Сёстры Буренковы

Александр Парцхаладзе
               
                1          
               
        В соседней комнате  тихо.  Только что пришла в гости старая знакомая, подруга родителей  еще школьно-институтских  времен, Лёля Буренкова.  Тетя Леля, как я звал её в детстве,  Елена Федоровна,  как я стал называть её уже студентом. Она прилетела сегодня утром,  остановилась, правда,  на этот раз не у нас,  но по привычке сразу же забежала к нам.               
        Я открыл ей дверь,  потянув за шнурок:  между парадной и балконом было 10 ступеней.  Язычок замка щелкнул,  дверь отворилась,  и вот по лестнице поднимается моя тётя Лёля - Елена Фёдоровна,  поднимается,  уже раскинув руки для своего обычного  приветствия-объятья.               
        Родители встречают её во внутреннем коридоре.  Снова объятия,  на круглую высокую вешалку в углу взлетает шляпка нашей гостьи,  а сама она,  увлекаемая в гостиную,  успевает шепнуть мне:               
               
        - Я еще загляну к вам!...               
               
        "К нам" - это в комнату,  где, недавно поженившись,  живем мы,  я и моя бывшая одноклассница,  живем, не высовывая без лишней надобности нос наружу, потому что никакие внешние приличия не могут затушевать очевидного - наш брак,  с первого дня встреченный в штыки,  так и остаётся  абсолютно неприемлемым  для родителей.    
        В гостиной включен телевизор  и,  еще до того, как дверь за гостьей закрывается,  я понимаю,  что показывают  очередную серию  "Саги о Форсайтах".       
        Так о чем же, интересно, говорят "взрослые"?  Сами себя мы детьми уже не чувствуем, но это вот ежедневное напоминание о том,  что мы  "еще,  в сущности, дети" и  "поспешили",  эта непреодолимая  никакими доводами грань  отгораживает нас, "детей" - "молодыми"  нас принципиально  не назвали ни разу  -  отгораживает нас  не только от старших,  она невидимым барьером  отделяет меня теперь  ото  всего привычного с детства круга.               
               
        - Тебе не кажется, - спросила меня,  едва мы остались как-то одни, мама, - тебе не кажется,  что в ранних браках есть что-то нечистоплотное?  Когда вместо учебы, мальчики и девочки начинают думать о сексе?               
               
        - Нечистоплотное?  Совершеннолетними считаются у нас 18-летние, а нам,  к примеру, уже по 20... Кстати,  между мной и тобою  разница всего в 20 лет. Значит,  когда ты выходила замуж,  тебе самой было 19?               
               
        Не хочется даже вспоминать,  что последовало за этой моей попыткой восстановить  "историческую справедливость"...               
               
        Так о чем же,  интересно,  идет там беседа? -  в комнате,  где голос  непримиримой  Ирэн  участливо спрашивает  обескураженного Джона:               
               
        - У тебя голова не болит,  дорогой?               
               
        Внезапно из-за закрытых дверей становится слышно, как возмущается  наша гостья:            
               
        - Какая она все-таки бессовестная эгоистка,  эта Ирэн!  Ну, испортила себе жизнь,  а для чего портить жизнь  вдобавок и своему сыну?  Да еще делать при этом вид,  что думаешь не о себе,  а о нем!               
               
        Родители,  явно раздраженные,  начинают доказывать,  что "нельзя так бесцеремонно строить свою судьбу за счет своих близких!".               
               
        - Бог ты мой, - поражается Лёля, - а я и не думала,  что Голсуорси  т а к  вас трогает,  настолько вам близок.  Не я одна, многие считают, что в образе Ирэн автор запечатлел свою собственную возлюбленную и потому не смог быть объективным.               
               
        Голоса в соседней комнате звучат теперь  громко,  и  мы различаем  каждое сказанное слово.               
               
        - Да причем тут Ирэн?!  Разве  в ней дело?  Дело же в том,  имел ли право  не какой-то там Джон,  а наш сын  привести в дом эту пастушку!               
               
        Мужской голос с  нескрываемым  возмущением продолжает:               
               
        - Не хватает только, чтобы он почувствовал сейчас твою поддержку!               
               
        "Эта пастушка", вчерашняя ученица моей мамы,  учительницы,  которая на работе внушает  всем, что "не место красит человека, а человек место",  "эта пастушка",  девушка- студентка  физического факультета  университета,  родившаяся, действительно, в деревне,  смотрит в пол...               
               
               
        Дверь в нашу комнату распахивается. Лёля  влетает в неё без стука,  обнимает жену:               
               
        - Бедная ты моя девочка!...               
               
