Ой, да не вечер

Владимир Булюкин
Эссе по одноимённой казачьей песне

     При первом приближении к смыслу слов этой песни сразу создаётся полное ощущение, что вечер – не тот временной отрезок дня, который принимается безоговорочно, с распростёртыми руками. Вечер не очень и нужен, потому что он ассоциируется с подведением итогов дня, с подготовкой к ночному покою. А как раз беспокойное сердце героя песни казака совсем и не готово к упокоению. Оно тревожно бьётся, волнуется, не находит себе этого мирного состояния отхода ко сну.
     Но уникальность слов первой строфы в том и состоит, что сон уже присутствует в сюжете песни. Это состояние сна и, одновременно, не сна выводит нас в сферу некоего бессознательного, неосознанного и даёт нам возможность перейти в мир нездешних грёз и горестных раздумий казака.

     Ой, да не вечер, да не вечер.
     Мне малым-мало спалось,
     Мне малым-мало спалось,
     Ой, да во сне привидилось.

     Перейдя в мир сновидений, где мысли казака приобретают очертания вороного коня, с которым неразрывно связана его жизнь, мы видим душу, истерзанную переживаниями, отягчённую горечью бессилия что-то изменить в своей судьбе, пущенную на волю обстоятельств, неуправляемую, необузданную.

     Мне во сне привидилось:
     Будто конь мой вороной
     Разыгрался, расплясался,
     Ой, да разрезвился подо мной.

     Естественно, как и к любой неуправляемой натуре, зло находит свою дорожку и к личности нашего героя. Зло не просто проникает в его внутренний мир, оно полностью растворяется в нём, преобразуя его в орудие зла. Такое неприкрытое сердце уже не способно сопротивляться каким бы то ни было ветрам и непогодам, ведь оно само – источник вихрей и страстей. Буйная голова – говорят в народе.

     Ой, налетели ветры злые,
     Ой, да с восточной стороны
     И сорвали чёрну шапку
     С моей буйной головы.

     А что это за чёрная шапка, что сорвана с головы героя? Начнём с того, что чёрный цвет ассоциируется со строгостью, подтянутостью, артистичностью. В классической музыке музыканты, как правило, одеты в чёрные фраки, благодаря чему ничто не отвлекает слушателя от погружения в музыку. Но, одновременно, черный цвет и символ ухода из мирской жизни (монашеские одежды). И шапка именно этого цвета слетает с головы казака, потому что ей там давно не место. Его голова, а точнее его мысли стали беспорядочны, бессистемны, практически безобразны. Эта буйна голова уже не вмещает в себя ни в малейшей степени мысли о Боге. Она умерла для Него. Ведь под есаулом, о котором идёт речь в следующей строфе, нужно понимать именно Его.

     А есаул догадлив был.
     Он сумел сон мой разгадать:
     Ой, пропадёт, - он говорил,-
     Твоя буйна голова.

     После этих слов перед глазами реально встаёт картина Страшного Суда, на котором грозный Судия выносит приговор душам, покинувшим этот мир. Возникает полное ощущение, что герой предстал перед своим Создателем уже после своей смерти. О, как нелицеприятен этот Суд. Негде искать защиты, всё пропало. Сплошное опустошение, запустение, крах…
     Вроде бы конец всему. Но, слава Богу, в наших русских песнях обычно первый куплет повторяется. И видится, будто наш казак очнулся от тяжёлого сновидения и снова едет на своём усталом коне по степи и вспоминает свой таинственный сон.

     Ой, да не вечер, да не вечер.
     Мне малым-мало спалось.
     Мне малым-мало спалось.
     Ой, да во сне привидилось.

     И уже появляется надежда, что мощным предупреждением послужит ему вещий сон. Откроются огромные внутренние силы для Божественного пробуждения. Мысли преобразятся и станут источником добра и света. И умирённая душа прильнёт в раскаянии к своему Создателю и упокоится в Нём сладко и навеки! Аминь!