Организация науки в США

Владимир Спасибо
Опыт управления наукой в США представляет значительный интерес, поскольку речь идет о крупнейшем в мире высокопроизводительном и разветвленном научно-техническом комплексе (НТК), тесно интегрированным со сферой образования, отраслями экономики и отдельными правительственными органами.

Он включает: исследовательские центры университетов, промышленных корпораций, национальные государственные лаборатории, независимые бесприбыльные исследовательские организации, мелкие и средние коммерческие и инженерные фирмы, всевозможные кооперативные организации.

Принципы управления

Среди главных особенностей механизма формирования и реализации научно-технической политики (НТП) в США следует назвать конкурентный принцип выделения ресурсов, стимулирующее действие механизмов рыночной конкуренции на готовность потенциальных потребителей внедрить разработки, академические свободы и автономия университетов в выборе направлений исследовательской деятельности, тесная связь последней с преподаванием и подготовкой кадров; патентная политика и законодательство, создающие мощные стимулы к изобретательской и инновационной деятельности; гибкий хозяйственно-правовой механизм, допускающий широкое разнообразие форм организации индивидуальной и кооперативной деятельности в сфере НИОКР и освоения их результатов.

Роль правительства заключается в том, что оно обеспечивает эффективность механизмов автономного функционирования НТК, организует деятельность по формированию национальной НТП. Через свои органы оно направляет процесс выработки решений о приоритетных направлениях развития науки и техники в национальном масштабе; через госбюджет — мобилизует и распределяет на науку и технику национальные ресурсы; посредством дифференцированной налоговой политики  воздействует на выделение частным сектором средств на НИОКР.

Национальный научный фонд (ННФ) - единственное в федеральном правительстве агентство, функционирование которого полностью посвящено развитию науки и техники.

Руководящим органом ННФ является Национальный научный совет (ННС), в состав которого входят советник президента по науке и технике (руководитель ННС и ННФ) и ведущие деятели науки и техники (президенты университетов, вице-президенты компаний по науке и технике, ведущие ученые и инженеры). Члены ННС назначаются президентом на срок 6 лет с таким расчетом, что каждые 2 года меняется 1/3 ННС.

ННФ главным образом финансирует программы фундаментальных исследований (ФИ) в университетах, кооперативных исследовательских фирмах и в малом бизнесе. ННФ производит оценку поступающих заявок и принимает решение о выделении средств. Почти все средства из бюджета ННФ направляет на финансирование программ.

Решения о выделении средств принимаются на основе независимой экспертизы, выполняемой учеными по всей территории страны. Более 50 тыс. ученых и инженеров участвуют в этой работе каждый год. Мнения экспертов концентрируются и обсуждаются в специализированных Комитетах научно-технических советников, состоящих из представителей науки и техники. Контроль за эффективностью расходования средств осуществляется в виде отчетов о результатах исследований. В дополнение к этому ННФ отслеживает публикации, подготовленные по результатам финансировавшихся исследований, а также частоту цитирования этих работ в дальнейшем. Помимо этого в ННФ действует специальная программа оценки эффективности затрат, в соответствии с которой каждая из научно-исследовательских программ раз в три года подлежит обязательной проверке внешними специалистами на предмет выяснения того, насколько хорошо осуществляется управление ею.

Научные ассоциации. Выполнение коммуникативной функции внутри научного сообщества, а также между ним и внешними заинтересованными сторонами берут на себя научные ассоциации. Они посредничают, и сами участвуют в национальной кооперации между разными исследовательскими организациями внутри страны и с привлечением иностранных институтов. Организуют семинары, симпозиумы, научные выставки; осуществляют передачу научной информации через свои издания; выдают исследовательские гранты; присуждают премии , проводят другие мероприятия по подготовке научных кадров и т. д.

В США существуют 3 вида научных ассоциаций: ассоциации по дисциплинарному принципу; ассоциации, представляющие всю науку; междисциплинарные ассоциации для решения крупных проблем.

