Геродот называл армян фригийскими отселенцами из Б

Гахраман Гумбатов
Геродот называл армян "фригийскими отселенцами" из Балкан
Согласно Геродоту (7.73) армяне «фригийские отселенцы», они и вооружались как фригийцы, а согласно отрывку Евдокса Книдского (V в. до н.э., приведен у Стефана Византийского в XII в.), армянский язык сходен с фригийским. Фригийцы по всей вероятности были балканским племенем свое царство в VIII-VII вв. до н.э. (т.е. через несколько столетий после падения Хеттской империи). Это созвучно, но не тождественно с легендой об Армене, согласно которой первопредок армян вышел из Фессалии. С другой стороны, существует теория, по которой фригийцы происходят из Малой Азии. Очевидно, что древнегреческие авторы не могли достоверно определять генетическое и лингвистическое родство между племенами и языками. Даже Страбон, уроженец Малой Азии, хорошо осведомленный об армянах и других народах того региона, писал, что армяне, сирийцы и арабы близко родственны по языку и физическим и культурным характеристикам (Strabo 1.2.34; 16.4.27). Это неприемлемо: арамейский и арабский – языки семитские. Знаменательно, что факт, что армянский является независимым индоевропейским языком, установил только в 1875 Г. Гюбшман. До того лингвисты считали армянский иранским языком. Считалось, что среди индоевропейских языков армянский близко связан с греческим и некоторыми другими древними балканскими языками включая фригийский. Информация относительно фригийского скудна, но он бесспорно очень близок происхождения протоармян представляли этот тезис в соответствии с новыми научными идеями. Так, согласно И.М. Дьяконову, армянский – не фригийский диалект, а отдельный язык фрако-фригийской группы. Если понимать слова Геродота, что армяне «фригийские отселенцы», буквально, то это неверно. Но если понимать их так, что протоармяне пришли на свою окончательную родину с территории, которую сначала занимали хетты, а позже фригийцы, то Геродот прав. Все эти теории устарели. В современной науке концепция близкого армяно-греческого языкового родства была отклоненa (армянский не более близок к греческому чем индоиранским языкам). Сегодня армянские историки отвергают тезисы о близком родстве фригийского с армянским, а также с фракийским, т.е. о фрако-фригийском единстве (Ф. Кортландт считает возможными близкие связи армянского с фракийским и албанским).
Википедия:
Выдвигаются гипотезы, что наибольшее родство армянский проявляет с греческим языком. Вместе с рядом вымерших ныне языков (фригийским, фракийскими, дакийским, иллирийским и пеонийским) он объединяется в палеобалканскую языковую ветвь. Ряд исследователей полагают, что гипотеза о близком родстве греческого и фригийского с армянским не находит подтверждения в языковом материале. При этом указывается, что фригийский наиболее близок к древнегреческому и древнемакедонскому языкам, так как с древнегреческим фригийский объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками. Глоттохронологические исследования, проведенные К. Аткинсоном, не подтверждают существования греко-армянской общности. Новые компаративистские исследования демонстрируют, что армянский язык обнаруживает наибольшую близость с индоиранскими языками и балтославянскими, а сходства в развитии армянского с греческим и фригийским носят случайный и независимый друг от друга характер. Современный крупный арменовед Кембриджского университета Джеймс Клаксон[en], являющийся переводчиком с древнеармянского и древнегреческого языков, отвергает близкое генетическое родство греческого и армянского языков. По мнению историка И. М. Дьяконова, армянский как самостоятельный язык существует с VI века до н. э. В течение своей долгой истории, выделяемый в особую ветвь индоевропейских языков, армянский язык в дальнейшем соприкасался с разными индоевропейскими и неиндоевропейскими языками — как живыми, так и ныне мёртвыми — переняв у них и донеся до наших дней многое из того, чего не могли сохранить прямые письменные свидетельства. По мнению И. М. Дьяконова, носителем праармянского языка были мушки, которые ещё до образования государства Урарту мигрировали в XIII—IX веках до н. э. с Балкан на Армянское нагорье и осели в области, позже известной как Мелитена. Праармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье хурритах, урартах, лувийцах и семитах, сохранив, однако, основу своего языка и лишь восприняв крупный пласт заимствований из других языков. Протоармянский язык не принадлежал ни к анатолийской, ни к индоиранской, ни к славянской ветви индоевропейских языков. Как его словарный запас, так и фонетические изменения отличны и существенно расходятся от этих ветвей. По мнению Дьяконова, фонетика армянского языка в значительной мере воспроизводит скорее урартский язык, чем собственно индоевропейский фонетический состав. Таким образом, произошла смена языка коренного населения Урарту.