Данные антропологии и генетики доказывают изначаль

Гахраман Гумбатов
Данные антропологии и генетики доказывают изначальную европеоидность древних тюрков
Как известно на сегодняшний день по многим современным народам база данных ДНК-генеалогии только формируется. Например, по некоторым современным тюркским народам (азербайджанцам, туркам, туркменам, караимам, ногайцам, крымским татарам и др.) пока практически нет достоверных генетических данных. А другие тюркские народы исследованы почти символически. Изучить костный материал древнетюркских курганных погребений азербайджанским генетикам видимо пока не удалось.
     Вместе с тем, в результате предварительных генетических исследований  последних лет было выяснено:
- древнейшее скотоводческое население Евразийской степи, создавшее уникальную курганную культуру, имели гаплогруппу R1a1;
- аналогичная гаплогруппа была выявлена у всех современных тюркских народов;
- данная гаплогруппа была выявлена также у некоторых восточноевропейских народов (в том числе и у русских, населяющих южные области России);
- у современных осетин эта гаплогруппа практически отсутствует.
 
Утверждение, что скифы были «иранцами-осетинами» основана на весьма сомнительной интерпретации несколько имен и слов, взятых из сочинений некоторых древнегреческих авторов (Геродот).
Генетические исследования последних лет позволяют нам  утверждать, что не было никаких  скифов (осетин-иранцев),  а Евразийские степи от Дуная до Енисея как минимум с III тыс. до н.э. занимали предки современных тюркских народов.
Советская, а затем и российская «историческая наука» постоянно насаждала официальные, продиктованные политической целесообразностью идологические догмы типа : «у тюркского мира нет прошлого, вся его история не превышает двух, максимум трёх тысячелетий вокруг Алтая». Если же появлялись научные исследования, подвергающие сомнению данную позицию, то они немедленно подвергались обструкциям. Как известно,  большинство останков костей в древних захоронениях были европеоидными. В таких случаях у российских антропологов всегда был наготове аргумент о том, что «тюркские народы ; монголоиды, следовательно, данные останки принадлежат представителям, говорившим на индоевропейских языках». В связи с такой односторонностью начальный период истории тюркских народов связывался с с средневековыми тюрками (орхоно-енисейские гёк- тюрки) или же с восточноазиатскими хуннами.
       В последние годы, для решения многих сложных вопросов этногенеза стали широко привлекать новейшие данные генетической науки. Классические исследования антропологии, археологии, лингвистики и этнографии, внесшие важнейший вклад в изучение истории и разнообразия народов мира, в конце XX века пополнились новыми историческими источниками - -генетическими исследованиями. Одними из наиболее информативных для изучения структуры и истории генофонда в настоящее время признаны маркеры нерекомбинирующей части Y-хромосомы (мужская линия).
 В настоящее время актуальным представляется детальное изучение генетической структуры различных этнических и региональных групп населения, с целью выявления ее специфичных особенностей, используя маркеры Y-хромосомы различной природы. За последние годы произошло резкое увеличение количества данных, полученных при анализе нерекомбинантной части Y-хромосомы.
  Благодаря генетическим исследованиям  последних лет достоверно было доказано наличие древнейшей дописьменной истории у тюркских народов, уходящей корнями в тысячелетия.
    Когда были обнародованы первичные сведения ДНК, связанные с прототюрками, представители академической науки не сразу их приняли и относились с сомнением. И вправду было невероятным, что история тюркских народов вдруг удлинилась на несколько тысячелетий.
Часть представителей гаплогруппы R1a (M420)>(M198), (M417)(древние тюрки) примерно 5000 лет назад с Южного Кавказа в поисках новых пастбищ передвинулись на Евразийскую равнину(Z93),(Z280). Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) осталась жить на Южном Кавказе (Z93), (Z2125), (Z2123), (Z280). (Underhill et al.,2014).
 В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы возвращались на территорию исторической прародины на территории Южного Кавказа (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали современный азербайджанский народ (Z93), (Z2125), (Z2123),(Z280).
«Древние тюрки», «киммерийцы», «скифы», «гунны», «огузы» это в своей основе – одни и те же люди, но в разные исторические эпохи. Они связаны прямой наследственностью, в рамках рода R1a. У большинства современных тюркских мужчин – одна и так же Y-хромосома, один и тот же род (R1a).
