Двое в городе

Темергалий Казиев
               
 
     То, о чём повествует этот рассказ, вмещает в себя события всего одного дня – обычного августовского дня тысяча девятьсот восемьдесят девятого года…






   
     Под растянувшийся на долгие минуты тормозной поскрип колёс поезд медленно-медленно придвигался к вокзалу. Затем с последним резко разошедшимся по составу толчком тепловоза, движение разом прекратилось, и застоявшаяся в проходе очередь пассажиров мало-помалу потянулась к выходу. Поднявшись вслед за сидевшими спереди попутчиками со скамьи, я присоединился к протекающему мимо людскому потоку. После долгого пятичасового пути я сходил, наконец, на заключительной станции. Этой станцией был город Оренбург.
 
     Отправиться в столицу области меня заставила вполне обыденная для нашего времени причина – срочно потребовалась водка. Водка, которую давно уже стало невозможным купить ни в сельских магазинах, ни в магазинах районного центра. Единственным местом, где она ещё сохранилась в свободной продаже, был областной центр Оренбург. Сюда теперь за ней все и ездили. И люди пьющие, и вместе с ними непьющие, такие, как я. Потому что в условиях жестокого дефицита спиртное вдруг стало очень цениться. Цениться даже дороже денег, как в моём случае: попросил знакомых помочь перевезти из другого села в своё тюки сена, а те в ответ – никаких денег за работу не возьмём, оплата только водкой! В такое положение поставили, что поневоле пришлось выехать в город.
   
     С перрона прямиком через центральный вход вокзала, я прошёл на противоположную сторону здания к привокзальной площади. На площади в это предполуденное время дня царило оживление: подъезжали и разъезжались от стоянок машины и автобусы, то тут, то там пересекали просторную площадную ширь люди. Свернув направо, я быстро дошёл до большого, стоявшего перед площадью магазина. Рядом с магазином, неприметные с виду, располагались одна за другой автобусная и троллейбусная остановки.
     Первым подошедшим к остановке троллейбусом, я доехал до центра города. От места высадки без задержки направился к улице Советской. Эта главная улица города лежала по пути к нужному мне магазину – одному из немногих, где ещё продолжали торговать спиртным – коньяками и шампанскими винами. Конечно же, я помнил о просьбе знакомцев купить водку, но раз уж её тут не было… в качестве достойной замены "белой" вполне подходил и коньяк. Ну-у какая в конечном счёте, разница, какую алкогольную дурь пить?!            
    Выйдя на Советскую, я завернул вправо и зашагал вдоль длинной линии домов и, с другого бока, широкого открытого пространства дороги. Метров через сто дорога резко завернула влево, а прямая уличная полоса, не сворачивая, вклинилась в жилой квартал – продолжилась дальше в виде уходящего вглубь прохода. Не прерывая движения, я с ходу окунулся в это узкое, с обоих сторон зажатое строениями улочное пространство. Вившаяся посередине переулка дорога прямиком вела к коньячному магазину.    

     Вглядываясь издали в показавшийся из-за домов магазин, я попытался определить, работает ли тот сейчас. Задать себе этот вопрос меня заставляла одна сразу бросившаяся в глаза странность: почему-то перед дверьми заведения вместо ожидаемого большого скопления народа, тянущейся длинной очереди, виднелись лишь жиденькие группки людей. Причём людей не стоящих, как обычные покупатели на месте, а беспрерывно перемещающихся вдоль магазинных стен. Что обозначало происходящее, можно было узнать лишь оказавшись там… Пропустив мимо себя проезжающую машину, я перешёл на противоположную сторону улицы и стал приближаться к магазину. Шаг за шагом, обойдя по пути кучку спорящих о чём-то людей, успешно добрался до двери – та была закрыта, а на самом верху её белело какое-то объявление. Подойдя ближе, я прочёл: «Спиртного в продаже нет»… Как бы того не хотелось, но это было именно то, чего я больше всего опасался… вся печаль ситуации заключалась в том, что находившийся предо мной магазин был единственным из алкогольных, путь к которому мне был знаком… Куда идти дальше, я просто не представлял…
     Уступив место у двери подошедшему следом человеку, я отошёл в сторону. Внезапно, как снег на голову навалившаяся новость разом перечеркнула все мои планы, напрочь разбила настроение… после уже проделанного дальнего пути мне никак-никак не хотелось вернуться домой с пустыми руками... Взглянул на наручные часы: стрелки на них показывали на цифру одиннадцать – это значило, что времени для того чтобы поискать спиртное, было ещё предостаточно. Но где, где его искать?.. Ответ на этот, кажущийся неразрешимым вопрос, явился сам собой: неподалёку собравшиеся в кружок люди бурно обсуждали ту же, что и я, проблему – куда идти дальше? Решив спор, они дружно тронулись в путь. А я не задерживаясь последовал за ними.

