Реквием Андрею Сапунову. Рассказ. ч1

Олг Николаев-Зинченко
                             - ч1 -

***********

Памяти Андрея Сапунова (1956-2020) - вокалиста и гитариста группы "Воскресение".

***********

"Когда поймёшь умом"

(Это песня Константина Никольского, друга Андрея Сапунова, товарища по группе "Воскресение" Её пели и Никольский и Сапунов. Не знаю даже, кто из них исполнял песню красивее. Каждый пел по-своему. Но оба пели проникновенно, трогательно, прекрасно.)


Когда поймёшь умом, что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,
То жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина.

Вот мой бокал, в нём больше ни глотка
Той жизни, что как мёд была сладка.
В нём только горечь неразбавленной печали,
Оставшейся на долю старика.

Бокал мой полон, но друзей не стану
Я больше угощать питьём своим.
Я их люблю, дай боже счастья им.
Пускай они пьют воду из под крана.

Для мира сделаю я много добрых дел,
Во веки вечные их не забудут люди.
И если выйдет всё, как я хотел,
То, боже милый, мир прекрасным будет.

Послав страдания на голову мою,
Послав отчаянье душе моей правдивой,
Пошли мне веру, я о ней спою,
И дай мне силы, стану я счастливым.

И перед смертью богу помолюсь.

***********

Вчера умер Андрей Сапунов. Сердце. Он был хороший музыкант и человек. Вокалист. Гитарист. Автор музыки некоторых песен.

Вместе с Константином Никольским он был душою группы, её гордостью.

Он был голосом "Воскресения", соперничавшего в популярности среди тогдашней молодёжи с "Машиной Времени".

Мне вспомнилась этой тёмной декабрьской, печальной и бессонной ночью давняя моя история, связанная с Андреем и с его проникновенным, легко узнаваемым голосом.

Вечная память этому певцу и гитаристу!

Я когда-то случайно узнал, что родились мы с ним почти в один день. Только вот в два года разницы. Он родился 20 окт. Я родился 19 окт.

***********

Шёл июль 1983. Я перешёл на 6й курс 1го ЛМИ Павлова. Впереди последний курс (субординатура по мед.специальности "хирург", первичная врачебная специализация по хирургии).

Учебный год начнётся через 2 летних месяца, июль и август. В августе у меня будут военные сборы на Балтике. На одной из морских военных баз, для получения офицерского звания лейтенанта ВМФ. Лейтенант медслужбы на флоте. У нас, в нашем медвузе, была не просто военная кафедра, а военно-морская. Мне тогда достался городок Балтийск, бывший немецкий город Пиллау.

***********

А пока я свободен. Как муха в полёте. Мы с моим приятелем задумали путешествие по верхней Волге. На плоту из брёвен, украденных с лесопилки из посёлка на Волге, на левом берегу. То ли Селижарово, то ли Селище, назывался этот верхневолжский прибрежный посёлок. Подзабыл я уже. Много времечка утекло с той поры. Много волжской водицы утекло. Кажется всё же Селижарово.

Посёлок этот находится ниже цепочки больших верхневолжских озёр (Стерж, Вселуг, Пено, Волго-1, Волго-2) , через которые протекает Волга, и становится из ручья уже довольно приличной по величине рекой. Ниже последнего верхневолжского озера Волго-2.

Фактически, группа этих огромных верхневолжских озёр является первым на Волге водохранилищем. Первым от истока великой реки, и первым по времени постройки плотины перекрывающей Волгу.

Волго-2 запирает плотина, построенная ещё в старинные царские времена. Поэтому-то она и называется по-старинному - Бейшлот. Строили её инженеры-специалисты из Западной Европы. Кажется, голландцы.

***********

Мы в июле отправились с моим приятелем в путешествие по верхней Волге. От истока Волги и докуда хватит сил, терпения, здоровья и времени.

Приятель мой уже окончил наш медвуз и был распределён в питерский роддом Снегирёва, анестезиологом-реаниматологом. Вобщем, он попал в знаменитую Снегирёвку.

Я ему малость завидовал. Но вообще-то завидовать пока мне было нечему, у меня впереди ещё целый год учёбы, целый год до получения диплома о высшем медицинском образовании. Диплома об окончании 1го ЛМИ, что на Петроградке.

У приятеля моего, его звали Володя, был отпуск до сентября. И мы решили с ним попутешествовать по большой реке. Выбрали, естественно, Волгу. Байдарки у нас не было.

Решили доехать поездом из Питера до места (до тверского городка Осташков). Там на автобусе до деревушки Волговерховье. Здесь Волга начинается родничком в болотце. От Волговерховья и до конца цепи Верхневолжских озёр мы планировали идти пешочком по берегу, а там - что нам бог пошлёт, на том и поплывём.

Бог послал нам брёвна с местной лесопилки уютного прибрежного посёлка. Штук 10 кажется. Ночью мы, как "шипиёны" зашли на территорию лесопилки, практически неохраняемую с этой стороны. И скатили с берега в реку эти брёвна. Затем мы потихоньку их сплавили по одному метров на 150-200 ниже территории лесопилки.

Там мы, на утренней заре сколотили из этих брёвен большими гвоздями и строительными скобами приличный плот. На нём мы соорудили обычный шалаш (палатки у нас тоже не было, - студенческое вечное безденежье). Шалаш из еловых и сосновых лап, положенных на каркас из жердей и палок. Перед шалашом устроили место для костра. Для этого мы насыпали на плот площадку из земли и песка. Чтобы, значит, брёвна наши не загорелись.

Вобщем, хорошо устроились мы на плоту. И шалашик и очаг, всё оборудовали. И поплыли по течению Волги (да простят мне настоящие моряки это презираемое ими слово, они ведь выражаются "пошли", "ходили". А насчёт "поплыли", они презрительно говорят: - говно плавает, а мореманы ходят!).

Правили нашим плотом мы шестами и самодельными вёслами, выстроганными из попавшихся по пути досок.

Жаль, что на Бенских порогах (суровые пороги на верхней Волге)  плот наш застрял на камнях-валунах. Пришлось нам вылезать по шею в волжскую холодную водичку и разбирать наш плот снова по брёвнышкам, чтобы спустить их ниже порогов, по одному, на длинной верёвке, и там опять сколотить наш "Кон-Тики". Восстановить его, так сказать, в первоначальной красоте.

Страшно было лезть в тёмную, бурлящую как кавказский Терек, холодную воду, хоть и июль месяц был на дворе. Но без этой неприятнейшей процедуры нам было никак не обойтись. Нам было не по силам столкнуть тяжеленный плот с огромных подводных валунов. Оставалось только разобрать его и провести через пороги отдельными брёвнами, на верёвке, чтобы не уплыли они от нас по течению и не растерялись вдоль волжских зелёных берегов.

Иначе мы потеряли бы наш плот, наше транспортное средство по реке, наше плавучее жилище, наше пристанище на много дней. Приходилось рисковать и лезть в Волгу, не зная дна, не зная точной глубины, с риском захлебнуться в бурной, оглушительно ревущей, тёмной воде верхней Волги. Была ещё угроза поломать себе ноги и рёбра на скользких гладких валунах. Так что, приятного было мало. Но мы с Вовкой кое-как справились с этой труднейшей задачей с помощью небольшого ломика и туристического топорика.

И вот, примерно через три-четыре часа восстановительных работ, ниже Бенских порогов, мы снова загрузились своими пожитками, смастерили новый шалаш на заново сколоченном плоту, новый очаг, и даже не отдохнув как следует, поплыли дальше по быстрой, даже бурной в тех местах великой реке Волге.


(Продолжение следует)

***********

141220