Лика. Мемуары. 1990

Андрий Зацъ Запорожец
  ЭПИГРАФЫ:

  “...Некоторые факты из своей жизни он вынужден перерабатывать по-иному - чтобы
  оставаться писателем.” - Макс Фриш[3] (1911 - 1991), - “Монток”, 1973.

  "J’ai ruin; mon c;ur, j’ai d;vast; mon ;me
Et je suis aujourd’hui le mendiant d’amour :
Des souvenirs, pareils ; la vermine inf;me,
Me rongent ; la face implacable du jour.
J’ai ruin; mon c;ur, j’ai d;vast; mon ;me
Et je viens l;chement implorer du destin
Un reflet de tes yeux au caprice divin,
O forme fugitive, ; p;leur parfum;e
Si prodigalement, si largement aim;e !

J’ai cherch; ton regard dans les yeux ;trangers,
J’ai cherch; ton baiser sur des l;vres fuyantes ;
La vigne qui rougit au soleil des vergers
M’a vers; dans ses flots le rire des Bacchantes ;
J’ai cherch; ton regard dans les yeux ;trangers
Sans lib;rer mon c;ur de tes ;pres caresses.
Et, comme les soupirs des plaintives ma;tresses
Qui pleurent dans la nuit un ;t; sans retour,
J’entends g;mir l’;cho des paroles d’amour.

O forme fugitive, ; p;leur parfum;e,
Incertaine douceur arrach;e au destin,
Si prodigalement, si largement aim;e,
J’ai perdu ton sourire au caprice divin ;
O forme fugitive, ; p;leur parfum;e,
Tu m’as fait aujourd’hui le mendiant d’amour
;talant ; la face implacable du jour
La douleur sans beaut; d’une mis;re inf;me…
J’ai ruin; mon c;ur, j’ai d;vast; mon ;me."
  - "J’ai ruin; mon c;ur", un po;me de Ren;e Vivien[4].
  Pauline Mary Tarn, alias Ren;e Vivien, est n;e le 11 juin 1877 ; Londres et morte le 18 novembre 1909 ; Paris, surnomm;e « Sapho 1900 », est une po;tesse britannique de langue fran;aise aux multiples appartenances litt;raires, relevant ; la fois du Parnasse, du Symbolisme, du Pr;rapha;lisme, et du romantisme tardif qu'est le Naturisme ; la Belle ;poque. Demeur;e l'une des grandes ic;nes du g;nie f;minin ; travers les si;cles, son ;uvre fait constamment l'objet de nouvelles recherches.
  Il existe un prix de po;sie en son hommage, le prix Ren;e-Vivien, d;cern; annuellement pour honorer un recueil de po;sie poss;dant des affinit;s th;matiques avec la po;tesse. De grands noms de la litt;rature fran;aise se sont vu remettre ce prix (Lucie Delarue-Mardrus, Marguerite Yourcenar, etc.).
  Une place porte son nom ; Paris : place Ren;e-Vivien, dans le quartier du Marais dans le 3e arrondissement de la capitale."

  ***

  Когда мне говорят, что всегда можно что-то исправить, что никогда не поздно что-то изменить в своей жизни, я улыбаюсь и киваю головой. Я киваю молча и улыбаюсь. И я часто соглашаюсь, но говорить на эту тему уже не хочу, и я перевожу разговор на другие темы...

  Эту цветную фотографию[1] я впервые увидел дома у моего друга и бывшего одноклассника Сергея Ч.[2]: на самом берегу моря, на темном, мокром от волн песке она стоит босая, вытянув перед собой руки и держа в руках заходящее теплое солнце. Внизу справа надпись: “Анапа[3], 1989 год[4].”
  - Это - перед самой их свадьбой...
  - Кто ее муж?...
  - Твой тезка, Андрей К***, - да ты - его знаешь, наверное...
  С той фотографии на меня смотрела, улыбаясь, совсем юная девушка. Она выглядела почти такой же, какой я запомнил ее в наш последний вечер. Это было два года назад, да два года назад, у нее дома, когда мы сидели на кухне, и ее мама угощала нас чаем со сливовым вареньем. Мы болтали о всякой чепухе, и я был совершенно спокоен, хоть мы и не виделись полгода, - со времени моего армейского отпуска в августе 1986 года[5]. А тогда, в мае 1987 года, я вернулся из армии и по очереди обзванивал и обходил всех своих друзей, подруг, родственников, знакомых...

