём личном отдельном   столе)  пирог к Рождеству. Большой, во весь противень, который еле влезает в печку. С капустой и луком. И не потому что с мясом или рыбой дорого, (хоть это и правда дорого),  а потому что с капустой и луком вкуснее и его все наши любят. И дедушка, и мои папа с мамой, которые  живут в Останкино. А меня вот на пару лет "подкинули" сюда  "к старикам" на Таганку.. И я теперь хожу в другую школу, № 423, что рядом, через пару домов на Садовом кольце. Бабушка ни одного дела не начинает не перекрестясь. Правда, незаметно, из-подтишка. А если дело серьёзное - то не прочьтя "Отче наш". Шепча слова тихо, не напоказ.  Она и меня всему этому научила.  А дедушка сердится, он коммунист, доцент   МАИ, преподаёт моторостроение самолётов. Правда Рождество и он признаёт. И наряжает ёлку вместе со мной и капустные  пироги  ест с удовольствием.
Печь такие большие пироги, аж пальчики оближешь, моя бабушка мастерица. (Это не  то что пирожки-крошки на два укуса)  У неё масса своих секретов. И для теста, и для начинки, и для выпечки.   Такому искусству её научила её мама, Мария, то есть моя прабабушка. Мария, дочь священника Алексея (Никольского) в молодости, по благословению своего отца протоиерея, она даже трудилась  просвирней при храме. Пекла для всего прихода просфоры, просвирки и прочую выпечку. Просвирки пекла сотнями, тысячами. А это работа и физически трудная, и кропотливая. Весь день с тестом и у горячей  плиты, а то и в ночь. Но - Бог в помощь. Поскольку без молитвы,  ни шагу. А в храме  в алтаре во время службы протоиерей и другие батюшки, читая молитвы, освящали, крапили святой водой эти ещё тепленькие  бело-золотые просвирки. Вынимали из каждой частичку для причастия. Клали на дискос. "Сие  есть тело моё, Сие есть кровь моя"- говорил Христос.  А потом, по окончанию литургии или причастия раздавали эти просвирки мирянам, клали  эту святыньку в протянутые ладошки, как дорогой подарок. 
Прабабушку эту Марию я хорошо помню уже древней морщинистой старушкой. Она жила под Москвой в Удельной со старшей дочкой Дусей, местной учительницей, тоже уже старенькой. Даже есть  фотографии, где мы у них в гостях на станции Удельная . Сидим все вместе, вокруг прабабушки на завалинке дома  - моя статная бабушка Зина, её старшая сестра худющая Дуся, моя красивая  модная мама и я, а мой папа фотографирует. Я ещё маленькая, лет пяти-семи,  с дежурным бантом на голове. 
    А эту прабабушку Марию  пекарному  мастерству   учила уже её мама. Вернее не мама. а матушка, поскольку та была женой священника. и  родилась, как я понимаю,  ещё при Пушкине. Вот её-то  я, конечно, уже не видела. Шутка ли, девятнадцатый век! Правда,  вместе с моей бабушкой Зиной мы бывали на её неприметной могилке в Лефортово на Введенском кладбище. У нас все лежат на ВВеденском. Семь могил в ряд.
Вообще эти русские  чудо-женщины ежедневно и неустанно  учили друг друга многому. Передавали эту серьёзную науку - вести хозяйство (а это, конечно, наука!) из поколения в поколение. Растить детей в вере,  чести и совести. С тщанием и  правильно  семью обихаживать (а семьи у всех были большие), умно  вести дом и  хозяйство. Короче, учили детей главному - честно и правильно жить. В том числе и печь пироги.
И вот бабушка говорит мне, стоя в фартуке у стола коммунальной кухни:
   - Ну, во-первых, мы с тобой, детка, будем     тесто готовить  для пирога. Потом начинку капустную с луком. А уж потом будем  печь.
Я, конечно, ликую. Особенно настаёт начинки, которая "потом", во-вторых.  Для меня  начинка - самое главное лакомство. Поскольку в конце, когда она уже в миске, уже  готова, а белое тесто, тонко раскатанное ожидает её на противне,  бабушка даёт мне начинку попробовать. Протягивает полную, щедрую  ложку жареной этой капусты с луком и маслом. И спрашивает как бы  всерьёз, как взрослую.
