Святки моего детства 2

Анна Алексеевна Золотовская
Ёлки «по домам».

В нашем селе прекрасная церковь Сретенья Господня давно стала клубом для танцев молодёжи и местом проведения советских праздников и собраний.

Летом, действительно, там танцевали. Но зимой, в крещенские морозы, мало было желающих танцевать в холодном клубе.

Однако молодость требовала веселья. Вот и возродилась традиция праздновать «ёлки по домам», которая идёт ещё из молодости наших родителей.

«Ёлки по домам» - это не семейная ёлка в том значении, в каком мы привыкли понимать сейчас.  Это своего рода праздник подруг и друзей.

Поморские дома в большинстве своем – дома большие, пятистенные и даже двухэтажные. Вот в таких домах, поочередно, в течение Святок, праздновались ёлки по домам.

На ёлку приходили приглашённые девушки и парни или ряженые. Ряженые могли прийти и без приглашения. Ряженые были в масках или просто с раскрашенными лицами свёклой, морковкой, ягодным соком. Они приходили с «программой». Это были драматические сценки или просто исполнялись песни, частушки. Читались стихи.
В нашем доме моя старшая сестра с подругами всегда готовили такой праздник.
Настоящая лесная красавица доставлялась из леса. Её ставили в центре самой большой комнаты дома.

Украшалась ёлка в основном самодельными игрушками и ватой. На макушке ёлки красовалась красная самодельная звезда.

Самодельные игрушки тоже были не без выдумки.  Их шили или вязали, набивая ватой и раскрашивая.

В некоторых домах сохранились покупные игрушки, ещё довоенные и даже старинные.
Такие игрушки висели на самом видном месте, высоко, чтобы не разбились.
Вручную делали гирлянды из разноцветной бумаги, которую сами и раскрашивали. Такую разноцветную цепь или флажки протягивали по потолку из угла в угол.
Вырезали из белой бумаги многочисленные и разнообразные снежинки, которые дополняли образ зимы и праздника.

На ёлку приходили местные музыканты: это были сельские самоучки с гармошкой или балалайкой. В редких домах был патефон с пластинками. И, конечно, это было лучшее удовольствие – танцевать под «Рио-Рита» и другие популярные тогда мелодии.
Пластинок было мало. Иногда одну-две крутили целый вечер.

Я тогда ещё не достигла возраста девушки, и меня не приглашали на взрослые ёлки. Но уж если ёлка проходила в нашем доме, то я чувствовала себя полноправной участницей.

В такие вечера я тоже танцевала. И моё сердечко замирало от ожидания придуманного мною счастья.

Я смотрела на взрослых девушек с восторгом. Все они были затейницами, мастерицами и, конечно, красавицами.

Мне хотелось скорее стать одной из них.

Продолжение следует.