  Я люблю дорогу[6]. Я добирался домой из Порта “Восточный”, "где я провел изгнанником" в зеленой фуражке "два года незаметных"[7], сначала - на электричке, которая раз в две недели во втором вагоне возила два наших взвода на стрельбище в/ч NN под Находкой[8]. Из Находки я ехал на такси до Владивостока[9], в компании двух дембелей[10] из стройбата[11] и одного ЗеКа[12], который тоже ехал домой, к своей состарившейся невесте; затем - самолетом до Красноярска.
  В Красноярске мне пришлось коротать ночь в аэровокзале: посадка на предыдущий рейс на Норильск уже закончилась, и я ждал следующий, - но я не спал, мне не хотелось спать, да и приятель, которого я встретил у билетных касс, тоже сержант-пограничник, с острова Кунашир[13], что на Курильской гряде, трещал без умолку. Из норильского аэропорта "Алыкель:[14] - ветер и холод собачий, даже летом - можно добраться до городского вокзала двумя способами: на электричке (она мне почему-то часто снится), которая ходит через каждые четыре часа и идет с остановками тоже часа четыре, или на автобусе. Я сел на автобус...
  Я открыл своим ключом дверь и поцеловал маму. После чашки горячего с медом чая я вошел в свою спальню и, - не раздеваясь, - упал на свой диван...
 
  В тот вечер я не знал, что мы с Ликой видимся в последний раз... Играла какая-то поп-группа нетзвестная мне, - музыка, кажется, было даже весело. Кто-то еще сидел с нами за столом, - не могу вспомнить, кто. Мне стало не по себе, когда мы прощались. Может быть, потому, что через пару дней она собиралась уехать из Норильска, куда-то "в/на"[15] Украину[16].
  “Бросай все дела и обязательно приходи, - я тебя жду!”
  Я не поцеловал ее, нет, она, видимо, и не ждала этого... Я нажал кнопку лифта и спустился вниз...

  "Наряду с превращением мыслей в ситуацию драматизацией наиболее важным и своеобразным признаком работы сновидения является сгущение Но до сих пор нам еще ничАего не известно о мотивах побуждающих нас к такому сгущению содержания."
  Человеку никогда и ничего не будет известно ни о каких мотивах Например почему я не пришел провожать ее? Почему - я не отпялил[17] ее - как никто не пялил ее - с самой Ликиной Начальной школы (№18)?!...

***

  Удивительно, - как - иногда - запоминаются некоторые даты. Я снова спускался на том же лифте ровно через два года и три месяца. Когда двери лифта раскрылись и я вышел на площадку, мне встретилась ее младшая сестренка, Оксанка. Она здорово подросла, но как всегда все та же короткая стрижка и запачанные туфли, как всегда. Я сказал: “Привет!” Она меня не узнала...
  Мне не хотелось говорить[18 - MF], я просто стоял и смотрел на нее и улыбался. Она побежала вверх по ступенькам, затем обернулась на какую-то секунду: “Вы кто?...”, и побежала дальше. Я не знал, кто я. Я открыл двери и вышел на улицу... На улице был вечер и - снова, - была тосклтвая[19] осень[20]...

  "Очень легко быть крутым днем ночью это совсем другое дело."[21] Когда я остаюсь tete-a-tete[21] с ночью я иногда перелистываю свой настольный перекидной календарь Цитаты наброски стихов мысли в штанишках Я не перечитываю старые письма нет я не храню их долго Потом я беру бумагу и ручку и пытаюсь работать Я пытаюсь отогнать воспоминания в конце концов прошлого нет есть только будущее и настоящее это наступающее будущее а не продолжающееся прошлое я пытаюсь..."

  "Я бродил по улицам осеннего города, где я родился, “я шел один, слагал стихи, я шел один, весь мир любя...”[22]. В тот же вечер я послал открытку в Днепропетровск, по адресу, который раздобыл пару пасов назад. Я посвятил стихотворение Лике. Вот оно:

"Dans les regrets tardifs
Y a-t-il une utilit;
Au fond si ivre
L'amertume du verre?

Utile-cruel
Ayant appris la le;on
Vous courez apr;s
D'une balle sans valeur

Derri;re elle ... UN GANT! ...
Que je suis parfois stupide! ...
Je le presse sur mes l;vres
Ne pas laisser libre cours aux larmes ...

Et encore - d;sir et vin,
Et une fen;tre vers nulle part
Et aucune trace n'est visible
Tu ne vois aucune trace

CETTE..."

***

"В сожаленьях поздних
Есть ли прок,
До дна если выпита
Горечь бокала?

Полезно-жестокий
Усвоив урок,
Ты бросаешься следом,
С никчемного бала

За нею... ПЕРЧАТКА!...
Как глуп я бываю порой!...
Прижимаю к губам,
Волю слезам не давая...