Ассоциаций, создаваемых по дисциплинарному принципу - большинство. Их основная деятельность заключается в налаживании информационного обмена между лицами, заинтересованными в исследованиях по какой-то одной научной дисциплине или направлению. Такие организации имеют региональные, штатные или местные подразделения: ассоциации, клубы, советы, конторы. Осуществление их непосредственных деловых контактов и заключение договоров происходит в основном на периодических собраниях в ходе заседаний рабочих групп. Главным каналом связи служат периодические научные журналы.

Ассоциацией данного типа является АХО — Американское химическое общество (1876 г.). Общество проводит исследования и составляет обзоры по достижениям в области химии, организует учебные курсы для молодых ученых, выдает исследовательские гранты и премии, имеет свою радио- и телепрограмму, библиотеку, публикует периодические издания.

Ассоциации, представляющие всю науку в комплексе.

Существует небольшое число крупных формирований, которые для достижения общих целей развития науки поддерживают кооперацию различных организаций. Издаваемые ими научные журналы охватывают гораздо более широкий круг вопросов, чем публикации других ассоциаций, и широко популярны в деловых кругах. Редколлегии формируются из представителей разных научных дисциплин. Значительная часть выпуска посвящается новостям в области науки и техники, вопросам государственной научно-технической политики.

В Уставе Американской ассоциации содействия развития науки записано, что она призвана стимулировать работу ученых и повышать результативность науки в целях улучшения общественного благосостояния. Организационно Ассоциация подразделяется на комитеты и секции. Первые сформированы по проблемному принципу, вторые — по дисциплинарному. Самым богатым потенциалом ААСРН являются налаженные контакты с множеством филиальных научно-технических обществ, рассыпанных по всей стране, периодические издания, свобода членства, высокая оперативность деятельности. Междисциплинарные ассоциации могут действовать на постоянной или временной основе.

Научные лаборатории федеральных ведомств.

Лаборатории федеральных министерств и ведомств различаются между собой по размеру, типу исследовательских программ, масштабам деятельности. Юридически это целевые исследовательские организации с постоянным штатом научных сотрудников. Из их числа выделяются национальные лаборатории, деятельность которых имеет общенациональное значение. Именно они проводят основную часть ФИ, осуществляемых в государственном секторе. В связи с высокой концентрацией материально-технических и кадровых ресурсов такие национальные лаборатории в США называют национальными исследовательскими центрами.

Государственные лаборатории управляются соответствующими министерствами и ведомствами и предназначены для их научного и технического обслуживания: проведения исследований, выполнения организационно-управленческих функций при заключении исследовательских контрактов с внешними исполнителями, консультирования по вопросам разработки отдельных ведомственных планов, программ, а также научной политики в целом.

Наука в крупных корпорациях.

Одна из основных проблем управления научной деятельностью в крупных промышленных фирмах заключается в совмещении рентабельного производства с активным проведением НИОКР. Преимущественная ориентация на собственные силы в условиях административно-хозяйственной формы организации всей деятельности корпорации ведет нередко к истощению научно-технического задела, вялому течению инновационных процессов. Преобладающее значение приобретают количественные показатели - число ученых и инженеров в подразделениях, объем научных публикаций и т.п. Это служит основой для возникновения своеобразного слоя «научной бюрократии», заинтересованной в бюрократической институализации НИОКР и обманчивом характере их статистики.

Фундаментальные исследования в структуре инновационного процесса в наибольшей степени обладают отличительными свойствами от нововведений. Это неопределенность конечной цели и путей ее достижения. Максимально возможный «человеко-обусловленный» характер фундаментальных исследований, отсутствие взаимозаменяемости исполнителей, их уникальность. Это особенная система ценностей и мотивов деятельности, ученых и т. п. Все это приводит к тому, что к отделам фундаментальных исследований в корпорациях даже в рамках бюрократической системы руководства применяются специфические методы управления, отличные от методов, свойственных механистической системе.

Кооперативные научно-технические предприятия.

Исторически первой формой научно-технической кооперации в США стали исследовательские институты, преимущественно отраслевого профиля, создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой является отказ от проведения необходимых работ собственными силами и привлечение для этого на контрактной основе потенциала внешних исполнителей, в том числе промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (в первую очередь НИОКР), организуют на паях институт, выделяют ему долгосрочную программу исследований, создают орган управления.

