Лекарство для души

Вера Тараканова
     Вряд ли сохранились точные сведения о том, кто и когда впервые обнаружил такой загадочный орган в человеческом организме, как душа, и дал ему столь же таинственное название, образованное от слова "дух". Оно свидетельствует о совершенно необычном его свойстве, не похожем на все остальные органы, образующие тело человека, которые можно увидеть не вооруженным взглядом, чего не скажешь о душе. Поэтому с большей долей вероятности можно говорить о ее неземном происхождении и, вполне возможно, таком же особом функциональном назначении. Только еще один орган имеет с ней некоторое сходство - это сердце. Так, например, мы можем сказать "человек большой души" и "человек большого сердца". И все же сердце находится в одном ряду со многими частями человеческого тела - легкими, печенью, почками и т.д. Душа же словно возвышается над ними, благодаря своей невидимости и эфимерности. Она, словно дух и энергия, способна проникнуть куда угодно и в пространстве, и во времени, что говорит о ее Божественном происхождении и особой ценности для Нашего Творца.
     Эта ее особенность проявляется прежде всего в том, что для ее существования нужна не материальная, а духовная пища, которую может дать только молитва, то есть общение с Богом. Благодаря этому общению, искреннему и чистосердечному, человеческая душа образует одно целое с Божественной сущностью, которая наполняет ее Своей Благодатью и создает ощущение полной гармонии и единения со всем миром и с людьми. Разумеется, это происходит не сразу и требует больших усилий. Как это ни странно, но здесь действует закон перехода количества в качество, потому что каждодневная молитва с течением времени приводит к очищению души, ее постоянному возрастанию и приближению к Богу. Это знал и великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, когда писал:
     В минуту жизни трудную
     Теснится ль в сердце грусть,
     Одну молитву чудную
     Твержу я наизусть.
     Есть сила благодатная
     В созвучьи слов живых,
     И дышит непонятная
     Святая прелесть в них.
     С души, как бремя, скатятся
     Сомненья далеко, -
     И верится, и плачется,
     И так легко, легко...
 И Он непременно приблизится к обратившемуся к Нему и поведет его по пути, предназначенному только ему одному, согласно Его Божьему замыслу, так как ни одна человеческая душа не остается без Его внимания и без особого Промысла, предназначенного для каждого из нас. Так постепенно происходит восхождение духовного роста человека на более высокий уровень развития.
     Как сказал А.И.Солженицын:"Я думаю, что ощущение присутствия Бога доступно каждому человеку, если он не будет давать себя замотать суетой ежедневной жизни".
     Без молитвы душа в конечном итоге будет заполняться темными, разрушительными силами, что часто происходит со многими состоятельными людьми, которые не могут найти успокоения и радости своей душе, так как даже не задумываются о ее существовании, подчинив всю свою жизнь накоплению богатства.
     Здесь мы снова оказываемся в ситуации, когда уместно привести известные слова Сент-Экзюпери:"Зорко одно лишь сердце. Самое главное для глаз невидимо". Человек все свое
внимание сосредотачивает на ярких, привлекающих его взор вещах. Этим объясняется и такое массовое в наши дни явление, как культ красоты и молодости. Он всячески поощряется и культивируется теми, кто хочет увести прежде всего молодежь от главной цели - понимания смысла жизни и назначения человека.
     На наших глазах разыгрываются многочисленные трагедии, в основном молодых женщин, которые твердо решили довести свой внешний вид до полного совершенства, избрав эталоном любимых зарубежных актрис. Они не останавливаются ни перед какими препятствиями для достижения этой цели, принося в жертву свое здоровье, душевный покой самых близких людей, не говоря уже о собственном материальном благополучии, потраченных лучших годах жизни, а подчас и самой жизни. И больше всего их судьбы вызывают наше сочувствие из-за того, что они, не подозревая об этом, не исполняют своего предназначения в жизни и безвременно уходят в вечность с душой, совершенно не подготовленной для нее, и поэтому попадают туда, где царит бесконечный и беспросветный мрак, который закрыт для светлых, спасительных сил, не имеющих с их душами ничего общего.
     Кажется, что этим заблудшим жертвам какие-то злые силы затмевают разум, и, к сожалению, не только им, но и их родителям, которые исключили из своего лексического запаса такие слова, как скромность, чистота, целомудрие. Они воспринимаются ими как устаревшие и потому непригодные для современной жизни. Для них главное, чтобы их несбывшаяся мечта о красивой жизни стала реальностью для их детей. За это они готовы заплатить любую цену, лишь бы увидеть их в телевизионных шоу, на страницах гламурных журналах, в светской хронике. Иногда к ним приходит прозрение, но чаще всего это случается уже слишком поздно.
     Размышляя об этом, становиться понятно, что сам человек может пробудить свою душу к жизни и направить ее развитие в правильное русло, то есть оказать на нее целебное воздействие. Для этого не надо замыкаться лишь в своих эгоистических проблемах, искать только то, что доставляет радость и удовольствие, но напротив быть открытым миру, откликаться на зов о помощи и оказывать ее тем, кто в ней нуждается. Жизнь человека полностью преображается, если его принципом является известное библейское выражение:"Да не оскудеет рука дающего". Он может не заметить изменений, происходящих с ним, и ведущих к исцелению его душу. Она  постепенно будет освобождаться от вредных качеств: гордыни, зависти, жадности, эгоизма и т.д. Но это не останется незамеченным для людей, которые его окружают, по его глазам, которые не случайно называют зеркалом души.
     В этом случае трудно сказать, кто получает больше пользы для своего духовного состояния, то ли тот, кому оказывают помощь, то ли тот, кто делает доброе дело. Он доставляет радость другому, видит его благодарную улыбку, исходящую из глубины сердца, и вероятнее всего, что душа, приносящая радость другому, испытывает большее удовлетворение, так как чувствует себя способной сделать его жизнь хотя бы немного лучше. При этом чем чаще она делится своим теплом и светом, тем больше их вырабатывается в ней, и тем больше она укрепляется.
     К этому призывал нас наш Учитель, говоря, что Он есть свет миру, и верующие в Него не будут ходить во тьме. И если мы будем следовать Его призыву, то этот свет не угаснет, а будет исходить из каждой христианской души все дальше и дальше, не оставляя места для враждебных, темных сил.
     Много полезных мыслей о спасении души мы находим у наших Великих Православных Святых. Приведем в качестве примера стихотворение Игнатия Бренчанинова, которое так и называется "Совет душе моей":
     Какой подам душе совет,
     Когда Христос - от Света Свет
     Советует скорбеть терпенье,
     Чтоб горного достичь селенья!
    
     ...Душа, душа! Прими совет!
     Вне стезь Его спасенья нет!
     Укрась себя постом, слезами,
     Молитвой, многими скорбями!

     В святой Божественный чертог,
     В светлейшую обитель Рая
     Ты вступишь, радуясь, играя!
     Там ждет тебя с наградой Бог!
    
     Поэтому существует большое различие между православными людьми и атеистами: последние считают себя несчастными, когда на их долю выпадают многочисленные неприятности и испытания. Но человек верующий воспринимает их как непременные и даже необходимые составляющие своей жизни, ведь благодаря им он становится более стойким в вере и может стать достойным членом Небесного Отечества.