И вновь - тоска и вино,
И окно в никуда,
И не видно следа,
Той не видно следа,

ТОЙ..."

  Я не дождался ответа. Месяцем позже узнал от Сергея Ч., Что тем летом Лика вышла замуж, и что все у нее хорошо. Это хорошо, когда у человека все хорошо...

  Кто-то из моих приятелей сказал: “Ничто так не раскрывает пороки человека, как его дневники.”[23] Похоже, он прав. - Не знаю... Но я не хочу, чтобы кто-нибудь читал мои дневники или мой настольный перекидной календарь. "Я не тщеславен, я не скрытен@. Они скучны, - вот и все...

  Я приезжаю в этот город почти каждый год. В мой следующий приезд у меня проявилась эта фотография. - Единственная ее фотография, оставшаяся у меня. Сейчас она стоит в пластмассовой подставке моего настольного календаря, в вертикальной выемке для бумаг: на самом берегу моря, на мокром от волн песке Лика стоит босая, вытянув перед собой руки и держа в руках заходящее теплое солнце. Внизу справа надпись: “Анапа, 1989 год”...
  Мы не были любовниками. Мы были ПРОСТО - приятелями...
  Я никогда ее не увижу[24], и мы никогда не поговорим... - Потому, - что НЕЛЬЗЯ поговорить с тем, кого уже НЕТ!...

***

  Совсем недавно я получил письмо из Норильска от другого своего одноклассника, врача Андрея Ш. Он пишет, что Сергей Ч. скончался в январе, от инсульта, в новой больнице поселка-спутника Норильска, - Оганер[25], что расположен между Норильском и Талнахом[26], скончался у него на руках.
  Он тоже писал стихи, и кое-что из написанного Сергеем осталось у меня на паьять:...

"...Усталость с глаз улыбкой сбрось,
Нам повезло, а не - пришлось!..

И если мы уйдем - вдвоем
Из монотонных буден,
Туда, где мир - так чуден, -
Мы уйдем!.."

  Я отодвигаю от себя свой настольный календарь, откидываюсь на спинку кресла и закрываю глаза. Письма, стихи и фотографии начинают меркнуть, расплываться, удаляться от меня, и где-то там вдали - смешиваться и спариваться между собой, поднимаясь к небу и оставляя легкие, легкие тени на белом саване зимнего одиночества. И, описав одиннадцатилетнюю и сорокатысячекилометровую окружность, они вырастают в огромные причудливые узоры, закруживаемые порывистым ветром искаженного человеческого мировосприятия в суматошный хоровод спирали ДНК.

  "Колыбель качается над бездной"[27]. Я закрываю свои глаза[28], - и вижу длинную-длинную очередь[29], - то быстрее, то - медленнее, но все так же - неуклонно - продвигающуюся "туда, - где мир так чуден"...
  Я вглядываюсь в лица стоящих впереди меня в очереди, и - нахожу среди них своих друзей и близких, или же - просто знакомых.... Кто-то улыбается мне, держа одной рукой бутылку “Martini Bianco”, а другой - призывно машет мне и весело кричит: “Айда с нами!” Кто-то дремлет, прислонившись к спине впереди-стоящих, а кто-то же, - кого так и не смогли спасти в том самом родильном доме №4 города Днепропетровска, - стоит босиком, вытянув перед собой руки, и - держа в руках заходящее теплое СОЛНЦЕ...

  ***

  Осень 1991 г., г. Blоody-Кавказ, РоSSия.
  Последняя редакция: 10 и 13 декабря 2020 г., г. Бровары, Украина.

  ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА:
 
  [1]. На самом деле, мысль “Ничто так не раскрывает пороки человека, как его дневники.” принадлежит самому Автору. Высказана им около 1990 г.
  [2]. За этот свой рассказ Автор получил 2-ю премию на конкурсе молодых писателей во Владикавказе, в номинации "Проза", летом 1998 г. Когда Автор зачитывал свое произведение перед членами конкурсного жюри, то искушенные профессорши-дамы бальзаковского возраста плакали навзрыд! Кое-кто из менее искушенных юных участниц на задних рядах зала - откровенно шмыгал носом и украдкой вытирал платочком слезы на своих глазах...
  [3]. "S;lection de 20 citations et phrases de Ren;e Vivien
- D;couvrez un proverbe, une phrase, une parole, une pens;e, une formule, un dicton ou une citation de Ren;e Vivien issus de romans, d'extraits courts de livres, essais, discours ou entretiens de l'auteur.

