Это любовь

Влад Смолич
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий»
Апостол Павел

Мужчины и женщины. Мы – разные. Мужчина – это сила, честь и долг, женщина – красота, прощение и любовь. Мужчина ощущает женщину тактильно, женщина мужчину – подкожно.

Но мужчина и женщина не противоположны – иначе все контакты между ними сводились бы лишь к обоюдоприятным челночным фрикциям. Или обоюдоострым. В жизни же получается всё иначе. Поэтому, возможно, математически схему взаимоотношений двух наших таких разных гендеров правильнее было бы представить по-другому – как плоскость, определяемую двумя перпендикулярными осями икс и игрек. Мы – перпендикулярны. Но однозначно неверно было бы и механически редуцировать всю невообразимую сложность нашей психики лишь к жёсткой детерминированности математики, где икс всегда направлен назад и вперёд, а игрек – вниз и вверх. Слишком прямолинейно. Нет. Вряд ли. Я думаю, всё сложнее – и не только потому, что двойная эта система произвольно вращается в пространстве бытия, и не только оттого, что многозначно многое зависит от точки, с какой на систему смотришь.

Не одно это. Есть умом не познаваемое. Есть ещё любовь, которая в простую плоскость у меня не укладывается никак. И потому я думаю, когда между двумя людьми случается любовь, она образует уже третью координату, придающую парной системе мужчина-женщина объём.

Любовь непознаваема и меняет не только уровень гормонов и кислотно-щелочной баланс организма. Можно назвать любовь игрой – но игрой странной, возможно, единственной из всех доступных нам, в которой проигравших нет по самим её правилам – которых в свою очередь тоже нет. Игра, где выигрывают обе стороны – и победа одной из них для смотрящей навстречу автоматически возводится в квадрат. Возможно, такая некая первичная математика бытия. Возможно. По крайней мере, мне так кажется, когда я победительно гляжу в счастливые глаза любимой женщины. Я вот думаю…, может быть и внутривидовая эволюция вовсе не война, а эта самая игра? Не клык за клык, а губы к губам?

Мне нравится математика – при всём том, что в природе математических объектов не существует по самому своему определению, применённая к объектам реальным, она многое помогает понять. Но не всё. Говорят, Бога познать невозможно – хоть апофатически, хоть катафатически – и никакая математика здесь не поможет.

А ещё говорят, что Бог есть любовь. Другой апостол – Иоанн так сказал. Всё верно – познать нельзя, можно только почувствовать. Sapienti sat, да?