- Ну.  как тебе, нравится? Не надо ли что-то ещё добавить?.
И я с полным ртом этой дивной вкуснятины, мотаю головой  - мол, нет, ничего не нужно. Тогда и бабушка пробует её, зачерпнув из миски. Но только на кончике ложки. И что-то ещё всё-таки добавляет, что-то сыплет туда щепоткой. Каких-то сухих травок-добавок из разных баночек. И опять тщательно перемешивает. -_Ну вот и ладно, и хорошо.  Теперь, думаю, всего хватает.
Но прежде чем случается эта короткая радость,  бабушка тесто готовит. С силой мнет его, превращая нечто липкое, пристающее к пальцам, в тугую округло-мягкую  плюшку-лепёшку. Порой подсыпает на доску белой мучицы, рассеивает её как сеятель в поле. Сперва работает  пальцами, потом  жмёт, потом давит, и даже  бьёт колотушкой. А в конце с силой и  долго месит  эту тяжелую круглую плюшку "пяткой" ладони. А что, разве у ладони есть пятка? А как же! Конечно, есть. Сперва идут пальцы, потом центр - ямка ладошки, а потом уже твёрдая "пятка". И этой вот "пяткой" бабушка  с силой мнёт и  наконец побеждает тесто. Словно выдавила из него нечистую силу.  С облегченьем вздохнув, тыльной стороной руки утирает усталый лоб. И  бережно, как ребёнка, кладёт в сторону эту  живую, круглую плюшку: - Пусть оно, родимое, пока отдохнёт. - и на прощанье  поглаживает, похлопывает тесто, словно дитя по попке. -  Ну, а теперь за начинку возьмёмся. В ней главное что? Как ты думаешь?  - и бабушка лукаво поглядывает на меня. А я смотрю на неё снизу вверх голубыми, "папиными" глазами. - Капуста? Пирог ведь капустный? - Я как и бабушка, в фартучке  сшитом ею из старой дедушкиной рубашки. И две тугие косички свисают на плечи. Я уже научилась  заплетать их сама.
- Нет. Совсем не капуста. - И бабушка торжественно произносит: -
 - Главный здесь - лук... Запомни это. Лук во всём голова. Да, да. Вот этот наш скромный, обычный  репчатый лук.  - Рядом на столе в круглом сите  золотятся тугие, круглые "репки". - Без лука всё плохо и всё невкусно. Как без соли. 
На кухне тепло, в окно бьёт по стеклу снежная крупка, но серьёзных морозов пока ещё нет. И Яуза ещё не встала, льдом не покрылась. Вся  в темных проталинах.  И в доменашем пока ещё холодно. Самое тёплое место в квартире - кухня. все готовят еду и печку топят. Своими дровами. Газ ещё на нашу Николо-Ямскую не провели. Калинин только ещё обещает. А карточки вот отменил. И муку для пирога бабушка купила легко. В кухне за нашими спинами порой тенью появляются и уходят соседки. Они бабушку уважают, всегда норовят поговорить. По дому её выбрали старшей, вроде старосты. Но нам сейчас не до соседок. Мы готовим начинку для пирога. К Рождеству!
В руках у бабушки появляется сечка. Бесценный,  ещё прабабушкин инструмент. Теперь таких давно нет. Бабушка  сечёт сечкой  капусту в деревянном долблёном копытце. Тоже древнем и тёмном. Белый хрустский капустный вилок под её руками скоро превращается в белое крошево. 
- Для пирога капусту надо рубить только сечкой.   - Вот так. - говорит бабушка. -  Совсем другой будет вкус. А готовить  их надо  отдельно. Капусту томить, а лук жарить. В засолку мы капусту что делаем? - Я молчу. А она объясняет. - Режем. А для начинки её надо что? .. Только  сечь. И мелко-мелко. А вот лук надо резать. - она подаёт мне большой фамильный нож с деревянной ручкой. На его металлическом лезвии полукруг клейма "Скобяной завод Никольских". В прошлом веке у предков в Горбатове был такой заводик. И ещё был свечной.  Там лили свечки для местных храмов. 
Я держу нож. Поднимаю глаза на бабушку: - Он очень большой.
