Как быть с мировоззренческими и межрелигиозными ра

Игорь Ерошенко
Как быть с мировоззренческими и межрелигиозными различиями ?
          (Об актуальности синергийной деятельности  человека)
    
     Ну, уж никак не ставить их в основание вражды и воспитания ненависти. Да, они существовали и существуют. Различия объективны, но вражда и ненависть ведут к самоистреблению. Необходимо развивать искусство погашения вражды синергийной деятельностью.
     В так называемое осевое время подготовлен духовный материал для мировых религий. Осевое время дало импульс к возникновению и развитию мировых религий (одна из них, буддизм, и возникает в это самое время).  У всех мировых религий присутствует эсхатологический мотив. Как выразился один одесский священник, мировые религии «схожи, признавая за видимым миром неизбежный конец».  Будем считать, что проблема спасения от грозящего конца именно религиозным знанием была отмечена уже более 2 500 лет назад. Но сегодня она актуальна как никогда.   
      Актуальность этой проблемы свидетельствует: в религиозном знании присутствуют не только заблуждения, но и истины. Сегодня вероятность конца, предсказываемая на протяжении тысячелетий религиями, подтверждается накопленными запасами ядерного и атомного оружия, запасами других видов оружия массового поражения и наличия эгоистически и индивидуалистически настроенных групп, готовых применить эти виды оружия. Стойкое загрязнение планеты людьми, вымирание многих видов животных - ещё один факт в подготовке людьми своего исчезновения.  Эта ситуация предопределяет необходимость объединения деятельности (синергии) верующих и неверующих в борьбе за мир и восстановление чистоты  планеты. Здесь трансцендентному знанию непременно необходимо взаимодействовать с научным знанием.
    У современной мировой социально-экономической системы две тенденции: усиление синергийной деятельности (отвечает интересам всего человечества) и возвращение к рабовладению (чем в своей сущности и является фашизм, нацизм, милитаризм, терроризм). Первая тенденция ставит своей целью создание единой мировой социально-антропологической системы, которая бы функционировала в интересах всех народов и всех социальных групп, никого не унижая и не обделяя. Вторая тенденция ставит своей целью создание тоже мировой системы, но такой, чтобы она гарантировала превосходство только определённым социальным группам, и унижение, и рабство, и материальную, и духовную  нищету, и даже физическое уничтожение остальным (эта тенденция ведёт к ситуации, когда роботы «поедают» людей,  как это делали овцы в своё время в Англии).
     Люди труда, опираясь на науку, на знания должны противостоять этой тенденции, вместе, т.е. синергийно.
      Человек, научившись управлять «зоологическим индивидуализмом» научился создавать синергийные социальные организации, связанные кровно-родственными отношениями.
      На смену кровнородственным общинам пришли соседские. В соседских общинах ещё сохранялись синергийные отношения, но сфера их была ограничена. Элементы отношений первобытных общин сохраняются у многих народов внутри семейных отношений, особенно внутри крестьянских семей. Синергийные отношения всегда сохранялись имплицитно внутри общества. К ним обычно обращались народы в сложные кризисные моменты (подъём народно-освободительного движения в «Смутное время» в России, например).
     Бытийствование этого рода социальных отношений находило и находит идеологическое  выражение. Основной формой идеологического выражения опыта синергийной деятельности до середины Х1Х века служили религиозные учения и утопии. В середине Х1Х века Маркс и Энгельс попытались использовать научные методы в систематизации знания о синергийной деятельности. Де факто это сложилось в начала, основы науки (первоначальный вариант) об управлением обществом в интересах  всех людей его составляющих (теория научного коммунизма/реального гуманизма). 
    Опыт использования этого учения большевиками в России, некоторых других странах Азии и Латинской Америки противоречив. Он свидетельствует о некоторой односторонности обобщённого в марксизме опыта. Это был главным образом опыт революционного утверждения капитализма в  странах Запада.
      Теория марксизма – научная теория, но имеет свои ограничения, требует непрерывного развития в процессе её использования, тщательного учёта специфики той социальной реальности, в которой её применяют. Даже Ленин не успел представить своим последователям таких установок, которые бы помогли сохранить СССР как страну. Китайцам повезло с Дэн Сяопином.
       Но распад СССР не облегчил положение капитализма как системы. Эта система переживает и политические , и экономические, и духовные кризисы. Выравнивается, правда,  медленно положение стран Востока по отношению к Западу, Юга к Северу. В мире закрепилась идея «социального государства» (конечно, это не социализм,  но явное признание справедливости  стремления к нему).
       Главные цели, которые могут быть достигнуты синергийной деятельностью людей: предотвращение мировой войны и фашизации мировой системы, очищение планеты.