     Неожиданно, выскочив откуда-то сзади, передо мной вырос человек: пожилой старик в тёмном костюме и того же цвета фуражке. Возбуждённо переступая с ноги на ногу, он, приблизив ко мне лицо, спросил:
     – Слышишь, парень, ты не знаешь, где тут ещё торгуют водкой?
     – Нет, не знаю, – отрицательно замотал я головой. – Ведь я и сам тоже ищу её.
     – Так значит, ты тоже ищешь? – кажется, немного удивился моему ответу старик. Затем, выдержав короткую паузу, он произнёс: – Тогда может быть поищем вместе?
     – Давайте, давайте поищем вместе! – до конца ещё не веря  в выпавшую удачу – так нежданно найти попутчика, торопливо ответил я.  – Вдвоём нам, конечно, будет легче!
     Моё согласие обрадовало старика. Расплывшись в улыбке, закрепляя состоявшуюся договорённость, он протянул мне свою ладонь, Наше взаимное рукопожатие было крепким – оно означало, что отныне мы становились единой, готовой к немедленному исполнению задачи командой…

     Тем временем следовавшие впереди искатели спиртного бесследно растворились в уличной шири, Но это обстоятельство нисколько не огорчило нас – ведь теперь мы были вдвоём, мы могли спокойно расспросить о дороге встречных прохожих! В нашем направлении как раз двигалась женщина в ярком цветастом платье с небольшой дамской сумочкой в руке. Как только мы сблизились, старик незамедлительно преградил ей дорогу и спросил:
     – Извините, вы не подскажете, где здесь можно найти магазины торгующие водкой?
     – Водкой? – удивлённо оглядывая внезапно вставшего на пути человека, проронила женщина. –  Водку тут поблизости найти вряд ли получится... Хотя, постойте, имеется в районе ВДНХ один такой магазин. Вы ведь, наверно, знаете, где находится ВДНХ?
     – Да-да! – утвердительно закивал головой старик, рукой показывая куда-то в сторону универмага «Восход».
     – Так вот, - продолжила женщина – от ВДНХ вам надо будет пройти немного вперёд. Потом завернёте направо, дойдёте до следующей улицы. По улице снова пойдёте прямо и будете идти так до тех пор, пока не увидите с правой стороны водочный магазин. Поняли, как пройти?
     – Понял, всё-всё понял, дорогая! Огромное спасибо за то, что объяснили дорогу! – широко кивая головой и одновременно уступая проход, поблагодарил старик.
     – Пожалуйста, – с улыбкой ответила женщина и продолжила свой путь.
     На глазах состоявшийся удачный расспрос прохожей очень обрадовал меня. Не в состоянии сдержать чувств, я облегчённо выдохнул:
     – Повезло, так повезло – сразу узнали дорогу к магазину!
     – Да, повезло, – довольно улыбаясь, отозвался старик. – И женщина тоже, какая надо попалась, знает, что где находится.
