Как-то раз в монастырь к мудрецу пришел страдалец. Был он изможден и бледен от мучений.
– О, учитель, обратился он к известному мудрецу, – помоги мне! Все вызывает во мне чувство лени. За что я ни возьмусь, все мне хочется бросить, ни одно дело меня не увлекает. Как жить!? Без тебя не разобраться!
Старик пощупал у нового ученика пульс, потрогал лоб ладонью и сказал:
– У тебя очень серьезная болезнь! Будь осторожен. Это грозит ужасными последствиями!
– Ты поможешь мне, о, мудрейший? – воззвал в отчаянии ученик.
Да, – сказал старик, – но тебе придется над этим немало потрудиться!
– Я готов, – ответил юноша. – И сотворил молитву у статуи Будды.
С этого дня старый мудрец не оставлял без внимания своего ученика.
– Как ты себя чувствуешь? Хочешь ли заняться изучением древних записей? – спрашивал он его каждое утро.
На это молодой человек плакал и отвечал:
- О, учитель, нет у меня желания читать старинные книги. Но я буду это делать, если ты прикажешь.
И тогда учитель отправлял молодого человека в библиотеку и заставлял целый день переписывать изречения древних мудрецов.
На следующий день все повторялось.
– Как ты сегодня себя чувствуешь, – вопрошал монах, – имеешь ли желание пойти выкладывать дорожку камнем?
– О, учитель, я так благодарен тебе за науку! – говорил ученик. – Я не имею желания вставать с циновки, но обязательно сделаю все, как ты велишь мне!
Он шел и работал до последнего луча солнца.
Долго думал монах, как излечить от лени несчастного. Он был уверен, что злые силы послали ему эту напасть. Поэтому заставлял его сидеть в медитации долгие часы.
– Как ты сегодня себя чувствуешь, – вопрошал старик после сеанса.
– О, учитель, я видимо, самый несчастный из всех людей! – восклицал юноша и горько плакал.
У старого монаха обливалось сердце кровью. Но он снова и снова отправлял своего горе-ученика то читать сутры, то работать в саду, то таскать неподъемные камни.
Но все было напрасно. Ученик по-прежнему ощущал нежелание что-либо делать и хотел лишь одного – отложить дела на следующий день.
Совсем выбился из сил старый монах. И пошел в горы к отшельнику, который когда-то научил его мудрости. Долго шептались они в лучах закатного солнца. Долго решали, что делать с несчастным умирающим от тяжкой болезни учеником. А потом что-то решили и так радовались, что оба напились соджу.
Когда монах вернулся в монастырь, на востоке всходило солнце. Он вызвал к себе ученика и сказал:
– Ты и сегодня чувствуешь себя разбитым и нежелающим что-либо делать?
– Да, учитель, – сказал молодой человек и горько заплакал.
– Тогда давай вместе посмотрим на этот прекрасный восход и вместе помедитируем.
– Спасибо мудрейший, что решил разделить со мной этот час, – сказал ученик и стал смотреть на прекрасный восход солнца. Он рассматривал, как просыпаются птицы, слушал их трели. Наслаждался утренним ветром и пытался запомнить, как потоки воздуха ласкают его лицо. Он смотрел на рябь реки и следил за кругами на воде, которые оставляли рыбы.
В этот момент учитель немного присел, чтобы занять наиболее удобную позицию, и отвесил своему несчастному ученику добрый пинок.
С тех самых пор ученик забыл, что такое лень. А слава о мудрости старого монаха распространилась по всему государству.