М. А. Либерман. Сэкигахара. Фальсификации и заблуж

Михаил Кречмар
Надо понимать, что хоть и есть в кириллическом языковом секторе граждане, пишущие про Ниппон и вроде как читающие по-ниппонски (это они сами так утверждают, это не я), но читать их и делать выводы в области ниппонской истории - это, вроде как, если описывать Русскую Революцию 1917 года по книгам Мобустана М'Кузу, историка Свазиленда, писавшего об отношениях в международном рабочем классе в середине XX века.

Поэтому тётеньке Либерман я не то что б верил, но, скажем так - перечислю в столбик то, что в ея изложении мне кажется правдоподобным по сабжу.

Книга у неё, кстати, написана в любимом мной жанре катехизиса - "миф", потом "факт", всё предельно сжато. Единственное, с чем возникает проблема, так это с тем, почему тётенька считает что-то за миф; а что-то за факт.

Тут вступает в силу не только феномен бантустанского историка М'кузу, но и ещё минимум один - японцы стараются всё врать. По крайней мере, для гайдзинского мира, и по своим, очень внутренним и малопонятным японским резонам.

Ничего не напоминает, ага?

Поэтому более-менее разбор битвы при Сэкигахара начали они спустя почти триста лет - до этого даже не разбирали построения на поле.

Вкратце объясню что было.

По общемировой точке зрения, Иэясу собрался захватить страну, и, выбитый из центральной части, двинул из Канто с неищислимыми полчищами на захват Киото и Осаки. При этом сколотив некую "восточную коалицию даймё".

На западе страны поцтреоты, вставшие на защиту наследника Хидейоси, сколотили некую "западную коалицию".

Оба неищислимых полчища встретились у деревни Сэкигахара, где Иэясу всех одолел и наступило 250 лет всеобщего благоденствия и застоя.

Выиграл Иэясу благодаря дипломатии - он, буквально, на поле боя, уговорил нескольких очень важных князей, удерживающих ключевые позиции, выступить на его, Иэясу, стороне.

Это - именно то что я вычитал у дамы Либерман. Это ни хрена не факт, что так и было, это - то, что вычитает из неё любой среднеобразованный гражданин с академическим бэкграундом.

1. Страна уже была в руках Иэясу. С точки зрения всех, он был носителем легитимных ценностей, и покровитель Хидейори.

Вывод из п. 1. а) на стороне Иэясу сражались официальные силы княжеств. Выступить против было харам и прямая измена делу Хидеёси. В случае проигрыша даймё и его слуги теряли всё - земли, связи, жизни.

Вывод из. п. 1 б) Против Иэясу, на стороне Западной коалиции, удалось собрать, по преимуществу, слабоорганизованых ронинов, не имеющих большой боевой ценности в стычках крупных народных масс (ситуация сохранится до 1615 года).

Вывод из п.1. в) Против Иэясу собирались воевать (и то, не очень охотно), даймё, желавшие возврата к Сэнгоку. Причём не с целью контроля над всей страной, а с идеей чего-то заработать дополнительно в грядущей смуте.

Вывод из п. 1, г) Кто мог, против Иэясу воевать не собирался.

Итогом всех этих а, б, в и г стало то, что придя к Сэкигахара, значительная часть войск Западной коалиции просто встала по холмам, "чиста зазырить". "А мы никому не скажем, чего это мы тут с копьями стоим! Свободные люди в свободной стране"!

Иэясу всё это более-менее понимал, и ощущая за собой реальные право и силу, начал по этим "стоящим с копьями" рассылать свои приказы через хатамото. Делая вид, что воспринимает их "как своих" - я хозяин, делай чо велят, сука! Типа, чо встали, выбить Тамба с позиции Гинда!

Наглость - второе счастье, кто-то взял и послушался.

Иэясу таким не очень хитрым манером битву и выиграл. То есть, возможно, и не было предварительного сговора Иэясу с некоторыми лидерами Западной коалиции (слишком сложно для тогдашнего ниппонского цирка) - просто в нужный момент старый мастер проявил нахрап и дипломатию.

Да, пушек с "Лифде" не было.

Кукловодом Запада был Мори, ухитрившийся выйти сухим из воды. Исиду подставили.

Ну и Сэкигахара - это не финал Сэнгоку. Дальше было ещё интереснее, но на русском я не читал.