Сатана правит бал -13

Галина Айзенштадт
  В день, когда прощались с первым премьером независимой Беларуси Вячеславом Кебичем,  первый заместитель премьера нынешнего Совмина страны Николай Снопков вел переговоры с председателем Евразийским банка развития.
  Беларуси нужен очередной кредит, он "сейчас очень важен", подчеркнул Снопков, "с учетом того, что прорабатываются очередные санкционные списки, с учетом того, что есть проблемы с фондированием внешнего финансирования, особенно западных банков.
  Мы, конечно, очень рассчитываем на вашу помощь".
  ЕАБР был создан в 2006 году. Его учредили по инициативе президентов России и Казахстана.
  Ныне его акционерами являются шесть государств - Армения,  Беларусь, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Россия.
  Уставной капитал - 7 миллиардов долларов.
  Доля России в уставном фонде - 66%, Беларуси - 0,99%.
  Надо ли говорить, что выделение кредитов кому-то из остальных стран зависит от того, даст ли согласие Россия.
  "Хватит ли средств  у ЕАБР, чтобы  ежегодно вкладывать в белорусскую экономику один миллиард  долларов?" - комментируя просьбу Снопкова, задался вопросом экономический советник Светланы Тихановской Алесь Алехнович, напомнив, что в минувшем году в белорусские проекты уже было вложено 930 миллионов.
  По его словам, Беларусь уже имеет "проектный портфель", который в четырнадцать раз превышает долю страны в уставном фонде.
  Значит, надежда только на Россию, но у нее самой сейчас не лучшие времена.
  "За 26 лет Лукашенко довел страну до такого состояния, что без внешней подпитки она не может развиваться",- резюмирует Алехнович.
  А могло бы быть иначе?
  Александр Лукашенко в силу жизненных обстоятельств всегда был и оставался советским человеком, преданного советскому государству. И когда Союз распался и ему "досталась" советская Беларусь, он ничего не захотел в ней менять.
  Она не только внешне осталась - до сих пор со своим памятником Ленина у здания Совмина, бюстом Феликса  Держинского напротив здания КГБ, и другими памятниками и названиями улиц,- но и внутренне.
  Крупные промышленные предприятия по-прежнему помогают отстающим колхозам, за своевременным проведением сева и уборки урожая следят уполномоченные президента, а  президент нередко сам "наводит порядок"  на полях и  фермах.
  И на особо важных для страны предприятиях,- они по-прежнему остаются государственными.
  20 ноября 2020 года, во время визита на "Гомсельмаш", Лукашенко заявил:"Избранный путь экономического развития в стране, правильный. Благодаря поддержке государства удалось сохранить многие  предприятия и коллективы.
  Некоторые нам предлагают перемены и реформы:это не надо, продадим.
  Мы пошли другим путем. Да, может быть, несколько нестандартно, социалистическим путем. Неважно, каким, но мы спасли их.
  Да, где-то они напряглись, но и государство же им плечо подставило".
  Первые тринадцать лет - половину президентского срока Лукашенко - дела шли более-менее успешно. И за счет остающихся со времен Союза внутренних ресурсов, и за счет помощи России.
  А тем временем экономическое развитие России пошло совсем другим путем, и обе системы - российская и белорусская - стыковались все меньше и меньше. Частная собственность и предпринимательство в России укоренились, в Беларуси оно отсутствовали,- Лукашенко и слышать об этом не хотел, хотя уже с 2013 года стали возникать трудности с реализацией белоруской продукции, выпускаемой на государственных предприятиях, не повергавшихся модернизации многие годы.
  Тогда же появился термин "работа на склад". А, вернее, констатация явления, которое стало головной болью нынешней власти во главе с неизменным президентом. Когда Лукашенко на том же "Гомсельмаше"  доложили, что запасы готовой продукции в Гомельской  области сократились на 36% и на столько же выросли объемы производства, он обрадовался, заметив при этом:"Премьера спрашиваю, какой процент разгрузки складов? Положительный".
  Возникает вопрос, почему же предприятия не выпускают столько продукции, чтобы можно было ее продать? Потому что их руководство само ничего не решает, а- власть сверху. Некоторые, приближенные к ней директора, даже получают льготные кредиты на поддержку предприятий.
  По словам известного белорусского экономиста Романчука, "льготные кредиты получает небольшая часть предприятий. Они и являются  генераторами складских запасов, поскольку у них всегда есть и будут оборотные средства".
  В 2017 году складские запасы почти на два миллиарда долларов превысили рост ВВП, который, заметил Романчук, "нам нарисовали". И они продолжают расти из года в год.
  За первое полугодие нынешнего года ВВП Беларуси в сравнении с прошлым сократился на 1,7%.
  Основная причина все та же -проблемы со сбытом продукции на внешние рынки.
  К нынешним президентским выборам Лукашенко пришел с весьма плачевным итогом своего правления.
  Гордиться оказалось совершенно нечем. Оставалось рассказывать сказки, как в Минске не было муки даже на сутки, а белорусы ходили голые-босые, и он их спас.
  Не верите, бунтуете? Омоновские дубинки вас "просветят".