     Окрылённые быстрым успехом, мы с удвоенной силой зашагали в указанном направлении. По пути, следуя то рядом, то позади спутника, я имел возможность хорошо рассмотреть его: на вид старику, которого в уме я прозвал дедом, было лет так под семьдесят, а может быть и больше. Он находился в возрасте участника войны, да и на самом деле был таковым: узкая цветастая линия наградных колодок на груди наглядно свидетельствовала о его боевом прошлом. О преклонном возрасте говорили многие характерные черты: и лицо, по старчески иссохшее, испещрённое лучиками морщин, и сдавившая к низу некогда стройное тело сутулость. А ещё необычная, вызванная скорее всего всё той же причиной старения, походка – при малейшей спешке ноги его начинали семенить, что очень походило на мелкие перешагивания цирковых медведей. Одетый в поношенный тёмный костюм, в того же цвета фуражке и обуви - типичном одеянии советского пенсионера, этот человек одним своим видом вызывал во мне доверие и уважение.      
 
      Минут через десять пути перед нами выросла преграда: широкое автомобильное шоссе, по которому непрерывным потоком двигался транспорт. Поскольку мне уже приходилось бывать тут, я знал, что пересечь эту дорогу можно через подземный переход, находившийся метрах в двухстах от нас. Но идти туда и тем самым совершать большой, занимающий кучу времени крюк, мне очень не хотелось – чего проще перейти дорогу прямо здесь!.. Я изложил свои соображения старику и тот, чуть поколебавшись, согласился. Вкратце обговорив детали перехода, мы стали ожидать, когда автомобильный поток немного иссякнет. Дождавшись подходящего момента с возгласом: «Ну-у, пошли!», я стремительно выбежал на середину дороги. Потом оглянулся назад и с удивлением обнаружил, что спутник мой стоит на прежнем месте.
     – Дед! Переходи, переходи сюда!!! – закричал я, видя, что немного времени для того, чтобы перебраться ко мне у него ещё есть. Но старик, бросая быстрые взгляды то на меня, то на приближающиеся машины, никак не решался сдвинуться с места.
     Через время, уловив паузу в движении транспорта, я сумел проскочить на другую сторону дороги. Деду же вскоре также удалось выйти на середину шоссе, откуда до конечной цели оставалось уже совсем-совсем немного… Дожидаясь и подбадривая старика, я вдруг увидел, что с правой стороны ко мне приближается человек в яркой голубой рубашке… без всякого сомнения, это был милиционер!.. При виде его в моей памяти моментально всплыл другой милиционер, оштрафовавший лет семь назад за похожее нарушение в Саратове. В панике, боковым зрением ощущая приближение постового, я попятился назад, а потом, развернувшись, ускоренным шагом поспешил подальше от места перехода. Увидев меня, внезапно сорвавшегося с места, закричал с середины дороги старик:
     – Ты куда-а-а?! Подожди!!! Подожди!!!
     Преодолев страх, он стронулся с места и засеменил по дороге в мою сторону. Милиционер же, с поднятой вверх палочкой остановившийся неподалёку, ничего не предпринимал… Видя происходящее, облегчённо вздохнув, я направился навстречу спутнику.
     – Ты что это убегал от меня? – когда мы сблизились, обиженно спросил дед.
     – А вы разве не поняли почему? Вы не видели, как ко мне шёл милиционер?
     – Нет, не видел. Вроде бы не было никого.
     – Так вот же он стоит у места, где вы только что были. А я, как только увидел его, сразу бросился бежать, думал, оштрафует за переход дороги в неположенном месте. Ещё повезло, что он вас не оштрафовал.
     Старик, только сейчас увидевший милиционера, сокрушённо замотал головой.
     – И правда стоит… А ведь мог оштрафовать, но не оштрафовал. Наверно подумал, что взять со старика, всё равно ему скоро в могилу.
     Понемногу успокаиваясь от вызванных случившимся дорожным происшествием переживаний, мы продолжили своё, прерванное было движение.

     За дорогой, когда проходили мимо ряда многоэтажных домов, я спросил:
     – Дед, а где находится ВДНХ?
