Ханчжоу. Озеро Сиху. Шанхай. 23. 10. 2008. Китай

Иосиф Лиарзи
День  двадцать  первый. Четверг. ;;;   ;;;;

Выйдя на улицу покурить после завтрака, мы встретились  с нашей  Евой за за двадцать минут до назначенного  времени. Переодета, улыбчива, приветлива.
Она не жительница Ханчжоу и ночевала где-то рядом, в гостинице подешевле.
С утра едем в Храм прибежища Души (Храм Линъиньсы).

Линьинсы Буддийский монастырь Линьинсы (Храм Уединения Души), построенный к северо-западу от озера Сиху в 326 г. н. э., является одним из 10 храмов, принадлежащих дзен-буддизму. Основан в 326 году индийским монахом Хуэй Ли.

 Монастырь Уединения Души претерпел множество разрушений на протяжении 1600 лет своего существования. История сохранила упоминание о двенадцати серьезных перестройках храма. Современные строения возведены в Цинский период (XVII в.). Организация пространства соответствует традициям планировки буддийского храма. В первом зале, зале Майтрейя (Будда Будущего), хранится статуя божества, принимающего верующих в окружении четырех стражников. Самой интересной частью храма является второй и самый просторный зал: Большой зал, в котором находится фигура Будды Шакьямуни (высота 19,6 м), завершенная в 1956 г. и состоящая из 24 деталей камфорного дерева. Центральная балка зала обрушилась в 40-х гг., уничтожив при этом 3 скульптурных изображения Будды (прошлое, настоящее, будущее), которые относились к Танскому периоду. Голова и руки Шакьямуни представляют собой каркас, обтянутый льняной тканью и покрытый лаком. Поэтому вес их невелик. Небольшой вес позволил придать им изящную позу, не рискуя тем, что они упадут. Напротив входа стоит пик Прилетевшего Ветра. Индийский монах Хуэй Ли, который находился в Ханчжоу во время строительства храма в IV в., удивился, что этот массив похож на гору, которую он видел в Индии, и воскликнул: "Но это же холм Мудрого Грифа из Индии. Он прилетел сюда". Массив состоит из 4 пещер, на стенах которых вырезаны буддийские сюжеты, относящиеся к Х и XIV вв. Более 300 рисунков являются превосходными образцами наскальных изображений периода Юань (1271-1368). Смеющийся Будда Майтрейя (конец Х в.), несомненно, самое известное изображение Будды из тех, что есть в этом храмовом ансамбле. Храм был сохранен в годы "культурной революции", когда в 1966 г. разбушевавшиеся студенты хотели сломать все его скульптуры и изображения.

Сразу же на стоянке, ещё далеко от входа в храм, к нам подошёл, прося по -даяние, приличного вида невысокий пожилой китаец. Мы, за всю поездку ещё не сталкивались с попрошайками и вопросительно посмотрели на нашу гидшу, которая глазами дала знак не останавливаться и продолжать идти за ней.

Понятно, ей ещё бывать здесь не один раз, но это, оказывается, было ещё только начало. Дорогой, которой мы шли к входу в храм, лежали и  сидели  на  земле не  менее  десяти уродов, выставивших на всеобщее обозрение свои страдания.
 
Идём  к  Храму  Прибежища  Души  вдоль  такой  стены

Идём к Храму Прибежища Души вдоль такой стены Храм Линъиньсы – распо -ложен на южном склоне горного пика к северо-западу от озера Сиху. Храм интересен тем, что на склонах холма высечено более 300 надписей и наскальных скульптур, статуй Будды, на осмотр которых рекомендуется выделить не менее двух - четырех часов. Главное здание – Дасюнбаодянь – представляет собой величественное сооружение более 30 метров высотой, украшено тремя ярусами нависающих карнизов, а  в  середине Большого зала совершают жертвоприношения статуе Будды Шакьямуни высотой 9,1 метра. Ее высота с постаментом - 19, 6 метра. Статуя Будды вырезана из 24 брусков камфарного дерева. Все части статуи Будды пропорциональны, у  него доброе  выражение  лица, степенная  фигура. Статуя позолочена  и  ярко сияет. Набожные  паломники, поставив  воскурения, падают  ниц перед  нею.









