А кто вокруг?

Валерий Осипов
     На старости лет я внимательнее пригляделся к своим близким друзьям и с удивлением обнаружил у них одну общую со мной черту – все мы не курим. Раньше я как-то  не обращал на это внимания. Может есть здесь какая-то связь, причина, корреляция. Может какой специфический признак кроется?
     Присмотрелся я и к тем учёным, которые были и остаются для меня авторитетами. И вдруг понял, что именно объединяет их в одну группу, отделяет от толпы прочих научных работников.
     И не в образовании тут дело, не в уме или трудолюбии. Есть эти качества и у других. Особая увлечённость? Бескорыстная честность и добросовестность? Пожалуй! Для них научный поиск не был работой. Это была страсть, смысл жизни. Никто из них не задумывался о куске хлеба насущного, а потому мог творить, не кривя душой и не делая результаты своего труда привлекательными для работодателя. Они не работали на нанимателя, они служили науке. Они были вне цеховых интересов группы работников, домогающихся титулов, званий, дотаций, наград, интересных научных экспедиций.
Все они были не бедны, а состоятельны, а потому свободны и самостоятельны.
     Пора, однако, назвать этих особых учёных по именам.
1. Арчибальд Генри Сейс. Уважаю его за то, что он, не побоявшись критики, допустил возможность прочтения текстов каров (карийцев) по-славянски.
2.Александр Дмитриевич Чертков.
3.Тадеуш Воланский.
4. Себастьяно Чьямпи.
     В эту когорту мог бы быть добавлен и Генрих Шлиман, если бы не недостаток его научной подготовки и излишний авантюризм.