Научно-промышленные парки.

Научно-промышленные парки (НПП) - в отличие от промышленных парков представляют собой территорию обычно вокруг крупного технического университета с развитой хозяйственной (сети энерго- и водоснабжения, системы транспортных и других коммуникаций, производственные здания, склады) и научно-технической (лабораторные корпуса, производственные помещения многоцелевого назначения, информационно-вычислительные центры коллективного пользования, другие научно-технические услуги, фирмы управленческого консультирования, предприятия по розничной торговле средствами производства) инфраструктурой. Места в парке покупаются или арендуются частными корпорациями, федеральными ведомствами, мелкими компаниями, независимыми изобретателями и т.п. На территории парка размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (в том числе кооперативные), фирмы венчурного капитала, консультативных и других специализированных услуг.

Финансирование.

Денежные средства на выполнение ФИ поступают от федерального правительства, правительств штатов, местных органов власти, частных промышленных компаний, университетов, благотворительных обществ. Бюджетное финансирование федерального правительства является основным источником средств, стимулирующих развитие теоретической науки. Оно покрывает 65 % университетских расходов на ФИ и 60% аналогичных затрат в неакадемическом секторе. Государство не покупает готовые пакеты научных результатов, а вкладывает капитал в науку и образование для поддержания мирового лидерства в этих областях.

В отличие от бюджетного финансирования целых исследовательских институтов, которые представляют собой жесткие организационные структуры и где распределение средств производится исходя из многих иных помимо собственно научных соображений, система финансирования отдельных проектов имеет большие преимущества. Выдача денег малой группе под конкретный проект — гораздо более гибкая форма, ориентированная на получение конечного результата. Именно ей американская фундаментальная наука обязана своим мировым лидерством. Эти две системы финансирования оказывают противоположный эффект на концентрацию сил внутри исследовательской организации. При комплексном финансировании институт стремится создать как можно более мощный штат администраторов (директор, начальники отделов), обладающих одновременно высокой научной компетентностью. Реальную власть над ресурсами имеет тот, кто занимает руководящую административную должность. Поэтому ученые стремятся поскорей достичь этих постов. При проектной форме финансирования, наоборот, деньги адресуются ученому, а не организации. Поэтому руководство организации в очень незначительной степени контролирует и влияет на их распределение. Ученые же неохотно занимают административные должности.

Эти различия в конечном итоге отражаются на мобильности научных кадров. При первой из двух упомянутых систем финансирования исследователи имеют все основания оставаться длительное время в одной и той же организации, развивая отношения с коллегами и начальством, и постепенно подниматься по должностной лестнице до достижения влиятельных позиций, когда он может воздействовать на направления научной деятельности института и решать вопросы о распределении средств. Но к этому времени наиболее продуктивный творческий период оказывается уже позади. При второй системе финансирования ведущий исследователь - получатель гранта - может при желании свободно перейти в другую, более подходящую, с его точки зрения, исследовательскую организацию. При этом грант переводится вместе с ним. В случае необходимости грант под проект может быть продлен.

Финансирование малых групп, ведущих ФИ одновременно во многих областях и по многим направлениям, более выгодно не только в научном, но и в экономическом отношении, поскольку возможная неудача в каждом случае касается относительно небольших финансовых вложений. Работа по той же проблеме нескольких конкурирующих исследовательских коллективов не позволяет упустить время на исправление допущенных ошибок и выбор более подходящих научных методов. Поэтому альтернативность объектов финансирования делает фундаментальную науку менее ресурсоемкой при одновременном сохранении широты фронта и качества исследований.

Экспертиза.

Каждая отдельная исследовательская программа может проходить процедуру оценки несколько раз по мере смены этапов ее выполнения. Многократное применение оценки и множественность ее форм позволяют определить целесообразность выбора объекта изучения и исполнителя, сверить качество полученных промежуточных результатов с предполагавшимися, оценить научную и практическую значимость конечных результатов для данной фирмы или страны в будущем. От этих оценок во многом зависит продолжение, изменение или прекращение программ, а также формулирование новых. Выводы групп оценки сильно влияют на такие аспекты программ, как объем финансирования, научное содержание, сбалансированность различного рода мероприятий, планы оценки и распространения результатов, другие управленческие аспекты.