  Будда  Шакьямуни.
Из зала мы заходим в серию пещер в скале Фэйлафен (Принесенная ветром).
В пещерах темно (вот, где пригодился мой фонарик, который у меня всегда был с собой) – пещеры для средних китайцев: без освещения и низки.
Видны следы разрушения во времена хунвейбинов, которых остановил, при поддержке второго лица Китая того периода Джоу – Энь – Лая, здешний губернатор, объявив район храма военной, закрытой зоной.
Но отбитые носы, руки...  можно видеть и сегодня.
Дикари Китая свой след в истории оставили.
Старая русская пословица говорит: «ломать не строить, душа не ноить».  Как и в любой стране, во время революций наверх всплывает человеческий конгло- мерат не знающий своей истории, не  любящий  её  и, поэтому беспощадный к ней!

       
 
Буддийские сюжеты, относящиеся к Х и XIV вв.



 

Смеющийся Будда Майтрейя (конец Х в.)

Считается, что прикосновение к этой статуе приносит счастье и удачу. Китайских желателей удачи было предостаточно – не протолкнуться, поэтому ждать мы не и начали продвигаться к своему автобусу.

По  аллее, до  выхода  из  храмового  парка  уже  были  расставлены  прилавки – духанчики  и, как в любом другом месте, что-то  назойливо  продавали – кто свистульки, кто открытки, кто какие-то  книжки, кто  какие-то деревянные поделки времён  моего детства. Жизнь на аллее бурлила!

А внук с Евой шли впереди и беседовали. Потом оказалось, что она расспраши -вала его о нём самом, о семье и сёстрах.  Ему тогда было меньше 10 лет, да и английский был ещё не объёмный, но тема её, как китаянку, готовящуюся создать семью, очень интересовала и они общались увлечённо, потому что он, мальчишка с куражом, и хотел произвести впечатление на взрослую женщину.


Ева и Инон беседуют, Гали делает «рожки», Неля и Шир сзади, Нарик и  Лили  запечатливаются, а  я  спрятался  за  фотоаппаратом.

 
Предел возможностей молодых пар в Китае – образование и стандартная квартира площадью 54 квадратных метра. По-китайски красивые, по-европейски интеллигентные (мне, во всяком случае, было комфортно общаться с большинством наших гидов), они должны строить свою жизнь лишь после выплаты долгов за квартиру, а это, при достаточно благоприятных обстоя -тельствах, может произойти лишь к возрасту 30 лет, поэтому лишь тогда они, образованные и интеллигентные, имеют возможность сочетаться браком.

Их ребёнок выйдет на тот же уровень лишь к пенсии своих родителей!
Выйдя к стоянке, мы опять встретили того же пожилого китайца и сейчас, на тот же вопрос, Ева дала знак, что можно дат ему подаяние.
В начале видимо, это означало бы что нас захлестнёт волна попрошаек, пыт -ливые глаза которых следили за каждым иностранцем, а так – мы уже уезжали.

    Ну, а сейчас – на озеро Сиху. Озеро историческое, окружённое множеством легенд и преданий.

Одно из преданий рассказывает о золотом буйволе Ханчжоу.  Китайцы считают, что хозяином и хранителем озера является огромный золотой буйвол.
Легенда гласит, что когда-то этот буйвол жил на дне озера, и увидеть его можно было в засушливые сезоны.  Когда озеро мелело он появлялся и извергал из себя массы воды.

Но однажды правитель города захотел посмотреть на буйвола и прика -зал осушить озеро. Приказ был исполнен, но правитель, ослепленный блес -ком золота, повелел поймать буйвола и доставить во дворец.
Однако стоило его людям приблизиться к буйволу, как он исторгнул из себя потоки воды, мгновенно наполнившие озеро.

В результате утонули все, включая правителя. Говорят, с тех пор озеро больше не высыхало, а буйвол и до сегодняшнего дня охраняет озеро.   


У восточного берега озера Сиху из воды поднимается голова и спина огромного позолоченного буйвола, охраняющего свои владения.
   
   На  нём   мы  поплывём  по  озеру.        Знаменитые  пагоды  озера  Сиху.

