Они воевали в Испании ч. 22

Николай Мринский
135. НЕДЕЛИН ПЁТР ИВАНОВИЧ

Родился 27 ноября 1910 г. в с. Рябинки Елецкого района Липецкой обл., в рабочей семье. Русский. Окончил рабфак в Ельце в 1931 г. В РККА с июня (1  июля) 1931 г., был призван Елецким РВК. Учился в Пехотной военной школе переподготовки командиров запаса с июля по декабрь 1931 г. Учился в  Ленинградской военно-теоретической школе лётчиков с декабря 1931 г. по  июнь 1932 г. Учился в 14-й Военной школе лётчиков в Энгельсе с июня 1932 г. по декабрь 1933 г. С декабря 1933 г. по январь 1934 г. служил мл. лётчиком 1-й авиаэскадрильи. С января по октябрь 1934 г. и. о. командира звена, с октября 1934 г. по январь 1936 г. был ст. лётчиком. С января по июль 1936 г. командовал звеном 13-й истребительной авиаэскадрильи. В 1936 г. ему присвоили звание ст. лейтенанта. С июля 1936 г. по июнь 1938 г. был командиром звена и лётчиком-инструктором авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы при 8-й Одесской военной авиашколе пилотов. Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 4 октября 1938 г. в качестве командира эскадрильи истребителей И-16. Имел псевдоним «Педро». Всего в Испании совершил 48 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 3 истребителя. По другим данным сбил 5 самолётов. 26 августа 1938 г. был подбит в воздушном бою и при вынужденной посадке получил тяжёлые ранения. «...После жаркого, затяжного боя Неделин взял курс на свой аэродром, но  тут внезапно остановился двигатель - кончилось горючее. Лётчик оценил ситуацию: произвести благополучную посадку в горах невозможно. Высота быстро уменьшалась.

Как и где садиться? Насколько хватало глаз, громоздились горные массивы и чернели мрачные глубокие ущелья. Острый  взгляд лётчика выхватил жёлтый квадратик. Это видимо, лужайка с  выжженной солнцем травой. Спасительная площадка! Скалы и ущелья  наплывали и оставались позади, будто в тумане, только жёлтый квадратик  всё разрастался и становился  ярче. Чем ближе к площадке, тем яснее  понимал Неделин: рассчитывать на нормальное  приземление не приходится - лужайка в горах не более футбольного поля. Пётр Неделин подвёл самолёт к земле с креном и небольшим скольжением влево. Самолёт ударился о землю левым крылом, перевалился на правое, развернулся на нём и остановился. Всё расстояние, которое прополз самолёт, не превышало 50 м. «Где я? У своих или чужих?» - спрашивал сам себя Пётр, поспешно вылезая из кабины, едва оправившись от удара. Он даже не чувствовал, как по лицу тонкой струйкой сочилась кровь. Из-за кустарников он видел, как с разных  сторон к самолёту бежали солдаты в беретах. «Свои!» - радостно мелькнуло в голове, и Неделин вышел из укрытия…» (Из книги Г.К.  Семёнова «Пароль - «Испания»). Из-за ранений был досрочно отправлен на родину и после выздоровления продолжал служить в ВВС. Находился в распоряжении начальника 8-й  Военной  авиашколы пилотов в Одессе до июля 1939 г., затем в июле  (сентябре) 1939 г. был назначен помощником командира 49-го ИАП  Ленинградского ВО. Участвовал в советско-финляндской войне с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г, в составе 49-го полка совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16.

3 декабря 1939 г. при посадке на аэродром Нурмолицы потерпел аварию, при этом самолёт И-16 № 1021588 был разбит, а сам пилот не пострадал. В 1940 г. получил звание майора. С марта (апреля) 1940 г. командовал 49-м ИАП. Участвовал в ВОВ с 22 июня 1941 г. Воевал на Западном и Ленинградском фронте, командовал 49-м авиаполком до апреля 1942 г. К середине октября 1941 г. на истребителях И-16 и МиГ-3 произвел 26 боевых вылетов, участвовал в 4 воздушных боях, в составе группы сбил 2 самолёта. 17 октября 1941 г. при вынужденной посадке был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. После выздоровления, с апреля 1942 г. служил старшим инспектором по  технике пилотирования в Управлении боевой подготовки Главного Управления  истребительной авиации ПВО. С августа 1943 г. по март (апрель) 1945 г. был начальником 6-го отдела боевой подготовки в Управлении ВВС Западного фронта ПВО,  затем начальником отдела боевой подготовки 1-й Воздушной истребительной армии ПВО. После окончания войны продолжал службу в 1-й  Армии ПВО по июль 1945 г., затем исполнял обязанности командира 122-й ИАД той же Армии по  сентябрь 1945 г. С сентября 1945 г. по октябрь 1948 г. служил в ВМФ. С сентября 1945 г. по октябрь 1948 г. командовал 122-й ИАД ВВС Северного Флота. Летал на реактивном  истребителе МиГ-15. 11 мая 1949 г. ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». Учился на Курсах усовершенствования командиров и начальников штабов дивизий при  Военно-Воздушной академии с октября 1948 г. по июнь 1949 г. С июня по октябрь 1949 г. был зам. командира 56-го ИАК, затем командовал этим  корпусом до апреля 1953 г.