Je t;chai de retrouver au fond de ma m;moire, plus ;puis;e qu'une coupe vide, quelques mots de pri;re... Et des pens;es libidineuses vinrent me tourmenter, pareilles ; de rouges diablotins.
La Dame ; la louve (1904) de Ren;e Vivien
J'ai si longtemps respir; l'air des for;ts, l'air vibrant de neige, je me suis si souvent m;l;e aux Blancheurs vastes et d;sertes, que mon ;me est un peu l';me des louves fuyantes.
La Dame ; la louve (1904) de Ren;e Vivien


Je crus pendant une seconde qu'elle ;tait devenue folle, elle aussi. Et je hurlai de joie, semblable ; un Indien qui se venge. Elle ne se troubla point. Elle ;tait habitu;e ; mon humeur fantasque. Elle me m;prisait trop pour me craindre.
La Dame ; la louve (1904) de Ren;e Vivien


Je suis l';tre qui domine et qui prot;ge. Je t'aime d'un amour imp;rieux et doux. Je t'aime comme un amant et comme une soeur.
La Dame ; la louve (1904) de Ren;e Vivien

Toute la po;sie cach;e qui ;tait en moi s'est r;veill;e, dans la chaude lumi;re de ce radieux paysage, je sentais une ;motion inconnue m'agiter, c';tait le papillon de l';me qui s';veillait au fond de sa chrysalide et qui sentait palpiter ses ailes.
Lettre, ; Am;d;e Moull;, 21 mai 1894 de Ren;e Vivien

R;f;rences de Ren;e Vivien - Biographie de Ren;e Vivien


Mon Amour, ma Ma;tresse, ma Douceur parfaite je t'envoie mon coeur dans un baiser. Ah! ta divine derni;re lettre! Je pense ; toi avec tant de ferveur douloureuse!
Lettre ; K;rim;, premier semestre 1906 de Ren;e Vivien


Voici descendre enfin sur nous la belle nuit
Si douce ; qui se meurt, ; qui se d;sesp;re,
Sillages (1908), Allons dans le soir de Ren;e Vivien

Je suis reconnaissante ; la vie de m'avoir accord; un si beau bonheur, un r;ve si extraordinaire. Car jamais un po;te ne v;cut un songe plus adorable: jamais aucun po;te n'aura une aussi merveilleuse ma;tresse. Je t'adore.
Lettres ; K;rim;, Contantinople, ao;t 1905 de Ren;e Vivien

R;f;rences de Ren;e Vivien - Biographie de Ren;e Vivien
De si loin, mon d;sir te cherchera. Et tu sauras que, par la pens;e, je te poss;de ; nouveau. Jamais tu ne fus plus belle ni plus adorable que pendant ces derniers jours si parfaitement beaux.
Lettres ; K;rim;, Contantinople, ao;t 1905 de Ren;e Vivien


J'ai re;u le cher anneau avec une immense joie. Et le doux symbole de ces coeurs unis m'a rendue heureuse infiniment. Je me sens chaque jour plus fervemment ;prise. Vous ;tes en moi, vous ;tes autour de moi, vous ;tes devenue ma pens;e m;me.
Lettres ; K;rim;, d;but 1905 de Ren;e Vivien


Ecrivez-moi encore, encore... Je bois vos paroles comme si je les aspirais sur vos l;vres.
Lettres ; K;rim;, 1904 de Ren;e Vivien


Je comprends mieux, en les fr;lant, les choses belles,
Je partage leur vie intense en les touchant.
C'est alors que je sais ce qu'elles ont en elles
De noble, de tr;s doux et de pareil au chant.
Sillages (1908), Chair des choses de Ren;e Vivien


Je poss;de, en mes doigts subtils, le sens du monde,
Car le toucher p;n;tre ainsi que fait la voix,
L'harmonie et le songe et la douleur profonde
Fr;missent longuement sur le bout de mes doigts.
Sillages (1908), Chair des choses de Ren;e Vivien

Je d;fends mon bonheur, comme on fait des tr;sors,
Contre les regards durs et les bruits du dehors.
A l'heure des mains jointes (1906), Int;rieur de Ren;e Vivien

Mon existence est comme un voyage accompli.
C'est le calme, c'est le refuge, c'est l'oubli.
A l'heure des mains jointes (1906), Int;rieur de Ren;e Vivien


Dans mon ;me a fleuri le miracle des roses.
Pour le mettre ; l'abri, tenons les portes closes.
A l'heure des mains jointes (1906), Int;rieur de Ren;e Vivien


Pleurons avec la voix des femmes malheureuses - Sur la jeunesse morte et sur l'amour qui fuit - Malgr; les bras tendus des tristes amoureuses.
de Ren;e Vivien

; Quelle est la citation la plus c;l;bre de Ren;e Vivien ?
La plus c;l;bre citation de Ren;e Vivien est :  Mon existence est comme un voyage accompli.
C'est le calme, c'est le refuge, c'est l'oubli. .


