Под небом голубым

Холод Павел
наверное у каждого человека на этой земле есть какое-то самое дорогое его сердцу место под небом, в которое он время от времени возвращается: если не буквально, то по крайней мере мысленно.

для меня таким местом является двор домов 49 и 53 по минской улице Мирошниченко, где прошли без малого первые двадцать пять лет моей жизни, или другими словами четверть века. это место, где я был по-настоящему счастлив - а не секрет, что по-настоящему счастлив человек бывает именно в детстве и в юности.

с тех пор как я покинул эти места, т.е. за последующие почти двадцать лет, мы (к тому времени я уже был женат) сменили пять (!) квартир, но моё сердце навсегда осталось в том дворе, где я родился и вырос, с теми ребятами, с кем судьба свела меня в самом начале жизненного пути.

как-то я слышал мнение, что, мол, друзья, с которыми ты подружился, уже будучи в зрелом возрасте, ценнее тех, с которыми ты провёл детство, поскольку этих друзей человек выбирает осознанно, а не благодаря простому стечению обстоятельств.

знаете, я с этим несогласен, хотя и не склонен делить людей на категории, тем более друзей. мне кажется, те, с кем ты вырос, с кем судьба свела тебя в самом начале жизни, кто непосредственно повлиял на формирование твоего характера и привычек - друзья детства, это всё же особенные люди. даже на фоне остальных друзей. даже если жизнь впоследствии вас разбросала - а она, к сожалению, разбросала - по всему свету.

и когда я периодически возвращаюсь в свой старый двор, я люблю - обязательно в одиночестве - пройтись по местам своего детства. внешне они практически не изменились: те же девятиэтажки, те же детские площадки (их почему-то не заменили на новые) и то же футбольное поле, по которому мы гоняли мяч.

недавно мы были там вместе с младшей дочкой, и я катал её на тех же самых качелях, на которых когда-то катался сам, возле старенькой яблони, которую помню молодой, и которая помнит меня совсем маленьким.

но в то же время это и совсем другой двор. главное отличие состоит не только в том, что там практически не осталось близких мне людей, а в том, что там на улицах в принципе мало людей и совсем нет детей.

в наше время - неважно зимой или летом - в этих дворах бурлила жизнь. квартиры здесь давали молодым семьям с детьми, и эти дети не вылезали с улицы - интернета, да и нормального телевидения, тогда не было, и вся наша жизнь проходила во дворе. только сейчас я понимаю, как же нам в этом смысле повезло.

а теперь эти места практически обезлюдели: редкая молодая мама пройдётся с ребёнком, а сами дети, если и появляются на улице, то идут по каким-то своим делам. нет такого, как раньше, когда в каждом дворе была своя многочисленная компания.

ну и, конечно, многих из тех, кто здесь жили в то время, уже в принципе нет в живых, причём некоторых достаточно давно. в основном это родители моих друзей, а тогда мы с родителями друзей тоже частенько общались.

и проходя по тротуару своего старого двора, я то и дело смотрю на знакомые окна - те, в которые мы кричали снизу, чтобы позвать на улицу очередного друга. ведь телефоны у нас появились значительно позже, и я не имею ввиду мобильные.

я не знаю, почему такой текст написался именно сейчас, субботним утром - но кто вообще объяснит, почему пишутся те или иные тексты? но раз уж он написался, нужно им поделиться.

тем более, что здесь - в удивительном и странном месте под названием "фейсбук", которое раньше невозможно было себе представить - собралось так много друзей из разных этапов моей жизни, включая в том числе тех, с кем мы вместе провели те самые незабываемые годы жизни, о которых здесь шла речь.