День тринадцатый. Среда ;;; ;;;;;.
Лицзян недаром стоит №1 в десятке мест, которые стоит посетить в Китае (http://www.passplanet.com/China/frame_where_china.htm), недаром 100 % посетивших отметили, что город понравился, 100% рекомендуют к посещению и 92% вернулись бы еще раз!
Узкие мощеные улочки, старые деревянные дома, многочисленные водные каналы (как же, еще одна «Венеция Востока»! – говорят около 800 мостов и мосточков, но это, видимо, если считать таковыми и просто дощечки, перекинутые через канал), оживленная рыночная площадь, выступления национальных ансамблей днем и вечером.
За стеной заманчивый Лицзян.
Пора завтракать и встречать нашего Бруса.
Это умывальник. Дворик перед нашим номером.
Идём проверить как обстоят дела у наших. Они уже готовы к выходу, и мы идём завтракать в ресторанчик напротив нашей гостиницы.
Определяют нас на второй этаж – там уже сидят европейского вида пожилые туристы.
Еда незамысловатая, но сытная и мы спускаемся к входу в гостиницу, где нас уже ждёт Брус.
Сегодня мы знакомимся с религией и культурой наси.
Через центральную площадь мы приходим к минибусу, который ожидает нас на границе старого города, и едем в Музей национальности наси и культуры дунба.
Там на входе стоят потемневшие доски с изображениями каких-то лиц и их изречениями.
Музей находится в Black Dragon Pool Park в 15 минутах ходьбы от старого города, на берегу небольшого тихого озера, вокруг которого храмы и мост.
Из любой точки видна вершина Jade Dragon Snow Mountain (Yulong Xueshan) - Снежная Вершина Нефритового Дракона (5550 м). Говорят, что наверх ведёт одна из самых длинных фуникулерных дорог в Азии. Кабина прибывает на высоту 4605 м, по деревянным мосткам можно подняться еще на 170 метров вверх. Там же продают баллончики с кислородом.
Но у нас на сегодня программа другая!
Нужно попасть монеткой в рот дракончику. Дунба – защитник.
Прогулявшись вокруг озера, мы осматриваем достопримечательности вокруг, а за –тем Брус передоверят нас девочке, которая ведёт по музею и с воодушевлением рассказывает о своём народе.
Национальность наси является носителем загадочной,древней дунбаской цивилизации, которая включает в себя дунбаскую письменность, канон, живопись, музыку, танцы и своеобразные обряды жертвоприношений божествам. "Дунба" на языке наси означает "мудрец", но это местные шаманы. Образованная элита являлась продолжателем дунбаской религии, владела дунбаским символическим письмом и знанием дунбаского канона. В дунбаском словаре чуть более 2100 слов. В настоящее время в Китае сохраняется 20 тысяч экземпляров сутр дунбаской религии, записанных дунбаскими иероглифами.
Остальные памятники этой письменности разных периодов истории находятся в Соединенных Штатах Америки, Германии, Японии, Англии и других странах. Это скорее художественные рисунки, чем знаки письменности.
Девочка подводит нас к длинной (7 м.) пиктографической рукописи под стеклом, излагающую историю – главное достоинство музея. Затем рассказывает о том, что наси, жившие раньше в пещерах и на деревьях настолько корректны по отношению к Дождю и Ветру, что и сегодня, говоря о них, стараются сдерживать дыхание чтобы не побеспокоить.
О жертвоприношениях!
В старину, влюбленные молодые пары, в случае отказа родителей дать согласие на их брак, часто прибегали к самоубийству из-за несчастной любви. А родители, после их смерти, как правило, устраивали ритуалы жертвоприношения перед изображением бога Ветра – бога любви. Между прочим, различные ритуалы жертвоприношений, например, перед Небом, Землей, Деревом и т, д., составляют одну из важных частей культуры дунба.
Затем девочка провела нас в зал, где за столом сидел главный из 30 живущих сегодня дунб, который на бумаге, обработанной древними методами (похожую на обёрточную в советских гастрономах 50-х годов), писал пиктограммой какие-то «индульгенции», размером приблизительно 30*40 см. Служка стоящий рядом складывал их в стопку.
С дунба надлежало поздороваться «Ала - ла – ла - ле», что мы все и сделали.
Затем я спросил можно ли с ним сфотографироваться.
Просьба прошла «ступенчато» - через служку и также был получен положитель -ный ответ при условии, что за 100 юаней куплю одну из пиктограмм, лежащих на столе на что я немедленно согласился.
Служка перебрал написанные листы выбрал один из, передав значение надписи: «Твоё желание сбудется».
Перед вручением мне пиктограммы, служка осторожно свернул её в широкую трубочку и перевязал ленточкой.
До Израиля мне удалось довезти эту реликвию развернув и положив между двумя картонками.
Мы вышли из музея и Брус повёз нас в горы осматривать типичную деревню наси.