; Quelle est la citation la plus courte de Ren;e Vivien ?
La plus courte citation de Ren;e Vivien est :  Ecrivez-moi encore, encore... Je bois vos paroles comme si je les aspirais sur vos l;vres. .


; Quelle est la citation la plus longue de Ren;e Vivien ?
La plus longue citation de Ren;e Vivien est :  Toute la po;sie cach;e qui ;tait en moi s'est r;veill;e, dans la chaude lumi;re de ce radieux paysage, je sentais une ;motion inconnue m'agiter, c';tait le papillon de l';me qui s';veillait au fond de sa chrysalide et qui sentait palpiter ses ailes.


; Quelle est la citation la plus belle de Ren;e Vivien ?
La plus belle citation de Ren;e Vivien est:  Pleurons avec la voix des femmes malheureuses - Sur la jeunesse morte et sur l'amour qui fuit - Malgr; les bras tendus des tristes amoureuses.
-
 

[4]. "Макс Фриш (нем. Max Frisch; 15 мая 1911, Цюрих — 4 апреля 1991, там же) —
  швейцарский писатель и драматург.
  Биография
  Отец Макса Фриша был архитектором, мать служила гувернанткой. С 1930 по 1932 год он учился в Цюрихском университете — изучал германистику. После смерти отца оставил учёбу и поступил на службу газетным репортёром. В это время написал «Юрг Рейнгарт» (1934) и «Ответ из тишины» (1937). В 1936 году поступил на архитектурное отделение Цюрихской высшей технической школы, которую окончил в 1940 году. Прочитав роман Готфрида Келлера «Зелёный Генрих», Фриш разочаровался в собственном творчестве.
  Во время Второй мировой войны Фриш был призван в армию, где начал вести дневник, в 1940 году опубликованный под названием «Листки из вещевого мешка»; затем появился роман «J’adore ce qui me br;le», в переводе с французского — «Обожаю то, что меня сжигает». Со второй половины 1940-х годов Фриш работал для театра — написал пьесы: «Санта Крус», «Они опять поют», «Китайская стена» и многие другие. Тем не менее, до 1950-х годов он зарабатывал на жизнь как архитектор.
  Мировую известность Максу Фришу принесли три романа: «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964).
  В 1960-е годы Фриш много путешествовал, посетил Японию, США и другие страны. В 1972 году он поселился в Берлине, а в начале 1980-х годов переселился в США, в Нью-Йорк, со своей спутницей жизни — Элис Лок-Кэри, которой он посвятил часть своих дневников. Эти дневники, найденные в архивах его секретарши, были опубликованы в марте 2010 года. В них содержатся размышления о жизни в США во время президентства Рональда Рейгана[2].
  Лауреат премии Шиллера (1973) и премии памяти Шиллера (1965)."
  - https://ru.wikipedia.org/wiki/Фриш_Макс.
 
  "Цитаты Макса Фриша
Время нас не меняет. Это просто разворачивает нас.
Макс Фриш
Время, Честность, Доу
- Макс Фриш (1977). «Альбом для рисования 1946–1949», Хаутон Миффлин Харкорт П.
 
Технологии ... умение так упорядочивать мир, что нам не нужно его испытывать.
Макс Фриш
- Макс Фриш (1994). «Homo Faber», стр.186, Houghton Mifflin Harcourt
 
Ревность - это боязнь сравнения.
- Макс Фриш

Мы попросили рабочих. Вместо этого у нас есть люди.
- Макс Фриш
   
Шутка - хороший камуфляж. Далее идут сантименты ... Но лучший камуфляж, на мой взгляд, - это простая и понятная правда. Потому что этому никто никогда не верит.
Макс Фриш
   
Мы знаем, что каждый любимый человек чувствует себя трансформированным, раскрывшимся, и он раскрывает все, самое сокровенное и самое знакомое, как для того, кто его любит, так и для себя ... Человек, которого вы любите, так же неуловим. как вселенная, как бесконечное пространство Бога, он безграничен, полон возможностей, полон тайн.
- Макс Фриш (1989). «Макс Фриш: романы, пьесы и эссе», Burns & Oates

Когда мы путешествуем, мы подобны пленке в момент воздействия; это память, которая будет его развивать.
- Макс Фриш (1977). «Альбом для рисования 1946–1949», Хаутон Миффлин Харкорт П.
 
