Развод, и девичья фамилия

Елена Жестовская
Вот интересно, когда мы вступаем в брак, мы меняем фамилию. Ну, в основном… Как бы признавая свою принадлежность к другому семейному клану, к своему супругу. Бывают, конечно, случаи, когда муж берет фамилию жены. Это редко, но бывает. Ну не хочет, мужик, например быть Шариковым или Попкиным. Благозвучнее, конечно, стать Березинским или Еланским. Еще бывают случаи, когда фамилия просто смешная или совсем неблагозвучная. А бывает, что вроде фамилия и не очень, но менять ее никто не хочет, например, Дураков, Дурнев, Тупицын. Вроде бы уж какая досталась, опять же предки были хорошие, славные, надо им соответствовать и прославлять свой род дальше. В былые времена некоторые мужчины еврейской национальности брали фамилию русской жены, чтобы иметь лучшее продвижение по карьерной линии. Женщины же в основном берут фамилию мужа, так принято.

Когда меня в ЗАГСе при подаче заявления спросили, буду ли я носить фамилию мужа? Я зависла минут на пять. Сейчас понимаю, что если есть сомнения в том, какую носить фамилию, то не надо ничего менять. Ни в жизни, ни в паспорте. Есть сомнения – беги…

Когда мы разводимся, с вопросом, оставлять ли фамилию мужа, или вернуться нас вою, дело обстоит сложнее. Ты с человеком прожил какую-то, может быть, не совсем легкую жизнь. Ваши дети носят ту же фамилию. Если мальчики. Если дочка замуж вышла, сменила фамилию, тут уж можно как хочешь, дело личное. Но как сложно быть чей-то хотя бы по фамилии… Ведь люди разводятся в основном не просто так. До этой стадии нужно дойти. До последней капли терпения дойти. Если прожил с человеком много лет, синхронно засыпал от родного дыхания, в определенной позе, чувствовал его запах, который стал общим …

Вот, наверное, с запаха и начинается конец отношений. Когда ты ощущаешь человека как чужого, когда он больше не пахнет тобой, и когда ему неприятен твой запах. Это говорит о том, что уже к нему ничего больше нет, и разум отторгает чужого. Может, и кого-то другого то еще нет и не будет, но с этим уже невозможно. Все-таки много в нас животного, инстинктивного. А потом уже: не так сидишь, не так глядишь, не так готовишь, не то надела. А потом уже просто становится плохо от того, что он пришел, и какой он пришел. И лучше бы не приходил. А когда раньше приходил, и глаза мои светились. Он кровь сдавал, за деньги, чтобы купить мне цветы. Мы жили в разных городах, но я как-то чувствовала, что вот сегодня ночью он приедет, и с вечера начинала готовить его любимые блинчики, фаршированные мясом и грибами…

 И самое страшное, когда невыносимо его присутствие до одурения, когда шаг через порог уже вызывает желание сбежать, спрятаться и никогда не видеть. А его белые безумные глаза и грязные слова в мой адрес вызывают желание тихо придушить ночью подушкой. Все. На этом надо ставить точку и никогда вместе не жить. И не видеться. И не испытывать свои и его нервы. И не грешить даже в мыслях, желая его смерти. Это предел. Дальше – расставание. Развод.

Когда ты это решаешь, все становится гораздо сложнее, чем когда вы вместе ели, спали, любили друг друга до одури везде и всяко. Потому что все что было раньше – это созидание, построение вашим семейным организмом новых клеточек, новых молекул, маленьких атомов вашей совместной жизни, вашего настоящего и будущего. И даже конфликты, ссоры, оскорбления, они легче и проще, чем вот эта заключительная точка: конец.

А если ты принял решение, а твой супруг нет? Если он вовсе не думал, что когда-то наступит предел всего, и придется учиться жить своей жизнью, к которой не сможешь привыкнуть никогда? А еще стыдная дележка… Так противно слышать злые слова, которые от разлуки, от одиночества. Но точно не от души…

И вот теперь ты одна. У тебя нет защиты, нет мужчины за твоей спиной, который бы поддержал тебя и сказал: «Не плачь, девочка моя, все пройдет, завтра будет новый день, и все будет хорошо…». И до конца не понять, что больше никогда в твоей жизни не будет этого человека и всего, что с ним связано, хорошего и плохого.

И точно так же, как много лет назад, меня спросила регистраторша при подаче заявления: какую фамилию будете носить? У меня был ступор, как много лет назад.Я не готова была к таким переменам.  Я струсила.

Я оставила его фамилию…