Конечная цель оценочной деятельности состоит в том, чтобы улучшить качество теоретических исследований и повысить общий уровень знаний. Вместе с тем цели отдельных конкретных оценок существенно различаются в зависимости от того, на каком этапе они применяются. Поэтому различаются и критерии, лежащие в основе оценок: научно-технический уровень, творческая активность, выполнение научного плана, качество исполнения работы, практическая ценность исследований, публикационный критерий, индекс цитирования и др.

Ведущие ученые дают подробную критическую оценку предложений на выполнение ФИ или уже полученных результатов с точки зрения их научной ценности. Посредством экспертной оценки выдвигаются проекты, вносящие наибольший вклад в познание окружающего мира.

Система экспертной оценки включает внутреннюю и внешнюю экспертизы. Для проведения внутренней экспертизы научных программ известные ученые оформляются на должность на условиях полной занятости или привлекаются ученые — сотрудники федеральных ведомств. Основными критериями выбора экспертов являются уровень его научной компетенции и конкретные достижения в данной области исследований. Управляющие программами (так обычно называют этих ученых) решают, каким из исследовательских проектов (программ) стоит выделять средства.

Внешняя экспертиза предполагает привлечение лучших ученых страны, не занятых в федеральном ведомстве, осуществляющем финансирование оцениваемых проектов. Рекомендации внешних экспертов служат обоснованием выдачи федеральных средств наиболее талантливым исследователям, работающим в перспективных научных направлениях. Конкретные формы организации самой процедуры оценки различны.

Комплектование.

При комплектовании исследовательских групп решающее значение имеет привлечение высококвалифицированных ученых со стажем исследовательской работы. Здоровая творческая конкуренция возникает, когда в состав научного коллектива входят специалисты примерно одинакового ранга, научные интересы которых в рамках одной проблемы не совпадают. Господство соревновательного духа требует от каждого максимального проявления индивидуальных способностей. Выбор руководителя фундаментального проекта является прерогативой финансирующей организации. Представитель администрации промышленной компании или федерального ведомства беседует с несколькими возможными претендентами и выбирает из них наиболее подходящую кандидатуру. Как правило, выбор руководителей групп производится из числа университетских ученых со степенью доктора. Получив субсидию или заключив контракт, этот профессор несет личную ответственность за выполнение заказа.

После ознакомления с целями и требованиями финансирующей организации он набирает по своему усмотрению штат группы или лаборатории. Для усиления творческой активности, обеспечения оригинальных подходов к решению поставленной научной задачи, повышения восприимчивости исследовательского коллектива к последним достижениям науки не только в своей, но и. в смежных областях, группы формируются из специалистов, проявивших заинтересованность в исследовании различных сторон одного направления и даже занимающихся смежной тематикой.

Поскольку достижение гармонии в научном коллективе определяется многими случайными факторами и занимает немало времени, в кадровой политике крупных американских фирм преобладает мнение, что наем ученых нужно осуществлять «артельным» методом, т. е. привлекать группу уже сработавшихся ученых, заключая с ними коллективный контракт на разработку какой-либо научной проблемы или постоянную работу в соответствующем научном направлении. Такой метод позволяет уменьшить отрицательные последствия бюрократизации научных подразделений и создать благоприятный творческий климат для ученых.

Стимулирование, мотивация.

Научные исследования — чрезвычайно сложная и интенсивная свободная творческая деятельность ученых. Эффективная ее организация состоит в проведении оргмероприятий, стимулирующих творческую активность исследователей, их инициативу и предприимчивость. Процесс научного поиска продолжает оставаться в значительной степени индивидуалистичным даже в условиях работы исследовательских групп. Поэтому возникает необходимость в изучении личностных особенностей входящих в их состав ученых и выявлении комплекса факторов, влияющих на продуктивность творчества.