Мы живем в эпоху воспроизводства. Большую часть того, что составляет нашу личную картину мира, мы никогда не видели собственными глазами - или, скорее, мы видели это собственными глазами, но не на месте: наши знания приходят к нам на расстоянии, мы телезрители, телеслушатели, телезнающие.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр. 161, Houghton Mifflin Harcourt
   
Если движение становится слишком легким, возможно, вы катитесь под гору!
- Макс Фриш

Убежденный человек на все находит ответ. Убеждения - лучшая защита от живой правды.
- Макс Фриш (1977). «Альбом для рисования 1946-1949», Хаутон Миффлин Харкорт П.
 
Реальная жизнь, жизнь, которая оставляет отложение в форме чего-то живого ... Трудно сказать, что делает жизнь реальной ... Можно также сказать, что это зависит от идентичности человека самому себе.
- Макс Фриш
   
Дело в том, чтобы показать, кто такой крест, а кто распятый.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр. 54, Houghton Mifflin Harcourt
   
У меня нет слов для описания моей реальности.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр.72, Houghton Mifflin Harcourt
   
Только сознание небытия позволяет нам на моменты осознавать, что мы живем.
- Макс Фриш (1977). «Альбом для рисования 1946-1949», Хаутон Миффлин Харкорт П.
 
Путешествие, джентльмены, - это средневековье, сегодня у нас есть средства общения, не говоря уже о завтрашнем дне и послезавтра, средства общения, которые приносят мир в наши дома, путешествовать из одного места в другое - атавистично.
- Макс Фриш (1994). «Homo Faber», стр.114, Houghton Mifflin Harcour

Почему умирающие никогда не плачут?
- Макс Фриш (1989). «Макс Фриш: романы, пьесы и эссе», Burns &

Достоинство человека в свободном выборе.
- Макс Фриш
 
Сказано, что не делай себе кумира Бога. Та же самая заповедь должна применяться, когда под Богом понимается живая часть каждого человека, часть, которую невозможно понять. Это грех, что, сколько бы он ни совершался против нас, мы почти постоянно совершаем себя - кроме тех случаев, когда мы любим.
- Макс Фриш (1989). «Макс Фриш: романы, пьесы и эссе», Burns & Oates
 
Готовые вещи перестают быть убежищем для духа; но незавершенная работа - это восторг.
- Макс Фриш (1977). «Альбом для рисования 1946-1949», Хаутон Миффлин Харкорт П.
   
Вы можете выразить словами все, что угодно, кроме собственной жизни.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр. 55, Houghton Mifflin Harcourt
   
На самом деле те, кто не заботится о политике и сидят на заборе, действительно встают на сторону политической партии: правящей партии.
- Макс Фриш
 
Обществу нужны известные люди; вопрос в том, кого он выберет на эту роль. Любая критика его выбора косвенно является критикой этого общества.
- Макс Фриш (1975).

Всегда больше всего вредят моралисты. Аборт - логический результат цивилизации, только джунгли рождают и исчезают, как велит природа. Мужские планы.
- Макс Фриш (1994). «Homo Faber», стр.117, Houghton Mifflin Harcourt
 
Чем старше вы становитесь, тем проще вам это сделать.
- «Альбом для рисования 1946-1949». Книга Макса Фриша, 1977.
 
Если вы слишком рано критикуете то, что делаете, вы никогда не напишете первую строчку.
- Макс Фриш
   
Именно разочаровывающие истории, у которых нет надлежащего конца и, следовательно, нет надлежащего смысла, звучат правдоподобно.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр. 55, Houghton Mifflin Harcourt
 
У машины нет чувств, она не испытывает страха и надежды ... она действует в соответствии с чистой логикой вероятности. По этой причине я утверждаю, что робот воспринимает точнее, чем человек.
- Макс Фриш (1994). «Homo Faber», стр.84, Houghton Mifflin Harcourt
 
Есть всевозможные способы убить человека или, по крайней мере, его душу, и это то, что не может обнаружить ни одна полиция в мире.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр.109, Houghton Mifflin Harcourt
 
Я живу, как каждый настоящий мужчина, своей работой.
 
Макс Фриш (1994). «Homo Faber», стр.100, Houghton Mifflin Harcourt
 
Каждая форма портит характер.
- Макс Фриш
 
Требование любить ближнего, как самих себя, содержит в качестве аксиомы требование, чтобы мы любили себя, принимали себя такими, какими мы были созданы.
- Макс Фриш (1958). «Я не Стиллер», Винтаж
 
Наша вина имеет свои применения. Он многое оправдывает в жизни других.
- Макс Фриш (1975). «Montauk».
   