     – Да вон же она стоит, – старик кивнул головой в сторону видневшегося впереди ничем  неприметного здания.
     В моём представлении ВДНХ всегда ассоциировалась с тем, что я видел о ней в  крутившихся по телевизору популярных фильмах 30-х годов, а это – высоченные фонтаны, величественные памятники архитектуры, последние чудеса техники и ещё многое-многое другое… Поэтому, заранее предвкушая невиданное зрелище, я с особенным интересом вглядывался в указанное дедом здание, а затем, свернув в сторону и сблизившись, с нетерпением прильнул к решетчатым воротам учреждения. Увиденное за воротами разом развеяло все мои прежние представления о ВДНХ: открывшаяся глазам часть двора была пустынна – серый бетонный пол, отдающие безжизненным унынием стены, вся его внутренность ничем не отличали Выставку от обычного рода учреждений… Разочарование от увиденного было настолько велико, что захотелось ещё раз переспросить ушедшего вперёд старика: «Неужели это и есть ВДНХ?..»
     За Выставкой, следуя подсказке встреченной нами женщины, мы свернули вправо, а затем снова зашагали прямо. По пути старик разговорился, делясь со мной своими рассуждениями о жизни:
     – Что за времена такие настали – за обыкновенной водкой в город за тридевять земель ездить приходится! Ну-у когда такое было?! Придумали «сухой закон», решили людей от питья отучить, а получилось то что? Наоборот, хуже пить стали, да ещё и всё подряд, что только можно! И одеколоны, и духи, и всякие там жидкости!.. А сейчас, посмотри, что творится… сахар и тот пропал – на самогонку уходит, водка подорожала, да ещё её нигде и не найти! Вот ко мне скоро должны приехать гости, а чем я их встречу? Нечем встретить, потому и приходится вот так на старости лет по городу бегать, водку искать.
     – Да, да, конечно, – только лишь кивал я в ответ головой. Да и о чём тут спорить, если даже мне, человеку непьющему, также приходиться скитаться в поисках этой «окаянной» водки – зелья, жизнь без которого в России кажется немыслимой…
     Между тем дорога наша всё вела и вела вперёд, а водочного магазина всё не было и не было видно. Дед уже начал сомневаться, может быть ошиблись, не туда идём? Глядя на него и я забеспокоился, забегал глазами по сторонам в надежде увидеть где-нибудь поблизости разыскиваемое заведение. Через некоторое время впереди показались ряды стоящих у дороги машин, что разом ободрило меня.
     – Наверняка магазин где-то рядом, – показывая рукой в сторону автомобилей, предположил я. – Машины – верный признак его близости.
     – А может они просто так тут стоят, – выразил сомнение старик.
     Но нет, я всё-таки не ошибся, за углом нам открылось то, что мы так желали увидеть – густая, кольцом обступившая вход в многоэтажное здание, толпа народа. Не было никаких сомнений, что эти люди стояли перед водочным магазином. Слившись с толпой, мы быстро всё разузнали и, разыскав крайних в очереди, стали дожидаться начала торговли.
     Минут через двадцать перед входом началось движение - стоявшая впереди толпа раздвинулась, пропуская в магазин продавцов. Это незначительное на вид действие послужило своеобразным условным сигналом для остальных – люди начали спешно становиться в очередь. Срочно встав на свои места, мы через небольшое время стали невольными наблюдателями ужасной картины - едва только открылась магазинная дверь, вся находившаяся перед ней толпа буйной всесметающей лавиной хлынула внутрь. Сразу вслед за этим из помещения понеслись шум и крики, явственно свидетельствовавшие о развернувшейся там давке.