Вперемешку более современные дома и старые деревянные. Запахи неубранных сви -нарников, грунтовые дороги, которые в первый же дождь раскиснут и превратятся в зна -комые по деревням Украины. На просушку развешены, прицепленные за не снятые обёртки, кочаны кукурузы, иногда на стенах домов, иногда под крышей сараев. Людей немного – в основном женщины, которые либо вручную «лущат» кукурузу, либо что-то стирают. Детей немного и они, завидев незнакомых, да ещё белых, стараются не появ -ляться на глаза. Но можно видеть, что в домах прячется не один ребёнок.
Брус рассказывает, что у некоторых племён есть официальное право иметь более одного ребёнка, чтобы племя не вымерло.
Жарко, хочется пить и Брус подводит к местной лавке на ступеньках, в которой торгует довольно высокая женщина средних лет. Напротив лавки, лицом к ней, в основном на корточках, сидит несколько плюгавеньких мужчин.
Я покупаю всем воду. Цена – 1,9 юаня, что совсем недёшево, как у лавочников в городе. Эту же воду там в автомате можно купить за 1 юань.
Сделав круг по деревушке, которая находится в низине, поближе к реке, мы подымаемся к дороге-дамбе на которой ждёт нас автобус.
Очень меня поразило количество густой, толстой паутины, накрывающей всё между домами. Любой палкой это можно было бы снять, но есть, видимо, какое-то местное поверие. Брусу это не показалось странным и объяснить явление он не смог.
В деревне племени наси.
Затем мы поехали к порогам, где Гали и Инон покатались на яках. Шир, после опыта с верховой ездой в Словении, категорически отказалась сесть на животное.
Мы у ворот Шангрила.
А затем на самое высокое выступление в мире - по одним источникам 2700 м, по другим – 3100 м. над уровнем моря. Выступление на открытом воздухе, в котором участвуют 100 конников и 500 артистов. Зрителям, вместе с билетами, выдали белые шапочки – день солнечный, припекает, а на высоте 3000 метров можно и «сгореть».
Выступление основано на народно традиции племени «наси» - природных музыкантов и коневодов. Режиссёр – Жянг Яймо – один из режиссёров празднеств во время открытия олимпиады в Пекине.
Декорация – гора, использованная под сцену и обработанная так, чтобы было удобно исполнять гигантский замысел
Сценка местного базара. Конный заезд.
Сценки из представления.
Финальные сцены.
Выход из «зала» - через сцену. Зрителей - огромное количество, но Брус ожидал в стра- тегическом месте туннеля, которым мы прошли сквозь искусственную гору, и встретились.
Мы уже давно выбились из китайского графика приёма еды и проголодались, а наши китайские спутники тем более. Но я уже не один раз видел, как они, наруша -ют собственные правила и что-то подъедают. Довольно быстро, оказались в Лиджане, остановились на краю старого города и пешком, через площадь, пошли в сторону нашей гостиницы – Брус хотел быть уверен, что мы ориентируемся и оставить нас.
Мы ориентируемся, и пригласили гида поужинать с нами. Он посоветовал где остановиться и мы, под его руководством принялись заказывать. Чтобы узнать как кушают китайцы и я его сесть рядом, чтобы можно было видеть это.
Нет ничего загадочного – большая пиала белого риса, в неё добавляется немного супа, чтоб не на сухую, немного специй и мяса (какое есть) и всё.
Наедаешься хорошо!
Ну, а затем погулять по старому Лиджану!
Центральная площадь (верхом можно сфотографироваться) и, типичный ручеёк города.
Песни и танцы племени наси.
Побродили старым городом, который не пострадал от разрушительного землетря -сения 1996 года. Здесь можно просто наслаждаться, фонариками, магазинчиками, запахами, которые я в тот момент смог классифицировать, но записать не удалось и сейчас уже не вспомнить.
На центральной улице встретили Бруса с друзьями, который спросил или мы не будем возражать против того, чтобы сын нашего шофёра с девушкой поехали с нами завтра. Мы не возражали и разошлись бродить каждый в свою сторону.
Мы совсем свернули с центральной дороги и бродили в пустых и тёмных улицах старого города.
Вот мы и вышли их темени старых улиц к весёлым фонарикам. В продолжении улочки, на горе видны современные гостиницы.
Потеряться там невозможно, потому что на перекрёстках улочек висят доски с внятными обозначениями чтобы турист мог разобраться, что мы и сделали.
Но нервочки уже были напряжены, и начались «исчезновения» Нарика, конфликты Гали с Ионном.
Среди толп смеющихся людей, семья израильтян выделялась своей неудовлетворён -ностью жизнью.
Танцы насийских женщин, попытки Лили развеселить, знаменитый йогурт Лиджана не давали результатов.
Возможно усталость, возможно недостаточность кислорода(?) – мы на высоте 2400 метров.
Решили уходить домой в гостиницу и, потеряли направление!
И полицейские не помогли, но разобрались, пришли в гостиницу, разошлись по номерам, выкупались, а затем позвонила Лиля – Миха связался с ней по Skypi и она предложила прийти, но мы в другом флигеле и двигаться уже не хотелось!