 - Вот и хорошо. Им и режь, учись, помогай. Потом будет легко.
  Одну за другой я беру из сита  луковицы, шуршащие крепкие репки. Смотрю на них теперь с уважеением, по другому. Тщательно очищаю от шелухи. Горка  золотистых одёжек  растёт и растёт. А бабушка всё терпеливо учит и наставляет . 
- У лука, детка, всё целебно. Всё. Даже эта вот шелуха. Она тоже витаминная. Её можно и как чай целебный заваривать.  И голову мыть отваром. Чудесные будут волосы. Как у твоей мамы. Я ей всегда голову мыла отваром... А на Пасху мы с тобой будем  яйца красить. И в храм святить понесём. Вот радость-то будет! Но это пока наш секрет. (Ах, как я люблю эти "наши секреты")  Тогда яички будут святые, пасхальные, как  просвирки. И по цвету красивые и долго свежими оставаться будут. Стол украшать.    
  Бабушка долбит сечкой капусту, а я большим фамильным ножом режу лук. Острый луковый запах скоро заполняет всю кухню. Он остро жжет мне глаза, и я начинаю плакать. Слёзы сами собой  текут по  щекам. 
  - И это тоже полезно, - улыбается бабушка. -  Теперь глазки твои будут ясные-ясные, как умытые.
 И вот я режу и режу. Плачу и плачу. А бабушка говорит и говорит.
- В Останкино мы повезём пирог ещё теплым. Укутаем его как следует, как снегурочку,  и повезём. Ты, я, и дедушка. Тем более у него в институте скоро каникулы... Вот наши-то    обрадуются! У них на их Выставке тоже поди выходные. А мы тут как тут с гостинцами, с выпечкой. Как говорится, дорого яичко к Христову дню. А наш  пирог  к Рождеству. - Но потом бабушка суровеет, даже голос меняется. - Твоей маме-то готовить всё некогда. Оба работают,  оба  "о семи пядей во лбу". Не до еды им, тем паче не до пирогов...- она не замечает  как я от лука реву.  И продолжает вслух рассуждать. С ритмичным стуком долбя сечкой капусту. И словно бы распаляясь:  -  У них молодых и на ребёнка-то времени не хватает. Вот что плохо. Всё работа у них...На первом месте работа, карьера... Всё дела и дела. А так нельзя, это неверно.  Ребёнка одного бросают, как сироту казанскую. Ни тебе поесть во-время,  ни попить.. А ребёночек-то один- разъединственный. Не семеро же по лавкам, как бывало у нас.
     Я слушаю её голос и режу. Режу,  и  плачу, конечно. Лук разъедает, щиплет глаза. А я думаю, сочувствую:  наверно, ему, луку,  больно. Он умирать не хочет. А кто ж захочет?... Большой острый нож в моих детских  пальцах порой соскальзывает. Но я обрезаться не боюсь.  Я просто очень стараюсь, учусь, хочу понравиться бабушке. Её похвала мне всегда в радость как подарок. И белая горка готового  белого лука всё растёт и растёт.
  - А ребёнок  такой послушный растёт, такой правдивый.. И должен как перст сидеть целыми днями один?!Взаперти. И это при живых-то родителях!..И зачем только тогда  рожать тогда?
Я понимаю, что "казанская сирота"  это я. И "одинокий перст" - тоже я. И слёзы сами собой текут по щекам, до самого подбородка. И застилают  глаза. Слёзы, конечно, просто от едкого лука. Но  может ещё чуть-чуть  от какого-то смутного предощущения моего  будущего сиротства?.
А бабушка уже сердится:
- Они может быть думают, что мы с дедом вечные? .. Но мы же не вечные. А потом?.. Что   они будут делать с ребёнком потом? В детдом сдадут?  А там сирот и так сейчас после войны
битком набито.
      Я не могу даже представить, что бабушки с дедом не будет. Не будет и всё. Хочу  утереть слёзы рукой. Но никак нельзя.  Это же лук - только хуже будет. Но тут бабушка,  взглянув на меня, вдруг замолкает. И отбросив сечку и мазнув ладони о фартук.  обнимает меня. Притягивает к себе. к своему теплому  боку, к мягкому животу. И шепчет:
- Ах ты ж, моя детка  родная... Моё горе луковое. Не слушай меня. Я всё это так просто, к слову.   Мы с дедушкой всегда будем рядом. Никуда от тебя не денемся. Война кончилась. А уж горе луковое  быстро проходит. Всё наладится с Божией помощью. Только опять войны бы не было. Я их уже четыре пережила.