                2               
               
        Она и раньше  пришла мне однажды на помощь.  Когда меня вызвали в деканат и предупредили,  что без постановки на воинский учет  мне грозит отчисление. Но стать на учет без прописки у меня никак не получалось. Временную ленинградскую прописку мог бы дать дед,  но он не предлагал,  а мне просить его не хотелось. В результате я позвонил ей,  Елене Федоровне, и она в три дня решила вопрос, который мучил меня уже три месяца.               
        Теперь она прилетела, оказывается,  в командировку:  в Тбилиси жил археолог, искусствовед,  участник тифлисской группы футуристов  Дмитрий Петрович Гордеев.  Он был уже очень немолод,  и Елену Федоровну специально направили из Щедринки  помочь ему разбирать,  приводить в порядок огромный архив - архив, в котором помимо собственных его рукописей, дневников и переписки,  хранились рукописи его брата,  известного поэта Божидара.               
        Мне был очень интересен этот человек:  в начале века он был членом и одновременно хроникером  тифлисской группы футуристов "41 градус"*, в которую входили Крученых, братья Зданевичи, Гудиашвили. Елена Федоровна любезно пригласила меня сопровождать ее на следующий день. Мы договорились встретиться  у касс Аэрофлота на Земмеле** - Гордеев  с женой жили совсем рядом, в типичном старотифлисском дворике.               
        Признаться,  я совсем не запомнил квартиру ученого.  Да и находился я почти все время в коридоре,  среди бесчисленных ящиков с книгами, рукописями, письмами, документами.  То, что готовилось к отправке в Ленинград,  укладывалось в отдельные коробки.  Мне повезло - именно в этот день  Елене Федоровне посчастливилось найти среди множества других  два письма, написанных  Дмитрию Федоровичу  Пастернаком.  Одно из них  имело при этом  не личный характер,  а почти целиком посвящено было  вопросам литературным.            
        Еще через день  Елена Федоровна связалась с Гией Маргвелашвили,  тогдашним редактором  "Литературной Грузии",  и вскоре  находка была опубликована в ближайшем номере журнала.               
               
                3         
               
        Прошло целых десять лет.  За это время мы с женой закончили учебу,  у нас родилось двое малышей,  мальчик и девочка,  и вот только теперь,  на пороге тридцатилетия,  мы получили наконец нормальное жилье - хорошую двухкомнатную квартиру в отличном  месте,  с прекрасным видом  на холмы  правобережья,  на реку, на  Сагурамские горы.  До этого мы почти 9 лет  прожили в крохотной 9-метровой комнатке в коммуналке.  Новая квартира восхищала, радовала - но недолго.               
        Третья по счету операция не смогла спасти жену.  Похороны её оказались первыми в нашем только что построенном доме.  Это случилось весною.  Летом, чтобы не оставаться в квартире,  где все напоминало нам о случившемся,  я взял отпуск и вылетел с детьми в Ленинград.               
        Целый месяц мы гостили у зятя Елены Федоровны - у нее самой   в её квартире на Черной Речке  шел ремонт.  Конечно,  за это время мы несколько раз встречались с нею.  Все такая же живая, подвижная,  полная энергии,  как будто ей было  по-прежнему чуть больше сорока,  она удивляла нас своей энергией.  Да - обычное дело для ленинградки:  сесть на велосипед,  пусть даже когда тебе за шестьдесят.  Но вот сгонять на велике от Черной Речки  в Лисий Нос,  искупаться там  и, вернувшись назад, пожаловаться:               
               
        - Эх, на обратной дороге заметила - все автобусы меня теперь обгоняют!?   
               
        Удивило и другое: оказывается,  недавно она побывала в Америке - ездила туда по приглашению сестры.  А я и не знал,  что у нее есть сестра!  Елену Федоровну я помнил столько же, сколько помнил самого себя,  знал, что родом она из Смоленска,  а вот о сестре её я никогда ничего не слышал.               
               
        Они были погодки - Елена Федоровна и ее сестра Нина,  и летом сорок первого одной исполнилось 17,  другой - 16.  В эвакуацию отправлялись вместе, но на вокзале  попали под бомбежку.  В дыму, грохоте, взрывах потеряли друг друга.  В результате Лёля смогла все же уехать.  А младшая сестра осталась.               
        Вернувшись из эвакуации  после Войны  уже не в Смоленск,  а в Ленинград, Елена Федоровна отправилась вскоре в родной город.  Напрасно -  ни дома их,  ни следов сестры - никаких.  Несколько лет розысков ничего не дали.  Приходилось смириться с мыслью о том, что,  скорее всего,  Нина погибла.  И вдруг - известие из Соединенных Штатов,  из Сан-Франциско:  сестра жива и разыскивает ее, оказывается, через Красный Крест.               
        Уже  в телефонном разговоре выяснилось  многое.  Оказавшись под немцами, девушка спустя год ... вышла замуж.  Не за немца, нет.  За румына, ветеринара.    
        В 43-м Смоленск освободили.  А Нина - ей пришлось отступать, вместе с мужем... Так она оказалась сначала в Румынии,  потом - в Соединенных штатах,  куда от греха подальше  эмигрировал её горе-ветеринар.  В Сан-Франциско ветеринары оказались не востребованы,  муж  переквалифицировался в маляра. Родились дети.  Которые,  когда их увидела  приехавшая навестить сестру Леля, оказались совсем не похожи  на наших российских юношей и девушек.  И очень плохо говорили по-русски...
       Приглашение, виза были на 3 месяца. Лёля выдержала всего три недели, с трудом. Нет, они не ссорились, сёстры. Но жизнь не просто  разлучила их,  она сделала их разными.  Все казалось странным ей в Америке:  и еда,  и развлечения. Даже манера сидеть  практически на полу.  Споров не было,  но разговоры не клеились.  Домой  в Ленинград  она возвращалась с тяжелым сердцем - приезжать в Россию сестра отказалась,  ехать к ней снова не хотелось самой...               
               
