Cуета сует, - всё суета в оригинале

Владислав Плеханов
Значение и звучание слов  «суета сует, - всё суета» в древнееврейском оригинале

В древнееврейском оригинале «Книги Екклесиаста» (Kohelet) слово «суета» (havel) имеет два значения. Одно, прямое, означает выдох, выдыхаемый пар. Другое, переносное, означает  тщету, нечто напрасное, ненужное,  не имеющее истинной ценности. Эти два значения связаны по смыслу.
 
Поскольку выдох быстр, не приносит миру никакой пользы и бесследно растворяется в воздухе, он становится символом быстротечности, бесполезности и бесследного исчезновения всего земного. А в конечном счёте напоминает о последнем выдохе умирающего как об итоге всей его  жизни.
 
Второе значение этого слова «тщета» как бы обобщает это многозначное значение.

Сочетание слов «суета сует»*  (havel havаlim) по аналогии с «царём царей» означает   в ы с ш у ю    с т е п е н ь   тщеты, выраженную в быстротечности, бесполезности и и бесследном исчезновении.  А второе предложение «всё суета» (hakol hаvel)  распространяет  это определение на всё, что происходит под солнцем**.

Премудрый Соломон как бы говорит: «Всё в этом временном мире имеет характер и судьбу выдыхаемого нами пара, бесследно растворяющегося и исчезающего» или «как мы бы сказали, «фук» – подул, и нет!» (С.С. Аверинцев).

В этом  выражении (havel havаlim hakol hаvel) все четыре слова начинаются со слога  похожего на выдох : «ha...» «ha...» «ha...» «ha...»  Так что слово «всё» начинается так же  с выдоха, как и слово выдох, что очень выразительно подчёркивает смысловую связь между ними.





              Вопросы и ответы (с христианской точки зрения)

1. Абсолютно ли всё является суетным?

«Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в третьем и следующих стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем», т. е. в пределах земного, конечного бытия» (А.П. Лопухин).

2. В отношении чего является суетой всё, происходящее под солнцем?

«Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья — Ithron. По отношению к этой цели все в мире ничтожно, бесполезно, тщетно. Ничто не в состоянии дать человеку непреходящего счастья.» (А.П. Лопухин)
 
Также суетой является всё, происходящее под солнцем, в сравнении с  познанием единого и неизменного по своей природе Бога. Поэтому всё, что служит вознанию Бога, а именно, чтение Священного Писания, богомыслие, память Божия, молива, и исполнение заповедей Божиих, не суетно. Не суетны также христианская вера, надежда и любовь.

Или кратко словами песни иеромонаха Романа (Матюшина):

      "Святы твои слова, Екклесиаст,
       Всё, что без Бога - суета суетствий!"



3. Есть ли другие толкования словосочетания "суета сует"?

Есть и другое, более глубокое, толкование этого словосочетания: «Здесь недаром прибавлено слово сует, потому что без сует, которые к самым последним предметам стремятся как к самым первым, тело не будет суетой, а верным выражением своего рода красоты, хотя и последней. В самом деле, падшего человека посредством плотских органов отделила от единства Божьего множественность временных образов и своим меняющимся разнообразием размножила его страсти. Так именно и произошло это тягостное изобилие и эта, если так можно выразиться, преизобильная бедность, когда одно сменяет другое и ничего у человека не остается постоянным. С течением времени от плода пшеницы, вина и елея своего (Пс. 4:8-9, LXX) он так оразнообразился, что и не находит уже самосущего, то есть неизменной и единственной Природы, следуя Которой он не заблуждался бы, а достигнув - не скорбел. Ибо он получит искупление и тела своего, которое уже не будет подвержено тлению. Ныне же тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум, так как последняя красота тел разрешается в ряд преемственных явлений. Она потому и есть красота последняя, что не может объять собой всего, и в то время, как одни явления проходят и сменяются другими, они объединяют все временные формы в одну красоту» (Блаженный Августин).

Или стихами Гавриила Романовича Державина:

                «Он, <Адам> в красоту свою влюбясь,
                Возмнил быть Бог — и возгордился,
                От Единицы отклонился
                И отблеск в нем Ея погас.»

                И ум его осуетился.