(я удивлённо  закидываю на неё мокрое лицо). -Да, да, четыре. Японскую, первую мировую, гражданскую, и вот эту, с фашистом. Самую страшную. В конце у меня от голода уже ноги пухли.. А сейчас что ж не жить? Карточки отменили. Пироги вон печём...
 Тёплой ладонью она нежно гладит меня по голове. по  темени, по волосам, по тугим косичкам. И от этой неожиданной ласки я почему-то реву ещё больше. И эти сладкие детские слёзы остаются на её фартуке.
     Вот такое оно горе луковое. Вроде как бы и не настоящее.

*   *   *
      Осенью, обычно в сентябре-октябре, когда  наступала пора урожая, нас студентов  всегда посылали в колхоз "на картошку". Такая  помощь труженикам села  считалась нормой, и даже почётной. Мы спасали, собирали, перебирали, отбирали или сортировали овощи. Так и хочеться по-привычке добавить -  "овощи-фрукты". Но фруктами граждане занимались там, где теплее, в южных республиках. А нам северянам  в полях и на овощебазах  доставалась морковь, картошка, капуста и репчатый лук - самая дорогая "овощь". И признаюсь,  в юности мы  этому были рады. Вокруг были не нудные коридоры, аудитории, стены и потолки, а пока ещё  тёплое  солнце, просторы полей, упоительный сытый воздух осеннего урожая. Свежий ветер, а главное вольность, костры   и смех молодого объщенья.  А что грязные руки и холодные, промокшие ноги? Так это же ерунда.  Руки вымыть можно и ноги согреть у костра. Ну, а если кто-то ещё прихватил из дома  гитару...то  прежнюю нудную жизнь в городе можно  просто не вспоминать. А глядя на языки пламени, слушать и слушать  сладкие струнные  переборы и подпевать  нестройными  голосами. "Как отблеск от заката. костёр меж сосен пляшет./ Ты что грустишь, бродяга,а ну-ка улыбнись/. И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:/ "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..." Ну, что может быть теплее, беззаботней  и романтичней?..
     Помню в ту осень студентов-сценаристов  ВГИКа распределили работать  на овощебазу в Останкино. (Остальных  режиссёров-актёров почему-то послали в колхоз) Я ликовала. Ура! В моё родное Останкино! Где я родилась, где ещё стояли наши временные дома-бараки, добротно
построенные  до войны для сотрудников ВСХВ (Известно же - нет ничего более постоянного, чем временное). А мои молодые родители, после "Тимирязевки", как раз и были такими сотрудниками. Правда, теперь они  давно разошлись, расстались. Папа навсегда уехал работать в Сибирь, и там женился. А мама...Она в Сибирь не поехала. В Москве осталась. И тоже  пыталась замуж выйти, найти судьбу, но всё как-то не получалось.  Как-то не складывалось. Так что при обоих живых родителях (после смерти бабушки с дедом)  я осталась вроде бы сиротой. И даже с  горя (но, конечно, и по зову Партии и правительства) девятиклассницей  рванула на целину, на Алтай. "Партия сказала "Надо". Комсомол ответил:" Есть!". А вернувшись и поступив во ВГИК . без знакомств, прямо с улицы, я не стала стеснять дорогую маму в нашей останкинской комнате, а добилась места в студенческом общежитии.
 
       Овощебаза была невзрачная, такой  большой серый  сарай за высокой бетонной оградой. И в проходной будке с вахтёром - сменным сторожем и собакой. Чтоб работники не воровали, не "расхищали госудавственное добро", не выносили овощи по-тихому. Например, дорогой лук в своих не по размеру высоких, широких резиновых сапогах. Чуть не по килу в каждом. И подкопы не делали под бетонной двухметровой оградой, что б протаскивать наружу мешки с "картошкой-маркошкой"...   База эта была неподалеку от строящегося здания телецентра. Кстати, куда потом, получив дипломы,  мы сценаристы-отличники  направлены были на службу. В один отдел с Юрой Визбором. А пока на берегу пруда, как в зеркале отражавшем иглу телебашни ушедшей в небо  и белые колонны дворца Шереметьева, росли  ударными темпами  стены этого самого телецентра.