     А вскоре из магазина начали выбираться первые обладатели покупок, и в эти мгновения было очень забавно наблюдать за ними. Вот невдалеке от нас появилась отчаянно бранящаяся женщина, в которой по характерным чертам: неопрятной одежде, и в особенности, припухлому, приобретшему некоторые мужские черты, лицу, угадывалась закоренелая алкоголичка. Что же так сильно разозлило её? Оказывается, во время пребывания в магазине у неё были раздавлены все купленные бутылки! Теперь, вынимая из сетки осколки стекла, женщина громко проклинала всё на свете. А вот из облепившей вход толпы выскользнул невысокий щупленького вида мужичок. Отойдя в дальний угол, настороженным зверьком озираясь по сторонам, он принялся торопливо перебирать содержимое своей сумки. Удерживая бутылки над головой, уверенно вывернулся из давки атлетического вида парень. На ходу выделывая разминочные гимнастические упражнения, он направился к поджидавшим его товарищам.
     В общем тут было на что посмотреть… В душе усмехаясь происходящему, мы, прилежно стоявшие в очереди, даже немного гордились своей мудростью: лучше уж спокойно подождать в стороне, чем в такой толкучке мять бока…
     Примерно через час толпа у входа рассосалась и очередь мало-помалу стала продвигаться вперёд. С каждой минутой возрастающая, в нас всё больше и больше вселялась уверенность в успешном осуществлении покупок. Но не тут-то было…
      В разгар торговли общее внимание привлекла с воем остановившаяся перед магазином  милицейская машина. Из машины вышли два человека, один из которых, в чине лейтенанта, выступил вперёд и громко объявил:
     – Внимание, граждане! По решению областного Совета народных депутатов на время работы сессии, а также по заявкам жителей микрорайона, продажа спиртных напитков в данном магазине прекращается!
     Не обращая внимания на возмущённые возгласы людей, лейтенант направился в магазин, чтобы и там объявить о принятом решении. Застигнутые известием врасплох, мы с дедом лишь с сожалением качали головами – ведь сколько стояли, ждали, надеялись, и вот такой печальный конец… Поблизости в это время появились две женщины. Встав у стены, они стали разъяснять окружающим, что закрыв магазин власти поступили правильно – потому что жильцам дома из-за соседства с алкогольным магазином покоя нет, детей из-за пьяниц на улицу выпустить страшно… Прислушавшись к словам женщин, старик утвердительно кивнул головой и быстро направился к ним. Потом, прямо с ходу, он взялся их поддерживать:
     – Правильно, правильно сделали власти, что закрыли магазин! Ведь людям тоже жить надо!
     Удивлённые и обрадованные неожиданно поспевшей подмогой, женщины быстро нашли общий язык с пожилым единомышленником. А спустя некоторое время они уже шли вместе с дедом по улице, а я только успевал следовать за ними. По дороге, во всём соглашаясь с собеседницами, старик незаметно задал им главный волновавший нас вопрос:
     – Миленькие мои, вы не подскажете, где тут ещё имеются такие же магазины?
     – На Степана Разина есть один, самый ближний, это как раз с нами по пути, -
 сразу отозвалась одна из женщин. – Мы вам ещё покажем, как пройти туда, а пока, вот сейчас, вы можете зайти в универсам. В нём торгуют сухими винами.
     Прямо перед нами, действительно, отражаясь яркими витринными стёклами, возвышался универсам. Зайдя внутрь его, мы к своей радости обнаружили, что здесь и правда продаются сухие вина. Конечно, нам желательно было бы чего-нибудь покрепче, но в сложившейся ситуации и покупка сухого вина показалась удачей. Встав в очередь позади молодой семейной пары, мы стали понемногу продвигаться к прилавку. Когда до цели было уже совсем близко, ко мне подошёл парень в мятой серой рубашке с выглядевшим почему-то немного сонным лицом. Он вежливо попросил у меня один рубль. Я не отказал в просьбе и тот, поблагодарив, удалился на улицу. Дед к этому времени уже добрался до прилавка - по хозяйски разложив на столе руки, он дотошно расспрашивал продавщицу о ценах на вина. Выяснив, что хотел, он закупил необходимое и занялся размещением бутылок в сумке. Следом за ним подошла моя очередь: я взял две бутылки сухого вина, чего мне было вполне достаточно. После этого, отойдя  в сторонку, принялся не спеша укладывать купленное в сумку. Как только закончил, взглянул на место, где недавно находился мой спутник - а там уже никого нет... Обеспокоенный, прошёлся быстро по залу, потом ринулся в выходу - и тут увидел его, заходящего в магазин в сопровождении одной из знакомых женщин.
