Сибиряки. 4. Свадьба

Ольга Ковалёва 6
       Сибиряки. 4. Свадьба

        А годы шли своим чередом. Великие потрясения в России обошли этот сибирский край стороной. Ни Гражданская война с немцем, ни уход Царя-батюшки с престола, ни убийство царской семьи, ни революция не изменили уклад жизни великих переселенцев. Община разрасталась детьми и скотиной, хозяйство крепло и приносило доход. Трудолюбие и крестьянская хватка позволили братьям Фёдоровым, Никите и Фёдору, безбедно растить детей, жениться младшему Фёдору на местной девушке Симе и родить двойню, Сашу и Машу, выдать замуж младшенькую Лизавету, которая пьянила без хмеля лучами чёрных глаз, бархатистостью нежной кожи щёк и подбородка с вмятинкой посредине, которой не было и двадцати лет. Лизу сосватали в соседнюю деревню в зажиточную семью мясника, где, спустя годы, родились два мальчугана.
          - Отрезанный ломоть к буханке не прижмёшь...- часто повторял отец.
Всю зиму Груша с матерью ткали за двумя станками: тонкий холст из льна, а мать ткала по суровой основе шерстью - холст для поддёвок в суровые зимы.
          У Фёдоровых было крепкое хозяйство: несколько жилых построек, сараи, баня, амбар, яма, корова, овцы, куры, свой огород. Хотя двор и был в меру большим, в курятнике всегда был переполох. Когут* с ярким боевым окрасом гонял двоешек Сашу и Машу. Пришлось отцу расправиться с ним по-мужски. А когда хозяйка не углядела за коровой, которая провалилась в яму, где хранили мелкую посевную картошку, Фёдор не на шутку был зол. Всем скопом, с соседями-мужиками с помощью крепких верёвок и бандажных лент обвязали бурёнку и приподняли из ямы глубиной более двух метров с помощью самодельной лебёдки. Более трёх часов доверчивая и добрая Маруська вытерпела боль в закорках*, раны на боках, но была спасена.

       Однажды двоешки Саша и Маша присматривали за молодой козочкой с тремя шустрыми козлятами, которые паслись на лугу возле протоки. Манухи* то и дело играли с детьми, прыгая на них. Маша частенько убегала за спелой ягодой, что росла вдоль забоки* недалече...В это лето много земляники уродилось не только в тайге. Маша с бабушкой в сезон приносили столько ягод, что на всю зиму хватало. Сушили ягоды на крыше малушки* или в бане на комельке* - в непогоду.

       Крепкое хозяйство Фёдоровых приняло нескольких работников из местных. Среди них выделялся шестнадцатилетний безусый парнишка - Илюшка Анучин, который не отказывался ни от какой работы: пас скотину, чистил конюшню, ловил рыбу, шустро мог просохатить* хозяйские угодья, отремонтировать зимнюю кошёвку*. И как-то летом, под вечерок во время празднования Троицы, когда Илья ловко наяривал на гармони, Никита  Тимофеевич подозвал его к себе, поручкался* и прямо спросил:
        - Женишься на моей Грушке? - Илья и мечтать не мог о хозяйской дочери, в бархатной чёрной жакетке, на которую он ни раз заглядывался, когда гормоны стали тревожить его неведанными ранее чувствами. Груша - баская*, статная девушка, с приятным голосом, всегда нарядно одетая, с толстой русой косой, которая спускалась ниже бёдер по белой холщёвой рубахе. Она была старше углана* на восемь лет. Но у здоровяка Ильюшки аж дух перехватило: неужели он будет жить с Грушей под одной крышей? Отец понимал, что дочери пора замуж и давно пора детишек рожать... Но дело в том, что её младшая сестра Лизавета четыре года назад выскочила замуж и уехала к мужу. Как ни просили басенькую* Лизу повременить с замужеством, не выходить замуж поперёд старшей...
           - Не приневоливай меня, матушка,- отвечала всвоенравная Лиза.
Но это не поменяло планы молодых, что на долгие годы разделило сестер навсегда. Сколько усилий для примирения дочерей приложила их матушка Мария Захаровна, незаметная и скромная женщина, но результата не было. В дар дочери-невесте к свадьбе преподнесли отрез китайского плюша, бархату зелёного на платье и японский нарядный платок.
 Это не осталось незамеченным и в своё время наложило отпечаток на характер Агриппины, которая с годами стала властной и строгой, набожной, единственной женщиной в своей большой мужской семье.
         Этот факт по местным обычаям наложил клеймо на Агриппину. Женихи не попадались... Но а те, кто могли бы составить ей пару, как-то не появлялись в её жизни. А вот Илья - другое дело! Работящий, сноровистый, умный не по годам, красавец с огненным взглядом и черным, как смоль, чубом, в самодельных яловых сапогах, выделялся среди батраков. Могутной паря* ничем не морговал*, всегда был на виду. Семья Ильи Макаровича бедствовала. И главным кормильцем после смерти отца Макара, который умер на лесоповале, когда могучий кедр придавил ему грудную клетку, стал старший в большой семье - Илья Анучин. Мать Ильи вскоре скончалась после укуса болотной "крысы" во время сбора карамы*. Крысой местные жители называли ондатру, которых в речках и озерах было великое множество, пока они не заразились туляремией.
        И тут же весть разнеслась по деревне! Малышня-двойня - Сашка и Машка, дети младшего брата Никиты Тимофеевича, которые крутились под ногами, быстро подцепили дразнилку: Илюша да Груша - жених и невеста!
 Сашка и Машка носились по деревне вместе с другими детьми и буквально не давали прохода и висли на крепких плечах Ильи, напевая хором детскими звонкими голосами:
        Жених и невеста объелися теста...
        Илюшка да Грушка - жених и невеста!

