Из истории моего недолгого пролетарского прошлого

Владимир Ядыкин
Год тот выдался для нашего семейства, как-то уж совсем не очень… - в семье 8 детей, со жратвой, хоть никогда и не голодали, чаще всего довольствуясь малым, но действительно напряг, ибо Батя-фронтовик, с ранением под Калининградом и осколком на всю жизнь - получал тогда 132 рубля в своей кочегарке, а американский гнилец косил налево и направо все пасеки в Алма-Ате, скосил и нашу – остатки которой,  Батя облил бензином и спалил, чтобы не разносить заразу – ибо другого способа остановить эту дрянь, тогда не существовало...
Теплицу, для выращивания калов на базар, тогда мы с Батей только-только достраивали, главным помощником поддержать-поднести – был я, хотя и вся работа была на Батином горбу, который день дежурил в кочегарке – сутки отдыхал, то-бишь вкалывал на нашем огороде, если следующую ночь дежурил в кочегарки – то на огород оставалось двое суток и изредка поспать… Так что Батя периодически забегал в дом, проходил на кухню, три полных столовых ложки сахара-песка в рот, что тут-же запивалось холодной водой из под крана  из его персональной железной 750-грамовой кружки… и опять работать… Сидящим Батьку – видел я не часто…
К тому времени, начав радиохулиганить лет с 13 – в радиотехнику ушёл я с головой, просиживая за паяльником или в радиоэфире сутки напролёт и паяя как минимум часов по 8 в сутки, оставляя для чтения книг – время, которое я проводил в школе и учителя прекрасно зная мою страсть, не особо докучали мне неинтересными уроками… Батя тоже, лишний раз от радиозанятий не особо отвлекал, а только когда без меня и моей помощи – никак…
В общем, после 9 класса пришли мы с батей в Райисполком, за разрешением работать несовершеннолетнему, учеником на заводе и там-же получал разрешение устроиться на завод учеником токаря, мой двоюродный братишка Колька – у них в семье было 14 детей, он уже закончил 10 классов, получив одну четвёрку по литературе и остальные все 5, от мстительной училки, невзлюбившей всех баптистов, а поступил Колька в школу в 6 лет и закончил в 15, а не в 16, что и требовало персонального разрешения для малолеток на завод - из Райисполкома…
Кольке дали разрешение учеником Токаря на АЭТЗ, а меня Батя повёл на АЗСМКиЗ, где у него был старый друг главным механиком, решив меня устроить слесарем…
Пока Батя ходил по заводу в поисках ГлавМеха, я перездоровался со знакомыми мужиками с нашей улицы, работавшими там электросварщиками, забрёл к электрикам в каморку и поинтересовался у бригадира не возьмут-ли они меня на работу и тот отвёл меня к главному энергетику, и совместно проинспектировав мои знания, обьявил что возьмёт меня не учеником, а аж по 1 разряду!
Бригада из четырёх человек - у меня первый разряд и 66 рублей зарплаты…
 Следующий электрик,  Гена-алкаш, уж не знаю зачем его держали, но приходил он на завод уже бухим и уходил бухим и платили ему по минимуму - рублей 100, которые он до гроша и пропивал, работая за весь месяц рубля на 3!,
Герка, который закончил школу с золотой медалью - оба родителя были учителями, но перед поступлением в ВУЗ, в нашем ДКЖ на танцах подрался за свою девушку, которая впоследствии стала его супругой, тот гнида, которому он дал в ряшку, оказался  сынком какого-то ответственного партработника, и Гера вместо Армии,  на 2,5 года отправился тянуть ЛЭП в наших бескрайних казахстанских степях, вернувшись из зоны с 5 разрядом и серьёзным багажом знаний…
И был у нас Бригадир Михалыч - парторг заводской организации, перед которым заискивал и главный энергетик, тоже любивший периодически приложиться к стакану...
Михалыч и решал кого брать, а кого нет - в общем, Герку взяли не по его 5 разряду, а по 4 разряду и платили ему 132 рубля...