Я совершенно уверен, что моя ненависть вредит мне больше, чем люди, которых я ненавижу.
- «Альбом для рисования 1966-1977». Книга Макса Фриша, 1977.
   
Стиллер принимал участие в гражданской войне в Испании. Непонятно, что побудило его к этому военному жесту. Вероятно, было объединено много факторов - довольно романтичный коммунизм, такой, какой был распространен среди буржуазной интеллигенции того времени.
- Макс Фриш
 
Невозможно сделать непонятное понятным, не потеряв его полностью
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр. 332, Houghton Mifflin Harcourt
 
АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Даже то, что они едят и пьют, эти бледнолицые, которые не знают, какое вино, их уродливость, их розовая колбасная кожа, ужасно, они живут только потому, что есть пенициллин, ... мир как американизированный вакуум, их фальшивое здоровье, их фальшивая молодость, как они используют косметика даже на трупы, все их порнографического отношение к смерти.
- Макс Фриш
   
Разница между автором и лошадью в том, что лошадь не понимает языка торговца лошадьми.
- Макс Фриш
 
Если у кого есть совесть, так это вообще виноватая.
- Макс Фриш (1992). «Три пьесы»
 
Нет ничего труднее, чем принять себя.
- Макс Фриш (1958). «Я не Стиллер», Винтаж
 
Строго говоря, каждый гражданин с доходом выше определенного уровня виновен в каком-либо правонарушении.
- Макс Фриш (1962). «Три пьесы: Поджигатели огня, граф Одерланд [и] Андорра»
 
Первобытные народы пытались аннулировать смерть, изображая человеческое тело - мы делаем это, находя заменители человеческого тела. Технологии вместо мистики!
- Макс Фриш (1994). «Homo Faber», стр. 86, Houghton Mifflin Harcourt
 
Причина и следствие никогда не делятся между двумя людьми.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр.115, Houghton Mifflin Harcourt
   
Остается только безумное желание настоящего самосознания через женщину.
- Макс Фриш (1975). «Montauk», Suhrkamp Publishers
 
Без Эроса нет искусства.
- Макс Фриш (1977). «Альбом для рисования 1946-1949», Хаутон Миффлин Харкорт П.
 
Технолог был последним обличьем белого миссионера, индустриализация - последним евангелием умирающей расы, а уровень жизни - заменой цели жизни.
- Макс Фриш
 
Я знаю, что я самый счастливый из любовников.
- «Гантенбейн». Книга Макса Фриша, 1964 г.

Либо брак, я считаю, судьба, либо в этом нет никакого смысла, это обман.
- Макс Фриш (1958). «Я не Стиллер», Винтаж
 
Нашей относительной верностью был страх поражения от руки другого партнера.
- Макс Фриш (1994). «Я не Стиллер», стр.130, Houghton Mifflin Harcourt
 
Мы живем технологически, с человеком как хозяином природы, человеком как инженером, и позволяем любому, кто возражает против этого, прекратить использовать мосты, построенные не природой ... Никаких электрических лампочек, никаких двигателей, никакой атомной энергии, нет. счетные машины, никаких анестетиков - назад в джунгли.
- Макс Фриш (2006). «Homo Faber», стр.131, Penguin UK
 
Насколько я понимаю, нет такой вещи, как владение любовью.
- Макс Фриш
 
Я не верю в провидение и судьбу, как технолог привык считаться с формулами вероятности.
- Макс Фриш
 
Когда вы говорите, что у друга есть чувство юмора, вы имеете в виду, что он заставляет вас смеяться или что он может заставить вас смеяться?
- Макс Фриш
 
По крайней мере, можно предположить, что позднему поколению, таким как мы, предположительно, есть особая потребность в эскизе, чтобы не быть задушенным до смерти унаследованными концепциями, которые исключают новое рождение ... У эскиза есть направление, но нет конца ; набросок как отражение взгляда на жизнь, который уже не является окончательным или еще не окончательным.
- Макс Фриш
 
Технология как умение уничтожать мир как сопротивление, ... безжизненность технолога ... Моя ошибка заключалась в том, что мы, технологи, пытаемся жить без смерти.
- Макс Фриш
   
Достоинство: последнее прибежище обреченного человека.
- Макс Фриш

Источник: https://www.azquotes.com/author/5191-Max_Frisch.

"
Барон. Он жив, пока я живу.
Эльвира (с удивлением смотрит на него). Почему ты так думаешь?
Барон. Пока я живу, моя тоска с ним, он сделал из нее парус, несущий его по морям, а я вот сижу и даже не знаю, где он там с моей тоской. Пока я здесь работаю, он видит берега, порты, города, о которых я даже не слышал.
Эльвира. Ну и пусть себе видит!
Барон. Пусть...