Эти пагоды являются одним из самых узнаваемых  символов в Китая, их изображение даже размещено на купюре достоинством 1 юань, имеющей хождение сегодня, 
На  купюре  в  2  юаня  изображён  мыс Тянья Хайцзяо (Tianya Haijiao) на острове Хайнань с гигантскими 60-метровыми камнями, на которых высечены иероглифы Nan tian yi zhu, обозначающие «край неба» или «край света», на  купюре  в  5  юаней  изображена  гора  Тайшань в провинции Шаньдун – один из символов китайской цивилизации – этого  нам  не привелось  видеть, на  купюре  в  10  юаней  изображено  ущелье Чангянг на реке Янцзы – там мы побывали, на купюре в 20  юаней изображены горы Янгшу – и это мы тоже  видели, дворец тибетского  Далай ламы Потала изображен на  купюре в 50  юаней – здесь мы не побывали, и на купюре в 100 юаней изображе -на самая  знаменитая площадь Пекина – Тянаньмэнь – с неё началось наше знакомство с Китаем.

Высота  пагод  составляет  2 м, каждая из них покоится на круглом каменном фундаменте, в стенках пагод  просверлены  пять  круглых  отверстий.
В праздник Середины осени в полнолуние внутри пагод зажигают светильники, свет от которых, пройдя сквозь отверстия и отражаясь в воде, создает впечатление многочисленных разбросанных на воде отражений Луны.

Говорят о 33 лунах (три пагоды, в каждой зажигается свеча напротив отвер -стия, получается 15 свечей + 15 отражений + луна + её отражение и 33-я луна, объединяющая семью - в сердце. Это фестиваль семьи, фестиваль Луны.
Другое название озера - Западное. По легенде (ещё одна легенда), водоем образовался огромной жемчужиной, которую уронили на землю Феникс и Дракон в борьбе за неё с Сиванму – Матерью - императрицей Запада.

Свернувшись, дракон превратился в гору Нефритового Дракона у берега озера, а Золотой Феникс превратился в гору Феникса, покрытую изумрудной зеленью. И с тех давних пор гора Нефритового Дракона и гора Феникса охраняют драгоценное озеро Сиху.  В ясные лунные ночи они, отражаясь в озерной глади, создают неповторимое зрелище.
Озеро Сиху славится на весь Китай уже 2000 лет. Когда-то это была заболочен -ная лагуна, покрытая цветами лотоса, но два знаменитых в истории Китая человека внесли огромный вклад в создание и усовершенствование садовой зоны озера Сиху. Это известный поэт династии Тан (618 - 907 г.г.) Бо  Цзюйи  и знаменитый  поэт  династии  Сун  (960 - 1279 г.г.) Су  Дунпо.

 С разницей в 600 лет оба они возглавляли местное правительство в Ханчжоу.
По их инициативе озеро Сиху было расчищено – так появилось три острова, упорядочено - были созданы дамбы Байди  и Суди.
То есть дамбы имени Бо  Цзюйи  и дамб  имени  Су  Дунпо. Было построено три крупных моста.
На берегах, водах и островах озера находятся десятки живописных мест, многие из которых имеют поэтические названия, такие, как "Осенняя луна над озером", "Холм уединения" или "Золотые рыбки в Цветочной гавани".
Слушая объяснения Евы мы старались понять и привязать к тому что видим, а рядом с нами, в таком же напряжении сидели туристы  из  Южной  Кореи, которые  видя нашу заинтересованность, спросили  откуда  мы.

У каждой пагоды – своя история, овеянная легендой, которые нам неизвестны, но интересны.
Там, недалеко от гостиницы, в которой мы ночевали, находится гробница знаменитого генерала по имени   Ю Фэй. Это потом, уже в Израиле я прочёл о его судьбе.
А  другом месте – пагода  Берегущая  Город, конечно же со  своей  легендой.
А  там, пагода  с  золотым  шпилем – Пагода Госпожи Белой  Змеи со  своей легендой. Легенда не одна – это я уже потом узнал, а пока что та, которую рассказала нам Ева.
1000 лет назад жили у земледельца Белая Змея и Черепаха.
Земледелец хотел убить Змею, но только поранил её. Мальчик спас её, вылечил и отпустил. Через много лет Змея превратилась в Красивую Женщину и хотела выйти замуж за потомка спасителя, но Черепаха, ставшая Монахом, воспротивилась, и они вышли на бой.

Во время боя Красивая Женщина, желая добиться победы, затопила место боя и поэтому погибло много людей (это несёт какое-то воспоминание в коллек -тивной памяти района).

Бог возмутился этому и помог Монаху победить Красивую Женщину, которая, умерев, вернулась к своему обличию.
Под этой пагодой лежит Белая Змея, благодарная Женщина, погибшая от узколобости окружающих.

Короткий круиз окончился, и Ева повезла нас кушать.

Ели мы в отдельном кабинете хорошего ресторана морской пищи.

