За что мы любим русский язык

Вера Тараканова
    На Земле существует множество народов, народностей и племен, каждый из которых имеет свой язык, связывающий его с окружающим миром, позволяющий создать свое о нем представление, общаться друг с другом и т.д. Он необходим нам, как воздух, но и как воздух мы не замечаем его. Он представляется нам естественным, данным нам нашим Создателем, каждому народу единственным в своем роде, не понятным для других. Он позволяет нам познать характер друг друга, раскрыть свою внутреннюю сущность, то есть, свою душу. Поэтому можно сказать, что язык - это душа народа, такая же самобытная, как душа каждого из нас. Богатство языка свидетельствует о богатстве души его народа, уровне его духовного развития, глубине и широте познания окружающего мира. То же самое можно сказать и о человеке. Тот, кто плохо образован, довольствуется минимальным запасом слов. Его ограниченное представление об окружающем мире весьма поверхностно и примитивно, поэтому он использует в своем речевом обороте лишь незначительную часть словарного запаса родного языка. Здесь уместно будет упомянуть, что словарный запас величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина составляет более 20 тысяч слов. И это вполне естественно для "Солнца нашей поэзии" (как точно охарактеризовал его известный критик В.Г.Белинский), - создателя русского литературного языка.
     К началу Пушкинской эпохи появились все необходимые условия для его формирования, и не случайно, что одновременно с этим созрела и духовная почва общества, для того чтобы стать Божественной основой языка, своего рода доброй, животворящей закваской, пропитавшей весь уклад жизни тогдашнего общества. Христианская вера настолько глубоко проникла в сознание русского народа, что стала неотъемлемой составляющей его национальной самобытности. Об этом, в частности, свидетельствует "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля - современника и друга Пушкина.
     Русский язык и церковно-славянский путем проникновения друг в друга образовали новый язык, невиданный ранее по своему богатству, глубине проникновения в суть обозначаемых им явлений и предметов, а также выразительности и эмоциональной окраске. Трудно подобрать более точные слова, чем те, которые мы находим у великого русского писателя И.С.Тургенева, давно ставшими  христоматийными (тем не менее, для молодого поколения, вполне возможно, они не являются таковыми):"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора о, великий и могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как ни впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу".
     Именно духовная глубина подняла его на недосягаемую для
западноевропейских языков высоту, сделала невозможным для полноценного,  идентичного перевода многих шедевров русской литературы. Это связано с тем, что в других языках нет смысловых эквивалентов, которые необходимы для понимания многих русских произведений. Русский язык передает не только смысл и стилистическую окраску слов, но, и это самое главное, он вобрал в себя частицу теплоты большой и трепетной души нашего народ. Проникая в нее и касаясь ее самых заветных струн, он создал такие многозначные, сугубо русские слова, которые невозможно передать никакими словами другого языка. Вероятно, поэтому родилось такое широко известное определение, как "загадочная русская душа".
     Для подтверждения его правоты приведем стихотворение прекрасного русского прозаика и поэта И.А.Бунина:
     Несть, Господи, грехов и злодеяний
     Превыше милосердья Твоего!
     Рабу земли и суетных желаний
     Прости грехи за горести его.
     Завет любви хранил я в жизни свято:
     Во дни тоски, наперекор уму,
     Я не питал змею вражды на брата,
     Я все простил, по слову Твоему.
     Я, тишину познавший гробовую,
     Я, воспринявший скорби темноты,
     Из недр земных земле благовествую
     Глаголы Незакатной Красоты!      
     В нашем стремительно развивающемся мире происходят огромные изменения не только вокруг нас, но и внутри нас самих, и язык отзывается на них в первую очередь на лексическом уровне. Он вбирает в себя все больше англицизмов, ставшими  основой языка интернета. И мы видим, негативные результаты этого процесса - выхолащивание и обезличивание нашего языка, лишение его самобытности, исключительности и неповторимости.
     Но, к сожалению, не меньший урон наносим мы ему сами по причине всеобщего морально-нравственного падения. Если этот процесс будет продолжаться и дальше с такой же скоростью, то в ближайшее время мы сможем составить словарь вымирающих слов, подобно уже существующей Красной книге исчезающих видов животных и растений. В него войдут слова, которые используются все реже и реже из-за того, что из нашей жизни уходят понятия, которые они обозначают, то есть они превращаются в слова-архаизмы, ненужные современному человеку. Как это не прискорбно, но в этот список могут войти такие слова: благоговейный, благородный, великодушный, милосердие, нежность, невинность, почтительность, простодушие, чистосердечность, целомудрие и тому подобные.
     В противоположность этому все большее распространение в нашей жизни приобретают слова нецензурной лексики. Мы почему-то не задумываемся о том, что они несут в себе большую разрушительную силу для душевного состояния человека. Слово имеет материальную основу, оно никуда не исчезает, а навсегда остается в биополе человека, и того, кто его произносит, и того, кто находится рядом. Поэтому многие известные писатели и общественные деятели с незапамятных времен активно выступали против их употребления. До нас дошло высказывание Апостола Павла, который призывал человека, чтобы из его уст не выходило никакого худого слова и не отравляло его душу.
     Отсюда становится ясна причина такого снисходительного отношения к сквернословию со стороны современных либералов. Они выступают за полную легализацию ненормативной лексики и на театральной сцене, и в кинофильмах, и на страницах литературных произведений. Они будто бы говорят нам с одобрением: "Ругайтесь, ругайтесь, товарищи, нам на радость. Мы же знаем, что вы сами себе копаете глубокую яму и опускаетесь морально все ниже и ниже".
     Мы все любим русский язык, пусть даже не сознавая этого. Главное, чтобы мы поняли необходимость спасения его богатства, красоты и исключительности. Наши православные предки высоко ценили силу слова, с помощью которой можно творить чудеса но, с другой стороны, принести много горя и страданий людям. 300 лет назад за нецензурные и грубые слова могли посадить человека в темницу, потому что они наносят большой вред и тому, кто их говорит, и тому, на чью голову они обрушиваются.
     Исследования современных ученых полностью подтвердили правильность такой негативной оценки ненормативной лексики. Они обнаружили связь слов со структурой ДНК, которая тоже имеет лексическую природу, поэтому очень сильно реагируют на слова. Плохие слова негативно влияют на клетки ДНК, а, значит, и на нашу наследственность.
     В заключение приведем слова Иисуса Христа, содержащиеся в Евангелии от Матфея:"Говорю же вам, что за всякое слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Добавим к этому, что, представ перед Всевышним, мы будем держать ответ не только за каждое сказанное нами слово, но и за наши мысли и намерения.