Барон. (не слушая). Иногда... Знаешь, чего я иногда хочу?
Эльвира. Отправиться на Гавайские острова.
Барон. Я хочу увидеть его еще раз, этого парня, который живет моей второй жизнью. И только. Хочу знать, как он жил все это время. Хочу услышать, чего я лишился. Хочу знать, какой могла быть моя жизнь. И только.

И все-таки я не верю, что это - единственно возможная для меня жизнь. Понимаешь?

Но женщина, видишь ли, не играет ни любовью, ни браком, ни верностью, ни человеком, за которым она пошла.
Барон. Разве я играю?
Эльвира. Что было, то было; у того нет прав на настоящее, тому нет места в моих мыслях! Если женщина говорит: "Да, я иду с тобой", она так и поступает. А все остальное приносит в жертву,
не думая ни о чем другом и ни в чем не раскаиваясь. Так и я - потому что я люблю тебя. И хочу, чтобы и мужчина, который для меня все, также и во мне находил все.

...Я напомнил ей о вещах, о которых тебе вовсе не следует знать, умнее от этого не станешь, а главное - жизнь коротка, вот в чем вся штука.

Мне никак нельзя оступиться, иначе я проснусь.

Я знаю, Пелегрин, Каким оно будет, - ведь оно уже было.

В такую ночь опаснее пренебрегать вином, чем его пить.

Они свирепо завидуют чужой жизни, потому что у них нет своей собственной...

Не верю, чтобы барон мог уехать так просто, как будто в мире он один.

А что может знать о мире холостяк, даже если он объехал весь мир...

Друг мой, есть вещи, которые происходят вовсе не для того, чтобы их понимали. И все-таки они происходят. Это называется безумием.

Я оставлю его на столе, где ты найдешь его утром, если спустишься, как все эти годы, к завтраку, как будто ничего не случилось, и обнаружишь, что ты одна, о чем я искренне сожалею.

Мы уже не помним, как это было, - ведь то были мгновения, рассыпанные по годам.

Пока нас навсегда не засыпало снегом.

Что вы потеряли в снах замужней женщины?

Вы же листаете в годах то вперед, то назад, это просто свинство!

Тем, что любят друг друга, мужчина и женщина, которых Бог создал друг для друга, чтобы дать им вину друг перед другом.

Не думай, что ребенок - это меньше, чем мы. Жизнь, которая перед ним, длиннее нашей.

Зачем мы живем? Как зачем - того хотят рыбий жир, долг, устойчивость, жена, дети, слуги, горничная, кухарка, крестьяне, господь Бог, отечество... (Очень серьезно) Эльвира, я не способен на это.
Никому не удастся то, чего он не хочет...
 
Потому что никто не мог бы вести жизнь иную, чем та, которую он ведет...
Пелегрин. Путь, знаете ли, нелегок.
Барон. Прекрасно! Главное - это сам путь.

Негр.Я негр...
Полицейский. Не говори того, что и так всем видно.

Женщина никогда не бывает виноватой, я знаю. Уж хотя бы то, что она бездействует, говорит в ее пользу.
 
В одной точке пространства и времени, здесь и теперь, сходятся два человека - мне это показалось таким чудом. И только.
Пелегрин . Я тоже думаю, что когда-то мы любили друг друга.
Эльвира. И вот, оказавшись поблизости, ты захотел узнать, сколько от всего этого осталось? Понимаю. Или ты хотел мимоходом удостовериться, знает ли Эльвира, чего ты достиг - без нее? Объездил весь свет? Я в курсе дела, меня ввела в него горничная.

Если б мы знали, каково адресату получать наши письма, вряд ли мы стали бы писать их.
 
Ты не хотел женится, чтобы моя тоска осталась с тобой. О, то была беспримерная хитрость. Ты желал большего, чем спать с женщиной, ты хотел войти в ее сны... А действительную близость, расходующуюся и пустеющую в тысячах привычных поцелуев, повседневность и будни ты оставил другому, доброму, верному мужу, которого ты мне желал...
Пелегрин. Что ты была не единственной, Эльвира, - это само собой разумеется.
Эльвира. Понимаю.
Пелегрин. Но ты, быть может, единственная, которая это понимает.

Я люблю книги, которых не читал.

...И рассказывал о Млечном Пути так, словно он был создан только вчера...

У тебя есть тайны, которые сторожит рассудок; он тебе очень нужен, поэтому он так остр."
- Источник: https://ru.wikiquote.org/wiki/Санта_Крус_(Пьеса).