В период примерно 5000 лет назад и позднее носители гаплогруппы R1a1 широкой полосой от Дуная на западе продвигались на восток (Енисей), оставив след в виде андроновской культуры в северном Казахстане, на Южном Урале, в Киргизии, в Красноярском крае, где най­дены ископаемые останки рода R1a1 [Bouakaze et al, 2007; Keyseretal, 2009]. Возраст общих предков R1a1 на Южном Кавказе -4500±1000 лет, в Анатолии - 3700±600 лет, на Алтае (Афанасьевская культура)- 3500±500 лет
      Опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики, мы можем утверждать, что азербайджанцы со всеми современными тюркскими народами имеют одних и тех же предков, которые с распадом древнетюркской общности начиная с IV тыс. до н.э. мигрировали на новые территории.
      Южный Кавказ для тюркских народов (историческая прародина)  – исходный ландшафт, так определила природа, создав здесь пригодные условия для развития общетюркской скотоводческой культуры.  Равнины (гышлаги), горы (яйлаги), полноводные реки (Кура, Аракс).
 Поэтому изначально движение шло с Запада на Восток, соответственно, все движения тюркских народов с Востока на Запад носят характер вторичных миграций.
     Часть представителей гаплогруппы или рода R1a (древние тюрки) примерно 5000 лет назад с Южного Кавказа передвинулись на Евразийскую равнину (Underhill et al.,2014).
    Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) оставалась жить на Южном Кавказе. В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы возвращались на территорию исторической прародины на территории Южного Кавказа (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали соременный азербайджанский народ. Таким образом, опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики, мы можем утверждать, что азербайджанцы со всеми современными тюркскими народами имеют одних и тех же предков, которые с распадом древнетюркской общности начиная с IV тыс. до н.э. разошлись, как расходятся сыновья одного отца.
Глоттохронологические расчеты, позволили нам определить возраст прототюркского праязыка 7–8 тыс. лет.  Можем предположить, что 6 тыс. л. н. скотоводы-прототюрки  начали походы с Южного Кавказа на территорию евразийской равнины и далее на юго-восток. Им понадобилось менее одного тысячелетия, чтобы завоевать или ассимилировать, а также подчинить своему образу жизни евразийские и южносибирские племена охотников и рыболовов.
Анализ древнетюркской лексики вырисовывает перед нами образ народа, создателя этого языка, воинственного подвижного скотовода, охватывающего своими миграциями огромные пространства. Для прототюрка, мобильного воина, «домом» являлся не пещера или крепость в одной из точек кочевий, а все пространство, над которым он господствовал, сидя в седле. Очевидно, среди охваченного кочевьями населения были и оазисные земледельцы, и лесные промысловики, но магистральную роль играли подвижные воины. Можно также предположить, что для  прототюрков шесть тысяч лет тому назад  вторичной прародиной стала вся  евразийская степь от Дуная до Алтая.
После полной расшифровки генома человека стало возможным достаточно точно определять степень биологической близости между собой разных популяций людей, в том числе представителей разных народов.
Особое значение для этого приобрели исследование специфически мужской Y-хромосомы.
Суть дела в том, что Y-хромосомы передаются только по мужской линии, и изменяются в целом только за счет случайных мутаций. Т. е. носители одной и той же мутации – это потомки одного и того же мужчины.
 «На филогенетическом древе Y-хромосомы современного человека выделено 18 основных клад, обозначаемых буквами латинского алфавита от А до R».
«По распространённой гипотезе носители R1 в результате продвижения ледников в Европе оказались изолированы друг от друга. Те из них, которые пережили трудные времена в Испании, стали расселяться оттуда с началом потепления 10—15 тыс. лет назад по Западной Европе как носители гаплогруппы R1b.
Однако, не у всех индоевропейцев данный маркер преобладает. Например, у греков его менее 12 %, у албанцев – менее 10%, у голландцев – менее 4%, столько же у северных и центральных итальянцев, а у многих южных итальянцев этого маркера вообще не нашли!
Генетики определили, что по всей Западной Европе преобладает гаплогруппа R1b,
а на Балканах – местная древняя гаплогруппа I (ее много и в Скандинавии).
Дикие пращуры оснрвных зерновых (пшеница, ячмень), как и древнейших домашних животных (козы, овцы), известны только на Ближнем Востоке.
 «Что касается овцы и козы, то их дикие предки в Северном Причерноморье отсутствовали. Этим, видимо, и можно объяснить отсутствие этих домашних видов в неолите Приазовья, Крыма, Днепровского Надпорожья, Южного Буга и Днестровско-Прутского района».
На Южном Кавказе основой новой экономики стали пшеница/ячмень + коза/овца (экономика прототюрков).