Ева помогла нам в выборе, и сама с шофёром ушли в общий зал.

 За нами стояли официанты, принося перемены, подавая лимонную воду для омывания и салфетки для вытирания рук.

Это обошлось в 700–800 юаней, вместе с оплатой обеда Евы, шофёра и «типом».
Стоило  того!



ШАНХАЙ.

    Мы бы ещё наслаждались, но нужно было на вокзал в Шанхай едем поездом.
Разгрузили чемоданы, отпустили, расплатившись шофёра, прихватили двух «залётных», желающих подработать китайцев, которые подняли наши чемоданы по лестницам и огляделись.

Ну что ж, вокзал, как вокзал, но намного больше.
Мы приехали немного раньше и пришлось ждать.

Когда началась посадка и открыли дверь на перрон, Ева была в  туалете  и мы  начали пропускать людей.

Небольшая давка, но не паническая.

Детей поставили к двери и загородили чемоданами. Оглядываемся, ищем Еву, подмечаем ситуацию.

Железнодорожники в форме со званиями, на погонах, которые похожи на звания наших рассаров, только направлены в обратную сторону.

Подлетела Ева, сказала, чтоб мы тащили чемоданы в самый передний вагон.
Оказывается, не в туалете она была, а бегала улаживать «пробой» - билеты на поезд были на вчерашний день.

Чемоданы дотащили, загнали их, забив проход, в вагон, а Евы  нет!
Выглядываем наружу из двери вагона – где наша Ева?

Нет нашей Евы!

Тягач уже продудел – вот, вот отправится, а Евы нет!

Можно ещё успеть выбросить чемоданы и ждать её на перроне, но решили остаться!

Поезд тронулся, мы сами, среди китайцев, с багажом и – без билетов!

Но Ева появилась!

В самый последний момент она успела, поменяв билеты, вскочить в первый вагон уходящего поезда и пришла к нам через все вагоны!

Расположив наши чемоданы, мы освободили проход.

 Дети сели на пол в освободившемся пространстве, нам с Нелей, как пожилым нашла место в V.I.P. – там по 2 места по обе стороны вагона рядом дру  с другом! Как я понял, места в поезде, кроме V.I.P.  не нумерованные.

    Приехав в Шанхай, пришлось долго тащить чемоданы по лестницам и всяким закоулкам.

    Выбрались, ждём наш минибус!

 Местечко, я вам скажу!
 
Возле нас сразу же образовалась толпа мотоциклистов, а в Шанхае 20 миллионов человек.

Появился наш минибус и мы, оставив женщин и детей для присмотра, отно -сили, чемоданы через дорогу подальше от велосипедистов и мотоциклистов.
Затем, захватив кто что смог, мы все переместились к минибусу – таким образом, чемоданы были всё время под присмотром.

Как только мы загрузились, толпа мотоциклистов исчезла!

Так, не разбирая багаж, мы, остановившись у гостиницы, вышли к большому магазину игрушек, которые в стране производителе всю поездку искал Инон.

По дороге туда и обратно проходили возле какого-то, знаменитого Шанхайского места, где на балконе играл саксофонист в шляпе и, несмотря на темень в тёмных очках. Внизу стояла толпа и слушала.

Того, что искал Инон не нашлось и мы вернулись к гостинице, разгрузились, оформились, поднялись в комнаты и  через  30  минут  спустились  вниз.
Сегодня  ещё  есть  знаменитый  цирк  Шанхая!
 


У  цирка   Шанхая.

 До  акробат-шоу добрались перед  выключением света и подъемом  занавеса. Шоу было на высшем уровне, зал, освещение, постановка – не просто акроба -тические конкурсы, а явно просвечивала театральная режиссерская задумка.

Был один аттракцион, который мы видели в Киеве - вращающееся в воздухе кольцо с консолью, в котором внутри и снаружи балансировал, без страховки, артист. Здесь было несравненно сложней и опасней. Кроме того, здесь я впервые увидел воздушную акробатику не на трапециях, а на широких лентах, подвешенных к куполу, жонглирование фарфоровыми вазами и какими-то чанами.
 
И  это  лишь  малая  часть  того, что  мы  видели!

Закончилось представления одновременным выступлением семи велосипедистов в замкнутом шаре.

Полтора часа нас держали в напряжении, но даже в нём, нам удалось не забыть о попкорне и заготовленных с утра сэндвичах!

И этот день окончился!