    Нашему курсу на овощебазе досталось перебирать, и сортировать репчатый лук. Урожай  ближних колхозов. Это был, конечно, подарок, бонус и льгота. Потому что, к примеру, другим, киноведам,  досталось перебирать картошку в соседнем отсеке. А после дождей она, конечно, скользкая  в грязи и земле.  Лук же репчатый, сухонький, почти  чистенький. Да и рукавицы  нам выдали для работы. Причём не простые, а специальные, в три пальца, и  твёрдые, из брезента. Почти не сгибаются. Но я без них приспособилась. Просто голыми руками. быстро так перебираю и быстро раскидываю луковицы по ящикам. Отдельно большие, отдельно малые. Гнилые в сторону. Правда, пальцы к обеду стынут, крючатся,  как куриные лапы. Приходится согревать их дыханием. Но... слава Богу, у меня только лук, не морковь, не картошка. И вокруг невольно растёт и расёт гора золотой шуршащей шелухи.
     В помещениях базы холодно, промозгло, аж жуть. Особенно там, где хранится картофель. С непривычки до костей пробирает. Все рабочие в ватниках и в халатах. Но топить тут нельзя, по технологии. Овощи  должны поступать в "торговую сеть", в магазины города свежими. Словно прямо с полей.  В мешках или в ящиках. Особенно лук, самый  ценный тут овощ. И только в ящиках - дощатых, наскоро сбитых. И вот я стою в перерыве над предстоящей ещё работой, над этим  морем живого лука, густо, волнами, тоннами устилающего пол.  И вдруг от какой-то необъяснимо-детской радости не выдерживаю и раскинув руки, навзничь валюсь в хрусткое это богатство, в ароматное шуршанье шелухи. На минуту закрываю глаза.  Сразу слышатся где-то  голоса сокурсников, крики приехавших шоферов, рабочих у  ленты подачи.  Вдыхаю густой аромат свежей земли и драгоценного лука, витаминный, целебный. Будто в детстве мама, сварив суп, ставит кастрюлю на стол и громко зовёт. "До-ча! Иди скорей кушать...Пока горячее, не остыло!"
 .      С наступлением вечера база пустеет. А  в душно-сыром бетонном хранилище где-то под потолком загорается жидкий электро-свет.   Восьмичасовой рабочий день окончен. Резче слышны последние голоса. И ты тоже выпрямляешься, встаёшь с ящика среди этажей таких же, дощатых,  и гор шелухи. Закоченевшая,  с затекшей спиной и красными как крючья пальцами. (С мыслью. Лучше б в колхоз послали. Там хоть в поле можно поесь до отвала  печёной картошки).  Однако  тут меня  ждёт сюрприз. Наша странная толстая бригадирша, словно водой налитая тётя, одетая поверх ватника в грязный синий халат, в опорках с галошами (без галош им тут никак нельзя, мокро и скользко)  отмечает мою фамилию химическим карандашом в каком-то списке. Потом щелками глаз пытливо оглядывает меня, спрашивает: "Значит, учишься?" Я виновато киваю. "Мой тоже учится. Отличник. На столяра-говорит мне евщика. - Вдруг мелко так, простуженно, хрипло смеётся. - Вчера говорит мне вечером:  - . Скоро, мать, я всю нашу мебель "разделаю под орех" . Как в музее красиво жить будем. - но тут же обрывает себя: -  Безотцовщина.  Мой мужик в конце войны пропал, где-то в Польше. Без вести. Связист был. И по сей день вестей нет..."