В США используются разные способы стимулирования творческой энергии исследователей. Часто более важным, чем величина зарплаты, оказываются факторы, обусловленные самой спецификой профессии ученого: возможность самовыражения, увлеченность и «очарованность» идеей, удовлетворенность результатами преподавательской и исследовательской деятельности, признание его членом научного сообщества, постоянное общение с одаренной молодежью, участие в деятельности профессиональных ассоциаций на национальном и международном уровнях.

Администрация учреждения, проводящего ФИ, постоянно стремится усилить восприимчивость своих исследовательских подразделений к наиболее перспективным проблемам и оригинальным подходам к их решению. Этому способствуют повышение самостоятельности сотрудников, улучшение информационного обмена и творческой обстановки. Наиболее плодотворными являются ежедневные контакты с несколькими специалистами разного ранга, работающими в смежных дисциплинах, а также обязательные систематические консультации хотя бы с одним крупным специалистом в данной области исследования. Общение с профессионалами ненаучного профиля (инженерами, производственниками, менеджерами) также расширяет рамки мышления научных работников и способствует рождению оригинальных идей.

Роль высшей школы в фундаментальных исследованиях

Высшая школа играет ведущую роль в осуществлении передовых ФИ и подготовки высококвалифицированных научных кадров. США — единственная страна в мире, где создана такая форма организации науки, в которой органически сочетаются процесс обучения и высокое качество научных исследований.

Исследовательские университеты.

Сформулированное еще в 1907 г. понятие американского университета раскрывается как «добровольная кооперативная ассоциация в высшей степени индивидуалистичных личностей, предназначенная для обучения и развития науки». Добровольная кооперация — основной принцип функционирования современного американского университета.

Исследовательские университеты — это учреждения, основной целью которых является проведение исследований, углубление и передача знаний. В отличие от стран, где созданы самостоятельные административные структуры, специализирующиеся либо только на проведении НИОКР, либо на подготовке научных кадров (характерный пример – СССР и нынешняя Россия), преимущество исследовательского университета состоит в обеспечении организационного единства обеих важнейших функций, на основе которого осуществляется теснейшая взаимосвязь между непосредственными их исполнителями.

Федеральное правительство проводит политику концентрации ресурсов на финансировании ведущих ученых, работающих в престижных университетах, преднамеренно создавая таким образом «элитарные центры» в исследованиях.

Участие студентов в исследованиях.

Широкое привлечение к проведению ФИ студентов является формой существования исследовательского университета. В государственном масштабе работают две специальные программы ННФ: одна направлена на стимулирование научной деятельности студентов под руководством преподавателей, другая — на проведение студентами оригинальных исследований, в которых преподаватели выполняют лишь консультативные функции. В своей деятельности университеты преследуют одновременно две цели: взращивание талантов и получение новых знаний. Увеличение научного потенциала вузов автоматически способствует повышению качества обучения и наоборот.

Доступность фундаментальной теоретической подготовки для очень широкого круга студентов, приобретаемый ими опыт лабораторных занятий благотворно сказываются на качестве подготовки, на их творческой инициативе, независимости и гибкости. Еще в студенческие годы выявляются одаренные личности, склонные к ведению фундаментального научного поиска. Приобретя опыт самостоятельного проведения ФИ и выбрав для себя научную карьеру, они продвигаются по академической должностной лестнице и получают, как правило, уже к 40 годам постоянную должность преподавателя, статус которой будет раскрыт ниже. Таким образом, функционирование исследовательских университетов обеспечивает гораздо более масштабное, чем в других странах, вовлечение людей в проведение передовых ФИ. Вместе с тем положения независимых исследователей достигают лишь самые способные и творчески мыслящие личности.

Докторантура.