В Восточной Европе такой основой стали просо + крупный рогатый скот/свиньи (экономика протоиндоевропейцев).
  Индоевропейцы в связи с непригодностью свиней и коров к  длительным и дальным перекочевкам в широкой миграции не участвовали.
На севере Евразийского континента в это время проживали протофинно-угорские племена охотников и собирателей.
            Вместе тем в последние годы некоторые российские археологи постепенно вынуждены признавать тождество «скифского» и «древнетюркских» археологических культур. Так, например, известный российский учёный Д.Г.Савинов пишет: «В памятниках пазырыкской культуры Горного Алтая впервые появляется ряд элементов древнетюркского культурного комплекса. Это — сопроводительные захоронения коней, расположенные в могильной яме на приступке с северной стороны, и вертикально вкопанные камни с восточной стороны некоторых больших и малых пазырыкских курганов — прообразы будущих камней-балбалов».
Антропологи давно определились, что прототюрки-предки современных азербайджанцев, как и азербайджанцы (в отличии от короткоголовы армян и их предков), были длинноголовыми европеоидами.
Вот, что пишут об этом антропологи:
К.Н. Солодовников, С.С. Тур — Материалы к кранеологии эпохи ранней бронзы Верхнего Приобье.
Пришлый европеоидный компонент, представленный преимущественно у мужчин (пришлый с Южного Кавказа-прототюрки- Гумбатов Гахраман), судя по небольшим поперечным размерам относительно высокого лица и долихокранной (длинноголовый-Гумбатов Гахраман) мозговой коробки, морфологически сходен с сериями круга южных европеоидных форм, обычно называемого «средиземноморской» расой. Ширина лица у этого европеоидного компонента, вероятно, была небольшой, а увеличение скулового диаметра у елунинцев по сравнению с «чистыми средиземноморцами» следует объяснять метисацией с потомками местного неолитического населения.
Антропологический состав населения елунинской культуры неоднородный и формируется в результате взаимодействия двух компонентов: местного промежуточного европеоидномонголоидного (местные женщины- Гумбатов Гахраман),  и пришлого европеоидного «средиземноморского». (прототюрки - Гумбатов Гахраман). Первый компонент представлен в женской группе, второй — преимущественно в мужской (прототюрки с Южного Кавказа- Гумбатов Гахраман).
Чикишева, Татьяна Алексеевна
 Динамика антропологической дифференциации населения юга Западной Сибири в эпохи неолита - раннего железного века,  2010
Очевидные миграционные импульсы на территорию Горного Алтая с юга из среды скотоводческого населения Передней (прототюрки с Южного Кавказа- Гумбатов Гахраман).  прослеживаются по антропологическим данным, начиная со II тыс. до н.э., и усиливаются в эпоху ранних кочевников.
В антропологическом составе носителей пазырыкской культуры Горного Алтая выявляется европеоидный компонент, генетически восходящий к скотоводческому населению северных районов Передней Азии (прототюрки с Южного Кавказа- Гумбатов Гахраман).
Археологические раскопки 20-го кургана могильника хунну Ноин-Ула, проведенные в Северной Монголии.
На вопрос о том, кто похоронен в 20-м кургане, нельзя дать точный ответ из-за отсутствия антропологического материала, как это обычно бывает со всеми курганами знатных хунну. Единственной находкой, свидетельствующей о присутствии человека в могиле, оказались несколько зубов. Их ярко выраженные характерные особенности позволили Т.А. Чикишевой сделать заключение о том, что они принадлежали молодой женщине, чей антропологический тип близок к современному населению Азербайджана. [Чикишева и др., 2009, №3 (39), с. 145-151;
Итоги:
По данным антропологов (Бунак, Дебец, Исмагулов, Челишева, Солодовников идр.) и генетиков(Кейзер, Андерхилл, Гругни, Балаганская, Харьков, Степанов и др.)  мы можем утверждать, что древние тюрки были европеоиды и носителями гаплогруппы  R1a1. 
Сегодня уже доказано, что до ХІІІ в. практически все население Евразийской Степи от Дуная до Монголии было европеоидным процентов эдак на 90. Основную долю в монголизации фенотипа насельников Казахстана привнесли монголы Чингисхана и калмыки, а это уже ХІІІ-ХVIII вв.
Генетики выяснили, что древнейшее население Евразийской Степи, и их потомки тюркские народы в своем генофонде в основном имеют гаплогруппу R1a1. А это значит, что уж во времена становления тюрок как этноса (в. тыс. до н.э) они имели гаплогруппу R1a1 и поголовно были европеоиды.