Мы вдвоём и тянули весь завод, ибо из Михалыча работник был - ну полное гавно - он ещё и на полставки подрабатывал в соседней конторке, где за 120 рублей изредка менял лампочки - да у нас на заводе 360 рублей со всеми бригадирскими и прочими надбавками!
И приходилось нам с Герой браться за любую подвернувшуюся халтуру, чтобы хоть что-то срубить к своей зарплате, так как у Герки к тому времени уже родился ребёнок, а жили они со своей супругой у отца в полуподвале, а у учителей зарплата тоже в СССР была не царской...
Варили мы с Геркой по субботам-воскресениям и склад для электрозапчастей на заводе, где хранились не только лампочки и пускатели, но и бутыли с щёлочью для наших заводских  электрокар, за который нам бухгалтерия оплачивала отдельно сверху, с лёгкой руки нашего Главного Энергетика, понимавшего каково нам приходилось на такой зарплате и давашего подхалтурить сверхурочно, и ходили изредка по выходным в новые дома протащить проводку, благо у Герки руки были золотыми, а не только фикса, взамен зуба, потерянного в той драке в ДКЖ...
В общем, через год ушёл я со своим первым разрядом, ибо когда попросил разряд второй - Михалыч обьяснил, что с моими 9 классами - сидеть мне и сидеть на своих 66 рублях!
После увольнения, устроился на Сувенирку – прямо рядом с домом, где меня сразу приняли по 2 разряду, а ровно через две недели мой главный энергетик завёл меня на заводскую комиссию, обьяснил что я за одну неделю запустил установку ТВЧ, которая мёртвым железом стояла до этого 5 лет и тут-же мне присвоили разряд 4, отдав к обслуживанию ТВЧ, ещё и цех золочения, с чего я и стал получать 150 рублей зарплаты, да ещё и постоянные червонцы за рацухи, что уже было хоть какой-то помощью в моей семье... Затем уволился наш заводской телефонист и Главный Энергетик, пробил мне за обслуживание внутризаводской АТС – ещё 83 рубля надбавки и денег стало мне хватать…
Был тогда у меня и ещё один приработок - в обслуживаемом мною цехе золочения, стояли ванны с электролитом, в котором растворялось золото, в этот электролит опускались барабаны, в которые загружались ложки или рюмки, которые покрывались позолотой - барабаны эти крутились электромотором, для ровного покрытия позолотой, а напряжение на барабан, погружённый в электролит, подавалось через скользящие контакты, которые периодически ломались и их надо было ремонтировать - естественно на контактах золота осаживалось никак не меньше чем на ложках-рюмках и я периодически  относил эти контакты своему знакомому Володе, у которого был на Сувенирке собственный кабинет, в котором он работал Золотых Дел Мастером, по спецзаказу изготовляя золотые перстни и кольца - как раз именно в тот период, золото с 11 рублей 50 копеек за грамм, подскочило до цены в 52 рубля, и даже молодожёнам на обручальные кольца в загсах стали выдавать талоны, чтобы компенсировать столь резко возросшую цену золота в ювелирных магазинах, где эти самые обручальные кольца в эпоху СССР и приобретались...
Золотишко с моих контактов, считалось осевшим на рюмках-ложках для трудового народа и естественно никем, кроме меня и моего друга Володи, в наших взаиморасчётах - не учитывалось - не Клондайк, конечно, но какая-никакая, а к зарплате и прибавка!
При этом, незадолго до моего устройства на фабрику - случился там огромный казус - ревизия вдруг обнаружила в цехе золочения недостатчу чуть-ли не целого килограмма золота, и начальница цеха, ответственная за хранение драгметаллов - выпила стакан уксусной эссенции, сутки промучилась и умерла в реанимации - работяги удивлялись, не лучше-ли было выпить стакан дихлоэртана, которым в цехе клеили все пластиковые ванны и свести все счёты с жизнью совершенно безболезненно и в 5 секунд...
Правда, продлилось это недолго – в течении года заниматься тупой и неинтересной работой мне надоело в смерть, я уволился с фабрики и ушёл в Казахконцерт – на смешные 102 рубля оклада и приличных левых  денег за ремонт аппаратуры, магнитофонов, радиоприёмников и прочих телевизоров…