Я молча мнусь, Не знаю, что и сказать. Собираюсь уйти. А она вдруг живо так: "Погодь-ка. девка... Погодь." И отойдя на пару шагов, с трудом наклонясь, дробно сыплет в какой-то большой пакет лук.  И подаёт его мне, почему-то глядя в сторону, не в лицо. Пакет тяжелый, увесистый. НасЫпала от души. "На-ка, бери вот. Но чтоб в проходной вахтёр не конфисковал. Вообще-то  он у нас добрый, лучше других. Правда с норовом... Но ты всё же там как-то  бочком пройди. Бочком. А то  скандала не оберёшся. Ясно?..- и добавляет: -  А меня ты не видала. Вообще сегодня не видела. Ясно?.. Ну. ступай...Ступай. "  От неожиданности я шепчу "спасибо". Кое-как  затолкиваю неудобный пакет в свою сетку-авоську,  взятую в карман на удачу, на всякий случай. И вот этот случай  настал... И я подумала в оправданье - - тут же луку не так уж и много.  Дают же, в конце концов, в колхозах студентам бесплатно  и картошку, и прочее. Аж по пол-мешка в общежитие привозят... И вот я, советская комсомолка, как бы  независимо и легко шагаю по двору базы. Напрямик к проходной. С тяжелым, казённым товаром в руке. Что-то будет сейчас? Если  вахтёр задержит, может и в  деканат сообщить. А дальше будет ужас, позор - пойдут собрания, проработки, голосования. Ещё из комсомола  попрут, из  вуза могут отчислить. Но тут же оправдываю себя. Я ж не сама взяла, мне ж дали. (Но тогда почему бригадирша сказала:  "Ты меня не видела"? Значит, всё-таки воровство?)  Но мы ж не сотрудники, опять думаю я, мы ж студенты, бесплатно помогаем овощебазе. И району, да и всему населению города. Урожай спасаем.  Но в  душе у меня всё же холод  и жуткий  мандраж. Вот и ступени будки. Внутри  лениво сидит охранник с  лохматой  дворняжкой у ног. В валенках с литыми калошами.  Мои мокрые сапоги  гулко стучат по доскам пола. Авоська с другого бока  бьёт по бедру. Но...кажется  мне везёт.  Добрый, ленивый дядька  в чёрной шинели делает вид, что занят любимой собакой, похоже тоже доброй. Она не лает, лишь глазом косит. Я обоим им улыбаюсь, с трудом, натянуто: "До свиданья. До завтра"- Голос чужой, противный. В ответ лишь собака ворчит - мол, "Ладно... Иди уж, иди". И я иду. Грудью толкаю "на выход"  вертушку самодельного  турникета, сваренного из обрезков каких-то труб. Слава Богу, кажется, всё. Обошлось, пронесло. Вырвалась-таки на свободу. На вольный  воздух. Стою невинно-лёгкая, вольная у останкинского пруда, где рядом строится телецентр.  Вздыхаю глубоко, облегчённо. И кажется даже авоська с луком стала гораздо легче. А рядом вокруг пруда диво-дивное. Столпились во всей красе, рядышком  все эпохи Руси.  Древний, ажурный храм  Пресвятой Живоначальной Троицы (Бог Отац, Бог Сын, Бог Дух Святой)  блестит плотной щепотью пяти пальцев, пяти голубых куполов-луковиц  глядящих в небо (хоть и без крестов в те безбожные годы ),  рядами краснеют его "резные" из кирпича кокошники, закомары, сияют цветные оконца в решетках. И рядом с ним  дворец  графа Шеремерьева с колоннадой и стерегущими львами у входа. Поодаль в зелени парка белеют греческие скульптуры богов Олимпа - Венер, Апполонов. А напротив на другом берегу  вознеслась иглой в небо новая, аскетично-бетонная телебашня. И все они горделиво, на равных смотрятся в круглое  зеркало пруда. "Свет мой зеркальце!.. Скажи, да всю правду доложи.. Я ль на свете всех милее,  всех румяней и белее?"  А ещё вижу  вдали шесть желтых, в ряд стоящих  спичечных  коробков - двухэтажных бараков. Это уже советский стиль.  И крайний барак, шестой был попросту мой. Родной. Давно мной покинутый, откуда я в начале пятидесятых рванулась на целину, поскольку родители развелись. Совсем разошлись. Отец, специалист по сельхоз-машинам,  уехал в Сибирь. Навсегда. А  мама осталась дома. Она там и сейчас. (И может быть не одна?) И даже не подозревает, что  её дочь  тут рядом. Стоит  вот на ветру, на