                4               
               
        Следующая наша встреча состоялась через несколько лет, уже после нашего переезда в Лугу.  Там, где нам пришлось теперь жить, с работой было неважно.
        Примерно через год я получил место заведующего детским садиком,  очень проблемное место,  если учесть,  что садик этот был деревянным - первый детский сад, построенный в Луге сразу после освобождения от немцев.  За 50 лет в нем сгнило все - полы, крыша, даже несущие балки.  Пол в медицинском кабинете покосился так,  что белые медицинские весы,  стоявшие в углу за кушеткой,  не только не показывали правильного веса,  они вообще норовили скатиться к противоположной стене.               
        Деньги на ремонт балок дали, пол за месяц вынужденного простоя выровняли, но мы потеряли часть детей - родители не захотели ждать и перевели их в соседний садик.  После того,  как мы наконец открылись,  выяснилось, что теперь в аварийном состоянии крыльцо - или ремонтируй по-быстрому,  или закрывайся снова.
        С деньгами становилось все хуже,  зарплаты задерживали уже не на недели - на два месяца.  Так что, когда я явился  за помощью в РОНО, мне сказали:               
               
        - Денег нет и не будет.  Ищите спонсоров.               
               
        - Что я, девушка молодая - спонсора искать? - пошутил я, но мой юмор никого не рассмешил.  Положение становилось безвыходным.               
               
        И тут,  в который раз,  против всякого чаяния  мне на помощь пришла  Елена Федоровна. 
               
        - Знаешь, сказала она, выслушав мою горькую повесть про лубяную избушку, - а ведь только неделю назад сестра прислала мне перевод. Небольшие деньги, всего тысячу долларов - они же в общем-то не богачи - но ее так тронуло то, что она увидела в телепередаче  про нашу российскую безысходность!  Короче - она попросила меня,  не доверяя эти деньги  всяким там фондам,  передать их действительно нуждающимся.      
               
        - Если б только ты еще написал расписку, официальную - на что пойдут эти средства...               
               
        Конечно, и расписку с садиковской печатью я написал. И приписал благодарность за помощь нежданную и совершенно бескорыстную. Только помогли мне эти,  внезапно  из-за океана свалившиеся  деньги, совсем не на долго. Уже через два года наш детский сад  все же закрыли - ни отремонтированное крыльцо, ни помощь соседнего  Абразивного завода в наладке отопления  не могли исправить главного:  люди почти перестали рожать.  Садики стали закрывать один за другим  и мой оказался в числе первых.               
               
        Прошел еще один год - умер дед мой, старейший к тому времени сотрудник Эрмитажа.  Хоронили его из здания Зимнего,  где проработал он больше шестидесяти лет.  Там же после похорон,  в бывшем кабинете деда,  Михаил Борисович Пиотровский  распорядился организовать поминки.  Именно тогда, в октябре 94-го  года,  на поминках своего деда,  я  и повидался в последний раз с Еленой Федоровной.               
               
        Она была по-прежнему подтянутой, очень внимательной и по-своему непримиримой к тому,  что казалось ей несправедливым.  Но энергии её хватало уже ненадолго.  Вскоре она постепенно прервала общение  с прежним кругом знакомых. Еще немного - и перестала отвечать на телефонные звонки...               
               
         Признаться, мне очень повезло в этой жизни. События часто выбивали нас из привычной колеи, думалось порою, что всё - на этот раз нам уж точно никак не выкрутиться.               
         Но каждый раз находились рядом люди - такие вот, как Елена Федоровна, как её неравнодушная к судьбе далёких уже соотечественников сестра - и нам, к нашему собственному удивлению,  удавалось снова встать на ноги.               
               
               
         *"41 градус" - содружество тифлисских футуристов, поэтов и художников, которое в 1917-1920 г.г. помимо художественных выставок  и альманахов организовало "Фантастический кабачок" - литературно-художественное кабаре. В группу входили поэты и художники В. Каменский, братья Илья и Кирилл Зданевичи, художники Н. Гончарова, Л. Гудиашвили.               
               
          ** Земмель -  неофициальное название старого городского района Тифлиса, пятачка, на котором находилась когда-то аптека немца-фармацевта Земмеля.