Сатана правит бал-12

Галина Айзенштадт
  -Когда человек долго находится у власти, его перестают любить,- эту фразу первого премьер-министра независимой Беларуси Вячеслава Кебича из его интервью порталу ТУТ.БУ в 2015 году вспомнили после его кончины.
  Скончался он 9 декабря от коронавируса, прожив 84 года.
  В 1994 году он был соперником Александра Лукашенко на первых президентских выборах в стране, и проиграл ему во втором туре.
  Кебич был представителем старой советской номенклатуры, молодой Лукашенко на его фоне казался символом чего-то нового, а, главное, его поддержали сельчане, гордившиеся тем, что "наш Сашка", как они говорили о нем, всего лишь директор совхоза, осмелился штурмовать такую высоту.
  Проиграв, Кебич никогда больше не занимался политикой. Он создал Белорусский торгово-финансовый союз и практически до конца жизни занимался только его делами.
  Он мог не раз убедиться, что избрал правильную линию поведения. Потому что все, кто становился на пути Лукашенко, попадали в тюрьму, как Михаил Чигирь, сменивший Кебича на премьерском посту и рискнувший баллотировался на новых президентских выборах, или их дети, как сын бывшего главы Национального банка  Станислава Богданкевича, или бесследно исчезали, как глава ЦИК Виктор Гончар.
  Никогда Кебич не оспаривал высказывания Лукашенко, который с годами все больше возвеличивал свои заслуги в управлении государством. По утверждению Лукашенко, в Беларуси, которой он стал управлять, все было в разрухе, муки оставалось на сутки, люди ходили чуть ли не в лаптях, и они с надеждой и мольбой протягивали к нему руки:спаси нас!
  И он - спас.
  Какой же на самом деле ему "досталась" Беларусь?
  - Беларусь была союзной республикой, которая жила без дотаций,- вспоминал Кебич.- Наоборот, мы другим помогали, в том числе РСФСР. На содержании БССР, с точки зрения питания, находились Ленинград, Москва и весь Северный флот. Украина, которая считалась житницей СССР, и та была на дотациях.
  Лукашенко, разумеется, знает об этом, хотя, вполне возможно, забыл об этом. Или постарался забыть. При его правлении Беларусь не только растратила бывший советский потенциал развития, но и стала жить за счет помощи России, пока она могла себе позволить содержать республику и списывать дающиеся ей кредиты.
  Теперь у нее таких возможностей нет, и она кредиты не списывает, а переоформляет.
  В прежние годы кредиты можно было получить и из различных международных организаций и фондов.
  Но после президентских выборов 2020 года это стало невозможным. Лукашенко признан нелегитимным президентом, ответственным за насилие и жестокость силовиков, и против него и его окружения ЕС ввел санкции.
  Внешнеторговый оборот товаров и услуг в Беларуси за январь-октябрь снизился, по данным Нацбанка, почти на 16% по сравнению с 2019 годом.
  Лукашенко вынужден признать, что это самый трудный год за все годы его президентства.
  Спасая своих сотрудников от репрессий за высказываемые ими политические взгляды, десятки !Т-компаний покинули Беларусь.
  Уезжают представители других профессий, в частности, медики. Врач из Гомеля, работающий в Германии, пишет, что сорок процентов медиков сообщества медиков-иностранцев, работающих в Германии,- белорусы.
  Белорусы постоянно уезжают на заработки и в другие страны. Только в России  в 2019 году официально на учете состояло более 163 тысяч белорусов. 
  За границей, чаще всего в Польше и Литве, учатся сотни белорусских студентов.
  Долгое время это явление не беспокоило Лукашенко. Он даже осудил 16 марта закрытие границ Россией в связи с ковидом.
  "Нам не нужно закрываться ни от поляков, ни от украинцев. Они хотят, пусть закрываются. Нам не надо этого делать, потому что это пустое. Закрываться мы все равно не сможем, это невозможно. Особенно там, где нет границы с Россией. Там люди веками ходили и будут ходить, и если, не дай бог, уже какая-то чума, то мы ее ход риторикой не победим. Надо действовать так, как мы действуем".
  Но 10 декабря  Совмин Беларуси опубликовал постановление о том, что с 20 декабря наземные границы будут закрыты. В том числе  для своих граждан.
  Якобы временно, но согласно постановлению, гражданин Беларуси сможет воспользоваться правом на выезд не чаще одного раза в полугодие.
  Необходимость закрытия границы объясняется тяжелой ситуацией с коронавирусом.
  Однако в то, что это главная и единственная причина, никто не поверил.
  Опустив "железный занавес" над страной, Лукашенко надеется удушить протест против него, с которым никак не может справиться уже четыре месяца подряд, несмотря на самые жестокие меры подавления.
  Кроме закрытия границ, Лукашенко велел немедленно трудоустроить всех "тунеядцев", которые шастают по улицам и нарушают порядок.
  Кто откажется "трудоустроиться", будет подвержен различным мерам наказания, вплоть до уголовного.
  Правозащитники обратили внимание на то, что постановление Совмина было опубликовано в Международный день защиты прав человека, а исполнение его начнется в ..."день рождения" КГБ.
  Удастся ли Лукашенко задушить протесты против него?
  Отвечая в 2015 году на вопросы журналистов, первый премьер независимой Беларуси Вячеслав Кебич сказал:"Есть такое понятие, как жизненный уклад народа. Почему белорусов называют "памяркоуными"? Нас, чтобы вывести, надо очень крепко побить. То, что произошло практически во время Великой Отечественной войны. Терпим-терпим, но когда уже нас начали бить, тогда нас успокоить тяжело. Нас долго запрягают, но когда запрягут,- трудно остановить".
  Кебич и не подозревал, насколько его слова станут вещими через пять лет. Но еще успел убедиться в этом.
  Лукашенко отозвался на его кончину так:"В том, что нам удалось построить успешную, безопасную и благополучную страну, есть заслуга и Вячеслава Францевича. Мы могли в чем-то не соглашаться друг с другом, быть соперниками в политике, но наши добрые личные отношения всегда пронизывало огромное уважение. От нас ушел человек, жизнь и труд которого останутся в истории страны и народа".