        Стали готовиться к свадьбе!
В августе, на Ильин день вся деревня Сугот пела и плясала под гармонь и балалайку! Отец Агриппины велел забить двух баранов, запечь гусей и молочных поросят к большому столу во дворе усадьбы! Невеста была в чёрной юбке до пят, в бордовой батистовой кофте, расшитой бисером и бусинками, на груди сверкали украшения плотно нашитыми серебряными монетами, которые, как и серьги, во время танцев издавали мелодичное звучание, когда высокий и статный жених танцевал в паре с невестой, едва дотягивающей ему до плеча. Жених же был в темном кафтане и светлой рубахе навыпуск, подпоясанной красным кушаком. Сапоги, начищенные до блеска, так и взбивали пыль, когда он залихватски плясал барыню вприсядку! А когда гармонь оказалась в руках жениха, в пляс пустились и стар, и мал!
Молодых Никита Алексеевич заселил в недавно отстроенную хату из кедрового сруба. Сенцы, стайку* для скота и баньку Илья Макарович отстраивал уже сам.

В годы давние-предавние
Хатку ту с молодожёнами,
Как гласит семьи предание,
Возводили над иконами

Крышу из снопов соломенных...
А родители восславили
Ту избушку, как хоромину, -
Молодёжи в дар оставили.

      P.S. Семья Анучиных, где главой всегда был отец, Илья Макарович, была мужской по рождению. Мама, Агриппина Никитична, - единственная в семье женщина рождена была в кулацкой зажиточной семье Никиты Тимофеевича Фёдорова.
Родители с детских лет прививали любовь и уважение к матери, женщине. В семье один за другим родились семеро братьев: Андрей, Сергей, Михаил, Григорий, Николай, Иван и младшенький – Владимир!

           Это интересно. 

           Испокон веку на Руси не принято было кричать о любви. Просто жили, уважая, жалея друг друга, с почтением относились к старшим, рожали детишек! У них было крепкое хозяйство: несколько жилых домов, сараи, баня, амбар, яма, три коровы, четыре десятка овец, три сытых мерина, пара рысаков, дюжина колодок пчёл, куры, свой огород.
          Баня для наших предков была гораздо большим, чем гигиеническая процедура. В бане лечились, рожали, очищались не только физически, но и духовно. Женщинам предписывались веники из более мягких пород, несущие женскую энергию: береза, липа, ольха, ива. А мужчины должны были париться более жесткими вениками, изготовленными из могучих деревьев с мужской энергетикой: дуб, ясень, клен, вяз.

          Так было на Руси

           Прежде на Руси девушек, обученных всем премудростям замужества, способных стать заботливыми матерями, хорошими хозяйками, мудрыми и любящими женами, называли Вестами, именем Богини Весты - хранительницы семейного очага...
           Веста - вестница Бога, чистая девушка... Девушек, не ведающих, не обладающих этими премудростями, называли НЕвесты. Невесты - девушки, не готовые к семейной жизни, таких замуж не брали.
          Весты вступали в семейный СОЮЗ, игралась Свадьба. "Свадьба" расшифровывается как СВА – небо, БО — Боги, ДЕ – деяние, то есть Небесное Деяние Богов... Невест замуж не брали, а если и случалось такое, то это дело называлось БРАКОМ... Славяне трактуют "брак" так, что кто-то из вступающих в союз, был "с браком", то есть до свадьбы он имел «контакт» с другими...
Во многих языках "брак" означает "сломанную вещь", нечто "разрушенное, испорченное" (отсюда же слова "брань", "брать" и "бремя", т.е. вступающие в брак становились "обременены").

------------
*Просохатить - вспахать,
*кошёвка - зимние сани,
*малушка  - небольшой летний домик,
*стайки - сараи для скота,
*поручкался - поздоровался,
*не морговал - не брезговал,
*могутной паря, углан - сильный,крепкий парень,
*баская, басенькая - хорошенькая,
*мануха - коза,
*забока - лес вдоль реки,
*комелёк - печка,
*закорки - верхняя часть спины,
*карама — съедобны зрелые ягоды и листья (чай).