В отличие от программы для получения высшей профессиональной степени (магистра, доктора медицины) программа доктора философии разработана в целях совершенствования и развития исследовательских навыков. Поступление в аспирантуру требует длительной, основательной подготовки. Поэтому, как правило, возраст аспирантов на несколько лет превышает возраст старшекурсников и является главной формой приобщения к научному творчеству молодых талантов под руководством признанного авторитета в соответствующей научной области. Именно в этот период молодой ученый овладевает исследовательским мастерством, формирует базис будущей научной карьеры. Количество лет, необходимых для выполнения докторской программы, строго не определено. Формально отводятся 3-4 года, однако практически процесс в среднем занимает не менее 6 лет. Подготовка докторов наук мало стеснена требованиями обязательных программ и другими формальными соображениями, мало поддается давлению извне и конъюнктурным влияниям. Получение этой степени предполагает обязательное проведение серии самостоятельных ФИ и является свидетельством компетентности в определенной научной области.

Сотрудники университета относятся к аспирантам одновременно и как к учащимся и как к коллегам по работе, специалистам, обладающим собственным мнением и способным сказать свое слово в науке. За пребывание в аспирантуре университет взимает плату, оплачивая со своей стороны помощь аспирантов в преподавательской и исследовательской деятельности профессоров.

В исследовательских университетах гораздо выше подготовка и компетентность специалистов на всех уровнях. Доли вспомогательного научного персонала и штата исследователей составляют 75 % и 25% соответственно, тогда как в других вузах соотношение иное: 55 и 45%. Причем если на главного исследователя приходится лишь 20 % всех прямых затрат, то на содержание вспомогательного персонала — свыше 50 %. Наиболее быстрыми темпами растет группа квалифицированного технического персонала, так называемых супертехников — специалистов по обслуживанию электронного оборудования, сложных научных приборов и исследовательских установок.

Находясь в постоянном контакте с наиболее способной частью молодежи, доктора наук оказывают на нее большое интеллектуальное воздействие. В основе деятельности сотрудников университета лежит принцип академической свободы — свободы без ограничений развивать научное познание, «Академическая свобода» предполагает как личную свободу сотрудника в университете (т.е. свободу проводить исследования в любой выбранной области и преподавать без принуждения и запретов), так и свободу самого университета функционировать без излишнего контроля и давления со стороны внешних сил. Преподаватель обладает правом быть своего рода экспертом в определенной области. Читая курс студентам или осуществляя руководство их научной работой, он может следовать своей собственной или выбранной им методике. Даже если ее находят спорной, никто не правомочен заставить преподавателя от нее отказаться. Таким образом, истинная академическая свобода неизбежно порождает богатое разнообразие мнений и подходов, множественность точек зрения и идей.

Феномен пожизненного контракта.

Юридическим источником власти и центральным звеном кадровой политики университетов является пожизненная должность, контракт на бессрочное (до выхода в отставку по собственному желанию) исполнение должности, заключаемый между профессором и университетом. В течение долгого времени он был предметом особой национальной гордости американцев. Контракт подразумевает не просто процедурные мероприятия в ходе выдвижения и утверждения наиболее достойных, но возводит в принцип гарантии их профессиональной неприкосновенности. Другими словами, введение системы пожизненных должностей — это ответ на требования сотрудников университетов о предоставлении академической свободы и автономии.

Основанием для получения контракта служит наличие степени доктора наук, пятилетний стаж самостоятельной научной работы, высокая исследовательская активность (определяется по числу публикаций), признание успехов в преподавательской деятельности и не менее 6-7 лет преподавательского стажа в качестве ассистента-профессора. Признание заслуг ученого международным научным сообществом — весомый плюс при оценке его деятельности. Таким образом, в основу критериев назначения на должность заложена идея о том, что заслуги в области научной деятельности и преподавании должны быть основными. Кроме того, претендент должен обладать высоким интеллектуальным потенциалом, способностью генерировать оригинальные мысли и идеи. При рассмотрении кандидатуры с этих позиций первостепенное значение придается не столько прошлым заслугам, сколько объективному и тщательному изучению личных качеств ученого и педагога. Получение контракта на постоянную должность, как правило, сопровождается продвижением по службе — назначением на должность доцента. Должность полного профессора требует большего стажа работы и высокой публикационной активности. Отбор и продвижение в научной карьере осуществляется на основе мнения членов профессорско-преподавательского состава.