     – Так где же находится магазин, о котором вы говорили? – как только они зашли внутрь, задал вопрос дед.
     – Да тут не очень далеко, на улице Степана Разина. Сейчас я покажу вам дорогу к нему.
     – Да-да! – раздался следом голос невесть откуда появившегося парня, того самого, что попросил у меня рубль. – Я там был, когда туда как раз привезли водку!
     – Но ведь мы тоже были в том же магазине всего полчаса назад, – вмешался в разговор другой парень, стоявший в очереди позади нас. – И ничего там не было.
     – Ну-у, вы были там полчаса назад, а я – только что оттуда! – не сдавался первый парень.
     – Ладно, ладно, не будем спорить. Я покажу дорогу, а вы уже на месте во всём убедитесь сами, - решила женщина.
     Выйдя вслед за проводницей на улицу, мы с дедом сразу обратили внимание на группу толкающихся у универсама парней. Заметив нашу тревогу, женщина твёрдым голосом сказала: «Я пройду с вами, они меня знают». Благополучно миновав подозрительно косящихся типов, мы зашагали дальше по асфальтированной пешеходной дорожке и очень скоро достигли места, где нашей провожатой предстояло завернуть вправо.
     – А вам, – напоследок стала объяснять она – теперь надо будет пройти прямо до того крайнего синего дома. За домом повернёте влево, и дальше, уже на той улице встретите магазин. Понятно?
     - Понятно, понятно! Спасибо большое, что бы мы без вас делали! - поблагодарил старик.
     – Не за что, - ответила женщина и, развернувшись, пошла по уходящей к ближайшим многоэтажкам тропе. 
     Расставшись, мы продолжили движение к зазывно синевшему на противоположной стороне улицы дому. По пути, бросая короткие взгляды в сторону всё более отдаляющейся от нас проводницы, дед поделился со мной подозрениями, возникшими у него во время пребывания в универсаме.
     – Я думаю, ты зря дал рубль тому парню в магазине, он мне сразу показался каким-то скользким... Когда была твоя очередь покупать вино, я вышел на улицу и увидел его: он что-то стоял, приглядывался, а потом к нему подошли двое из той компании, что крутилась у магазина – так вот тот парень среди них был как бы свой... Не-е-ет, чует моё сердце, что не зря он подходил к нам: может, хотел куда завести, а там уж мигом прищучат…
     – Всё может быть, – ответил я, чувствуя, что со словами спутника семя сомнения легло и в мою душу.

     Добравшись до указанной женщиной улицы, мы, неспешно продвигаясь, стали высматривать водочный магазин. Прошли метров сто, а его всё не было и не было видно. Чтобы как-то прояснить обстановку, дед остановил ковылявшую по дороге навстречу нам старушку в белой кофте и спросил:
     – Бабуля, ты не подскажешь, где тут находится магазин торгующий водкой?
     Заданный вопрос, кажется, поставил старушку в тупик. Подумав и оглядевшись по сторонам, она сказала:
     – Да вроде нету здесь поблизости таких магазинов… может кто-то другой знает, а я не знаю. Вообще-то, чуть подальше стоит какой-то большой, может, в нём теперь торгуют...
     Поблагодарив прохожую за помощь, мы двинулись дальше. Услышанное от старухи встревожило – неужели та женщина и впрямь решила завести нас в какую-то ловушку?..
     Скоро впереди с правой стороны показался большой магазин с издалека вычитываемым названием «Фрукты. Овощи». Немного не доходя до здания, дед остановил встречную, наряженную в школьную одежду девочку, и задал вопрос:
     – Девочка, ты не подскажешь, что это за магазин?
