Призрак гражданской войны в Армении и паралич влас

Гахраман Гумбатов
Призрак гражданской войны в Армении и паралич власти   
44-дневная война в Арцахе и особенно капитуляция премьер-министра Никола Пашиняна привела к параличу практически всех государственных институтов в стране, к серьезному брожению и недовольству в обществе и угрозе если и не реставрации власти «бывших» (имею ввиду РПА и робико-сержевских шавок), то к новой революции. Думаю, сегодня каждый из нас, кто обеспокоен судьбами армянских государств, понимает, что правительство теряет контроль над ситуацией в стране, где каждый становится как бы сам за себя.
Вот, например, возьмем то, что осталось для армян Карабаха. Сегодня там хозяйничают русские и азербайджанцы. Ни Араик Арутюнян, ни его "правительство" уже ни на что не влияют, они превратились в марионеток российских миротворцев, читай – Москвы. Уже раздается мнение в армянском обществе, что Карабах де-факто стал подмандатной территорией России, и Армения уже не имеет возможности ни на что там влиять. Более того, возвращающиеся в Ханкенди и другие города карабахского региона Азебайджана беженцы вверяют свою жизнь, свою безопасность не Араику Арутюняну или армии Армении, а генералу Рустаму Мурадову. Именно Россия сейчас оказывает помощь возвращающимся беженцам в деле восстановления разрушенной инфраструктуры, а мы, увы, являемся лишь сторонними наблюдателями. Если так пойдет и дальше, то со всей очевидностью, Армения потеряет и Ханкенди. И это один из результатов капитуляции Пашиняна и коллапса власти в Армении.
Идем далее. В силовых структурах – в Минобороны, Полиции и СНБ – сегодня наблюдается серьезное недовольство действующей властью. И хотя пресс-службы этих ведомств яростно отрицают это, но факт остается фактом – там происходит мощный отток кадров. Увольняются кадровые военные, опытные полицейские и профессиональные сотрудники главной спецслужбы страны. Они не хотят служить ни государству, ни правительству Пашиняна, которого они считают предателем. Кто останется там после их ухода? Приспособленцы, соросята, коррупционеры, временщики. Можно ли в таких условиях говорить о безопасности? Причем, не только национальной, но и пограничной, и общественной. Если армия разочарована предательством и неумелым руководством, если полицию бросают в бой против своего народа, пусть и протестующего, если сотрудников СНБ заставляют публично клясться в верности Пашиняну и арестовывать его политических противников, то страна действительно находится под угрозой.
Цинизм и антинародная сущность властей наглядно просматриваются в следующем позорном эпизоде. Газета «Грапарак» написала, что часть наших соотечественников, перечисливших в дни войны деньги во Всеармянский фонд «Айастан», глубоко сожалеет об этом и сегодня требует обратно свои деньги, однако нет механизмов вернуть их, поскольку деньги были в основном прикарманены. Можно ли было представить подобное в 1991-1994 годах? Конечно, нет. Тогда тем, кто запустил лапу в деньги для армии, просто отрубили бы конечности, линчевали. И дело тут не в том, что тогда были Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян или Серж Саргян. Нет, просто тогда у нас было другое мышление. А сегодня нас уже не удивляет, что кто-то из армян воровал деньги, предназначенные для воюющей армии!
А тем временем к власти рвутся всевозможные силы. Они лишь расшатывают внутриполитическую жизнь в стране, настраивают брата против брата, отца против сына, но действенного механизма восстановления страны и они не предлагают. Их главная цель – свалить Никола и самим управлять страной. На народ им глубоко плевать. Посмотрите, все те, кто сегодня требует отставки Пашиняна, в один голос твердят, что не станут пересматривать или аннулировать трехстороннее заявление президентов России и Азербайджана, и премьер-министра Армении от 10 ноября. Они понимают, что это чревато гневом Путина. Но тогда зачем мы должны менять шило на мыло?
Выход из сложившейся ситуации я вижу лишь один – внеочередные парламентские выборы. Победит Никол – что ж, пусть тогда разгребает заваренную им кашу. Победит Вазген Манукян -– что ж, значит, на то воля народа, который хочет отката в прошлое. Далеко не самое лучшее, кстати.
Но лично я хотел бы видеть прихода к власти здоровых, национально ориентированных сил. Таковые в Армении все еще есть. Это наша интеллигенция. Только в этом случае мы сможем отодвинуть угрозу гражданской войны в Армении и все вместе начать восстанавливать страну. Ну а пока один крепко держится за кресло, а другие судорожно пытаются оторвать его и усадить в него свои пятые точки, мы обречены. Обречены видеть то, что нам и в страшном сне не могло присниться в сентябре 1991 года – как армянин с оружием идет на армянина.
Тевос Аршакян
Аналитик ArmenianReport