Учился на авиационном факультете Военно-Воздушной  академии с апреля 1953 г. по август 1954 г. С августа 1954 г. по январь 1956 г.  был зам. командующего Истребительной Армии (Особая Ленинградская Армия ПВО),  затем был командующим этой Армией по декабрь 1957 г. С декабря 1957 г. по май 1959 г. был зам. командующего по боевой подготовке и начальником отдела боевой  подготовки Северо-Кавказской Армии ПВО. С сентября 1959 г. по август 1961 г. был военспецом по ПВО. 9 мая 1961 г. ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации». По март 1962 г. был представителем по ПВО ГК ОВС в Румынской  армии. Был начштаба авиации ПВО Советского Союза до октября 1963 г., после этого  находился в распоряжении 10-го Главного управления Генштаба ВС СССР по июль 1965 г., затем в распоряжении ГК ПВО до 7 декабря 1965 г. 21 декабря 1965 г. вышел в отставку в звании ген.-лейтенанта авиации. Работал консультантом в авиационном конструкторском бюро П.О. Сухого. Проживал в Москве. Умер 11 июня 1994 г. Похоронен на Домодедовском кладбище в Москве. Награждён двумя орденами Ленина (22.02.1939, 30.12.1956), двумя орденами Красного Знамени (09.03.1943,  19.11.1951), орденом Отечественной войны 1-й  ст. (06.04.1985), орденом Отечественной войны 2-й ст. (03.08.1944), двумя орденами Красной Звезды  (26.01.1940, 05.11.1946), медалями «За трудовую доблесть» (03.08.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»  и другими, также иностранными наградами: орденом Республики 1-й ст. Объединенной Арабской республики (13.02.1966), серебряной Юбилейной медалью ВВС Объединенной Арабской республики.

136. НИКИФОРОВ ГРИГОРИЙ НИКИФОРОВИЧ - лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1907 г. Окончил авиаучилище лейтенантом. Дальнейшую службу проходил в 9-й штурмовой эскадрилье. В Испании воевал с октября по 4 декабря 1936 г. в качестве командира эскадрильи штурмовиков Р-5 ССС 15-й штурмовой группы республиканской авиации. 4 декабря на штурмовике Р-5 ССС был сбит в воздушном бою истребителями Хе-51 в районе Торрихос-Навальмораль, совершил вынужденную посадку и погиб на земле в перестрелке. Похоронен в Испании. Награждён орденом Красного Знамени -  02.01.1 937 г.

137. НИКИТИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ - лётчик.

Родился 31 января 1912 г. в Самаре. В 1928 г. окончил 7 классов, в 1932 г. - курсы по подготовке в ВУЗ. С 27 декабря 1933 г. стал служить в Красной Армии и учиться в 8-й военной школе лётчиков в Одессе, которую окончил 5 февраля 1935 г. В звании старшины служил лётчиком в 3-й истребительной авиаэскадрилье ВВС Краснознаменного Балтфлота. С 14 декабря 1937 г. по 10 июня 1938 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был пилотом, затем командиром звена истребителей И-16. Имел псевдоним "Николас". Совершил около 100 боевых вылетов (имел 120 часов налёта). В 26 воздушных боях лично сбил 1 истребитель Ме-109. По другим данным сбил 3 самолёта противника. Награждён орденами: Красного Знамени (14.11.1938 г.) и Красной Звезды (22.02.1939 г.).

138. НИКОЛАЕНКО (ГРЕКОВ) ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

Родился 4 (14) апреля 1915 г. в дер. Вальки (Волки) Сурожского района Витебской обл. в семье крестьянина. Беларус. Окончил 7 кл. в 1931 г. и ФЗУ металлистов в Витебске в 1933 г. Работал кузнецом на Витебском кирпичном заводе до июля 1935 г. Греков - настоящая фамилия В.Ф. Николаенко, так как его родителями были Греков Фёдор Никитович и Грекова Антонина Германовна. Его жена до замужества с ним имела фамилию Рыбакова. Поэтому, совершенно непонятно, когда и по каким причинам Василий Фёдорович поменял свою фамилию на Николаенко. В РККА с 20 июня (15 июля) 1935 г., был призван Сурожским РВК (по др. данным - Таганрогским ГВК Ростовской обл.). С июля по декабрь 1935 г. учился в 7-й в/школе лётчиков в Сталинграде. Служил в качестве мл. лётчика в 41-й (по др. данным 40-й) истребительной авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО до января 1937 г. 23 января 1937 г. получил  звание лейтенанта. Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 16 мая по 29 сентября 1937 г. в качестве пилота 1-й эскадрильи истребителей И-16. В августе 1937 г. был тяжело ранен в воздушном бою, но нашёл в себе силы посадить самолёт на берегу залива в районе Хихона. В бессознательном состоянии его подобрали рыбаки и доставили в госпиталь. В личном деле В.Ф. Николаенко записано, что ранений он не имел. После  возвращения из Испании продолжал служить в ВВС. С ноября 1937 г. по май  1938 г. командовал отрядом в 6-й истребительной авиаэскадрилье Московского ВО, затем стал командиром эскадрильи 16-го ИАП того же  округа.

Продолжение следует в части  23                http://proza.ru/2021/07/23/217