     – Да вы что, сами не видите названия? Это же магазин «Фрукты. Овощи»!
     – А разве здесь не продают водку?
     – Нет, ничего об этом не слышала.
     – Не слышала?.. Ну ладно, спасибо девочка за разъяснения.
     – Пожалуйста! – звонко ответила та и пошла дальше.
    – Здесь что-то не то, – будто угадывая мои мысли, проговорил старик – неужто нас хотят куда-то завести…
     Опасения его моментально подтвердились – мы вдруг с ужасом обнаружили, что за магазином и на противоположной ему стороне расселись две группы парней, человек по двадцать в каждой… И без слов стало понятно, для чего они здесь находятся – ждут, наверно, что сейчас зайдём в магазин… Но нам уже понятно, что там, в магазине – ловушка, а значит надо пройти прямо между ними… Старательно выказывая непринуждённый вид, мы с дедом молча двигались по дороге, ощущая на себе сверлящие взгляды сидящих…
     Лишь только тогда, когда отошли на безопасное от парней расстояние, мы смогли, наконец, облегчённо вздохнуть.
     – Хорошо, что не зашли в магазин! Если б зашли, они вмиг разделались бы с нами! – всё ещё не отошедший от приключившегося, возбуждённо проговорил я.
     – А та женщина, которая показала нам дорогу, оказывается, из одной банды с тем парнем! – продолжил за мной дед. – Ловко придумали: заводят приезжих в незнакомые места, и там, грабят! Нам повезло ещё, что я вовремя спросил у той девочки про магазин. А если б не спросил… не знаю, шли бы мы сейчас вот так вместе по улице… Я тебе не говорил об этом, но там у коньячного магазина ко мне тоже подошел какой-то мужик и предложил купить бутылку водки за пятнадцать рублей. Я в начале согласился, но когда увидел, что повёл он меня куда-то в закоулки, сразу отказался – не нужна мне, говорю, твоя водка, пойду обратно. А то с чем чёрт не шутит, ещё тяпнул бы где-нибудь в укромном месте по башке…
     – Да, в наше время чего только не бывает, – согласился я и припомнил недавний случай.
     С неделю назад, когда стоял в очереди за квасом, ко мне подошёл пьяный со всколоченными волосами мужчина. С трудом выговаривая слова, он попросил купить и ему кружку кваса. После исполнения просьбы, за совместным распитием напитка, я стал слушателем случившейся с этим человеком невесёлой истории. Готовясь к семейному торжеству, он купил в магазине целую сумку коньяка. Потом отошёл в дальний угол, чтобы там немного выпить. За выпивкой и не заметил, как кто-то, подкравшись сзади, ударил по голове. Очнулся мужчина уже в милиции. Рассказал он милиционерам о том, как всё было, написал заявление и, теперь вот ожидает поимки грабителей…

     Такую я припомнил историю. Досказал и снова вернулся в реальность – мы, как в самом начале пути, находились в полном неведении относительно того, куда идти дальше… И  людей вокруг, как назло, будто ветром сдуло – никого не было видно… Наконец, вынырнув откуда-то из-за поворота, перед нами появился человек - парень в затемнённых очках и синем спортивном костюме. Но главное наше внимание в эти мгновения привлёк совсем не внешний вид парня, а то, что выглядывало из его оттягивавшей правую руку сумки: из неё явственно торчали ни с чем другим несравнимые водочные горловины!..
     – Постой, постой-ка на минутку, парень... Скажи, пожалуйста, где ты это брал? – преградив путь и показывая пальцем на содержимое сумки, произнёс дед.
     – Водку что ли? На Гребенской.
     – На Гребенской? А где это находится, как туда попасть?
     – Да очень просто. Надо пройти прямо метров пятьсот и пересечь при этом две дороги. У третьей шоссейной, вы останавливаетесь, сворачиваете вправо, идёте до остановки. Там садитесь в 33-й автобус и через две остановки сходите на Гребенской. Магазин будет неподалёку.
     – Спасибо, спасибо тебе большое за подсказку, будь здоров и не хворай, – похлопав рукой по плечу, поблагодарил парня старик.
     Заново загоревшиеся надеждой, мы с новыми силами ринулись в указанном направлении. Легко и быстро пересекли две дороги, и вышли к третьей – широкой, шоссейной. Выискав остановку, дождались прихода 33-го автобуса и на нём успешно доехали до Гребенской. После этого прошли от места высадки метров тридцать и увидели сам магазин - совсем не большой, одноэтажный. Но главное состояло в том, что торговля тут велась из двух приспособленных под прилавки окошек - от обоих тянулись жиденькие цепочки покупателей. Обрадованные, мы без промедления присоединились к очереди, и минут через пятнадцать уже набивали купленным сумки.
     – Взял бы ещё! – заметив, что я купил всего три бутылки, шутливо улыбаясь подсказал дед. – Взял бы, а то потом не будет!
     – Было б больше денег, конечно, взял бы! А пока хватит и того что есть! - весело отозвался я. 
     Разложив покупки по сумкам, довольные счастливым окончанием поисков, мы двинулись обратно. Ещё в самом начале, когда только приехали сюда, я вспомнил, что однажды уже бывал тут, и поэтому теперь мне не составило труда отыскать автобусную остановку. Дойдя до неё, я встал на месте и взглянул на наручные часы. Стрелки на циферблате показывали, что ко времени отъезда наших автобусов из города мы вполне успеваем. Оторвав от часов глаза, я с удивлением обнаружил, что рядом нет спутника - он, оказывается, за это время успел уйти вперёд...    
     – Дед! Дед! Ты куда пошёл?! – громко закричал я вслед отдаляющемуся старику, но тот, видно, не услышал и безостановочно продолжал свой путь. Прошло ещё с полминуты до того момента, когда что-то заподозрив, он быстро закрутил головой по сторонам и, в конце, увидев меня, повернул назад.
     – Вы куда это собрались? Ведь остановка же здесь! – с улыбкой встретил я его возвращение.
     – Здесь?.. – удивлённо качая головой, вывел старик. – А я и не знал, что здесь: иду себе иду, думаю, что ты рядом, а потом глянул – тебя уж нет! После вижу – стоишь тут!
     – Ну ничего, далеко вы не ушли. А я хочу вас обрадовать: автобус, который тут проходит, едет как раз до вокзала. Так что к своим рейсам мы должны успеть. Ведь ваш автобус тоже отправляется в пять?
     – Да, в пять.
     – Тогда получается, что нам вдвойне повезло: и купили, что надо и уедем вовремя!
     Вскоре к остановке подошёл автобус и мы поехали в нём к конечной точке своего «маршрута» – железнодорожному вокзалу.

     На привокзальной площади пришла пора расставания. Старик обнял меня прижавшись головой к груди, отчего я почувствовал себя неловко. Неловко от того, что происходило это прилюдно, от того, что не видел причин для подобного грустного прощания… Но вместе с тем я старался понять и стоявшего передо мной деда: для него человека пожилого, прошедшего страшную войну, повидавшего на своём веку немало смертей, переживания сегодняшнего дня, видимо, были очень тяжелы… тяжелы настолько, что невольно вызвали такой трогательный порыв чувств…
     – А ведь мы так и не рассказали ничего о себе, – проговорил он и назвал свои имя, отчество, фамилию и место жительства, из чего я смог запомнить лишь то, что звали его Иваном Никифоровичем, родом он был из Саракташского района.
     – А меня зовут Тимуром, я из Акбулакского района, – таким было моё представление.
     – Ну, до свидания Тимур, – крепко пожимая на прощание ладонь, произнёс старик.
     – До свидания. Счастливого вам пути, – ответил я.
     И мы расстались…

                1989 год.